Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
Необходимость защиты своей веры имела место и до появления христианства. В иудейской среде это нашло, например, отражение в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др. Христианские писатели были не только знакомы с методами, аргументами и идеями иудейской апологетики, но и использовали их20. Первые христианские апологетические элементы встречаются уже во многих местах Евангелий, Деяний и посланий апостольских, особенно у апостола Павла. Апостол Петр призывает каждого христианина быть готовым дать ответ всякому, требующему отчета о его христианской надежде (1Пет. 3:15).
В первые века христианства появляется и особый жанр богословско-полемических сочинений - апологии. Раннехристианские апологии имеют два адресата: иудейство и язычество, по разным причинам противостоящие христианству. «Мы проповедуем Христа распятого, - пишет апостол Павел, - для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Защита от тех и других имела свою ярко выраженную специфику. Если с иудеями дискуссия шла, главным образом, о мессианском достоинстве Иисуса Христа, Его Божественности, то с язычниками – о единстве Божества, уникальности Богоявления во Христе, лживости различного рода обвинений против христиан и несправедливости гонений на них.
До нас дошло немного произведений, написанных против иудеев. Это прежде всего самый ранний «Диалог Ясона и Паписка о Христе», написанный ок. 140 г. Аристоном из Пеллы, затем «Диалог с Трифоном иудеем» св. мч. Иустина Философа (2 в.), а также Аполлинария, еп. Иераполя (2 в.) «К иудеям», 2 книги против иудеев ритора Мильтиада (2 в.), «Против иудеев» Тертуллиана (2 в.), «Книги свидетельств против иудеев» св. Киприана, еп. Карфагенского, 8 слов против иудеев свт. Иоанна Златоуста (4 в.). Цель этих апологий — показать окончание Ветхозаветного закона, исполнившего свою подготовительную миссию, и мессианское достоинство и Божественность Иисуса Христа.
Апологий, обращенных к язычникам, было написано значительно больше. Первые, не сохранившиеся, принадлежали Кодрату и Аристиду (нач. 2 в.). Из дошедших до наших дней — прежде всего две апологии св. мч. Иустина Философа, «К эллинам» и «Об истине» Аполлинария, еп. Иерапольского, «Против эллинов» и «Апология христианской философии» Мильтиада, «Слово к эллинам» Татиана (2 в.), анонимное послание «К Диогнету» (2 в.), «Осмеяние языческих философов» Ермы (2 в.), еп. Филиппопольского, «Увещание к эллинам» Климента Александрийского (3 в.). Оригену (3 в.) принадлежит одна из самых крупных древних апологий христианства — «Против Цельса», где подвергаются серьезной критике все существовавшие направления языческой философии. Свт. Григорий Чудотворец (3 в.) написал «К Феопомпу о способности и неспособности Бога страдать», Евсевий Кесарийский (4 в.) - «Евангельское приготовление» и «Евангельские доказательства», а также «Против Иерокла», Феодорит Кирский - «Лечение эллинских недугов» (V в.).
Из сочинений западных апологетов следует назвать «Октавий» Минуция Феликса (2 в.), «К язычникам», «Апологетика» и «О свидетельстве души» Тертуллиана, «О том, что идолы не есть боги» и др. свт. Киприана Карфагенского (3 в.), «Против язычников» Арнобия (4 в.), «Божественные установления» и др. Лактанция (4 в.), «Об ошибочности языческих верований» Фирмика Матерна (4 в.), «История против язычников» Орозия (5 в.), а также «О граде Божьем» блаж. Августина (5 в.).
Одновременно шла борьба и с гностицизмом, который представлял для Церкви не меньшую опасность, чем язычество. Свщмч. Иринеем Лионским (2 в.) было написано «Изобличение и опровержение лжеименного знания», св. мч. Ипполиту Римскому (3 в.) принадлежит «Опровержение ересей», свт. Епифаний Кипрский (4 в.) составил «Собрание всех ересей», Тертуллианом были написаны книги «Против Маркиона», «Против валентиниан» и др.
Как писал В. Болотов, эти апологии были одной «из форм обращения к общественному мнению». Они, «хотя и медленно, но верно достигали своей цели: они знакомили общество с христианством и разрушали предрассудки и предубеждения против христиан»21. Что особенно обращает на себя внимание в апологиях древнего периода – это их духовная сила, засвидетельствованная исповедничеством и мученической кровью многих самих писателей и их учеников.
С прекращением гонений на христиан в IV веке характер Апологетики меняется - от борьбы с внешними врагами она постепенно переходит к защите чистоты веры и нравственности от их искажения внутри самой Церкви. В основном эта борьба носит чисто богословский характер и свое завершение находит в решениях Соборов IV-VIII вв. Однако эта сфера богословской деятельности уже выходит за границы собственно Апологетики.
- 1 Билет.
- Название науки Основного богословия и апологетики. Понятие об Апологетике
- Разделы апологетики
- Богословская апологетика
- Историческо-философская апологетика
- Естественнонаучная апологетика
- 2. Понятие науки
- Постулаты науки
- Методы науки
- О критериях в науке
- Наука и мировоззрение
- Наука и религия
- Религия и наука
- Вера и знание в религии и науке
- Некоторые выводы
- Всеобщность религий.
- Всеобщность веры и во времени, и в пространстве большинством ученых считается ныне безусловным научным фактом.
- 2 Билет.
- История Апологетики до х1х века. Краткий очерк истории Апологетики
- Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
- Средневековье и эпоха Возрождения
- Новое время
- К началу XX века, по меткому выражению де Любака, человечество как никогда «стало мучиться потребностью обходиться без Бога»28.
- Взгляд на происхожение религии: Шлейермахер.
- 3 Билет.
- Отношение основного богословия к другим богословским наукам .
- 2. Взгляд на происхожение религии: Фейербах.
- 4 Билет.
- Полемика с исламом : византийский период.
- Христианский взгляд на нравственное несовершенство и существование зла в мире.
- Взгляд на происхожение религии: Гегель. Взгляд Гегеля
- 5 Билет.
- Нерелигиозные системы мысли: деизм.
- 6 Билет.
- Этимология слова «религия» . Определение понятия религии.
- Полемика с исламом: современный период.
- НеПравдивость Корана
- Критика морали Мухаммеда.
- Критика моральных положений Корана.
- Отступничество и права человека
- Женщины.
- Учение Божественного Откровения о происхождении мира. Происхождение мира
- Христианское понимание мира
- 7 Билет.
- Даосизм.
- Формирование даосизма
- Мистицизм.
- Св. Троица и «троицы» иных религиозных систем.
- 8 Билет.
- Несовместимость двух концепций
- Эволюционнные теории. Тейар де Шарден.
- 9 Билет.
- Религия и нравственность: учение Канта.
- Взгляды отдельных философов на религию
- 1. Взгляд Канта
- Христианство и идея переселения душ.
- Душевные и духовные заболевания.
- 10 Билет.
- Религии Индии и христианство: будизм.
- Практики восточных религий и их отношение с христианством.
- Заключение
- Мифы о Христе: сочинение Нотовича.
- Историчность Христа.
- «Иудейские древности» Флавия
- Другие нехристианские источники.
- «Анналы» Тацита.
- «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла.
- Переписка Плиния Младшего и имп. Траяна.
- «О смерти Перегрина» Лукиана.
- Письмо Мары Бар-Серапиона.
- Свидетельство жизни первых христиан.
- Другие косвенные свидетельства.
- Туринская Плащаница.
- 11 Билет.
- Иудаизм о Иисусе Христе.
- Христианское осмысление чудес.
- Христианское отношение и восточные практики: Феншуй.
- 12 Билет.
- Натуралистическая гипотеза происхождения религий. Происхождение религии
- 1. Натуралистическая гипотеза
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 13 Билет.
- Анимистическая гипотеза происхожения религий. Анимистическая гипотеза
- Христианское отношение к восточным практикам: молитва и медитация.
- 14 Билет.
- Происхожение религии. Гипотеза Фейербаха. Гипотеза Фейербаха
- Даосизм. Дао и Логос.
- Формирование даосизма
- Рост современных технологий и связанные с ними этические проблемы.
- 15 Билет.
- Христианство и идея переселения душ.
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 16 Билет.
- Достоверность научного знания.
- О критериях в науке
- 2. Полемика с исламом : византийский период.
- 17 Билет.
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 18 Билет.
- Нерелигиозные системы мысли: пантеизм.
- Сравнительный анализ нарвственно-этических идеалов конфуцианства и христианства .
- Преподавательская и философская деятельность Конфуция
- Учение Конфуция
- Пять добродетелей и роль главной из них — «ли»
- Отношение Конфуция к предкам
- Правила пяти великих взаимоотношений
- Сыновнее благочестие и осознание своего места
- Отношение Конфуция к религии
- Взгляды Конфуция на политику
- Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы
- Культ Конфуция в Китае
- Заключение
- 19 Билет.
- Теизм и его отличие от патеизма и деизма. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм
- Откровение
- § 1. Виды откровений
- § 2. Общее Откровение и его признаки
- § 3. Индивидуальное откровение и его признаки
- 20 Билет.
- Кораническое представление о Христе.
- Источник нравственного закона в человеке.
- 2. Христианское отношение к восточным практикам: молитва и медитация.
- Что характерно для медитации.
- Что характерно для молитвы.
- История апологетики в хх веке.