§ 3. Индивидуальное откровение и его признаки
Не менее важен вопрос и об истинности тех религиозных переживаний, явлений и откровений, которые могут быть у верующего человека, не знакомого с святоотеческими основами духовной жизни (см. гл. VIII. Духовная жизнь). Этот вопрос касается понимания существа духовной жизни и условий познания «того» мира, поскольку ошибка здесь всегда сопряжена с огромной опасностью: кто не дверью в него входит, подвергается участи вора и разбойника! (см.: Ин. 10, 1.) Любопытство, мечтательность, несерьезность в этой области, попытки любыми средствами проникнуть в духовный мир – равносильны самоубийству. Хорошо известно, например, что активно занимающиеся спиритизмом, как правило, кончают жизнь или самоубийством, или полным расстройством психики. К этому приводят человека и все прочие виды оккультизма134.
Что по православному учению, является необходимым для «различения духов»? Основательный и точный ответ на этот вопрос дан святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его статье «Слово о чувственном и о духовном видении духов»135. Отметим наиболее существенные в ней мысли.
Законным путем вхождения в духовный мир и получения истинного знания (откровения) о нем является правильная духовная жизнь, предполагающая знание основ православной веры и духовной жизни. Главнейшим условием и признаком правильного духовного устроения человека является осознание им ненормальности, гибельности настоящего своего духовного состояния и бессилия без помощи Божией стать новым человеком по образу Христа. Из этого рождается сокрушение сердца, искреннее покаяние и важнейшее в духовной жизни – смирение.
В Евангелии все это именуется нищетой духовной (Мф. 5, 3). Духовная нищета является тем безусловно необходимым состоянием души, при котором возможно получение человеком истинного откровения, истинного указания пути в Царство Божие. Это откровение Господь дает человеку в целях его спасения, а не для удовлетворения любопытства праздного ума и пустого сердца, жаждущих узнать «что там».
Сам характер откровений также говорит о многом в вопросе определения их истинности. Если до падения человек был способен к непосредственному видению духов и общению с ними, то в настоящем состоянии их явления возможны ему лишь по особому усмотрению Божию и во время крайней нужды136 с целью исправления и спасения человека. Поэтому все святые отцы и подвижники, опытные в духовной жизни, решительно предупреждают христианина о возможности впадения в т.н. прелесть, то есть в духовный самообман, при котором человек свои нервно-психические, а часто и бесовские возбуждения и порождаемые ими лжевидения принимает за откровения Божии.
Святой Исаак Сирин прямо пишет: «Никто да не прельщает сам себя, и да не мечтает о предугадываниях137. Ибо душа осквернённая не входит в чистое царство и не сочетается с духами святых»138.
По какой причине может человек впасть в подобное состояние? Отцы отвечают: «Все виды бесовской прелести… возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы»139.
Прп. Исаак Сирин указывает и на другую важную причину. Это искание, ожидание благодатных ощущений, видений и прочего. Указав на слова Спасителя: …не придет Царствие Божие приметным образом (Лк. 17, 20), – этот великий наставник монашества говорит: «Чего же ищем с соблюдением, разумею Божии высокие дарования, то не одобряется Церковью Божией; и приемшие это приобретали себе гордость и падение. И это не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь»140.
нарушение законов духовной жизни непременно влечет за собой глубокие искажения сознания и чувств (сердца) человека. Он приобщается миру духов падших, духов лжи и заблуждения. Это приводит к лжевидениям, лжеоткровениям, к прелести. И поскольку никто не защищен от духовной слепоты и скрытой гордости, то неизменное и твердое правило Церкви – не принимать никаких откровений, но пребывать в покаянии и смирении. 2. Христианское отношение и восточные практики: Феншуй.
В 1986 году американец китайского происхождения Томас Линь Юй, преподававший фэн-шуй в США, обнаружил эту «науку» чрезвычайно сложной для того, чтобы она была маркетабельной (приспособленной для продажи). Так, упростив фэн-шуй, он ввёл символический фэн-шуй, поделив пространство на зоны «любви», «богатства», «детей», «секса», «денег», «карьеры» и т. д.
Предполагалось, что, поставив статуэтку в тот или иной сектор, на материальном уровне проявлялась символика, размещённая в зонах. Этот метод стал распространен среди тех, кто не желает изучать теорию фэн-шуй и применять его непростые формулы.
Классическая система фэн-шуй очень сложна (в Китае существовали специальные школы, где мастера обучали учеников фэн-шую, и процесс обучения длился до 35 (!) лет.), и большинство той «популярной» литературы, которая обильно представлена в книжных магазинах, имеет к настоящему фэн-шую сомнительное отношение. Где же находятся подлинные корни фэн-шуй?
Появилось это учение в Китае в IX веке. Фэн-шуй буквально означает «ветер и вода» и является искусством управления энергетическими потоками—практика жизни в гармонии с собой и с окружающим миром. С помощью фэн-шуй выбирают место для строительства дома, решают разбивку участка, выбирают благоприятные места для захоронений, планируют интерьер дома и квартиры, определяют назначение комнат, решают проблемы градостроительства и планируют парки.
В основе фэн-шуй лежит взятое из даосизма учение об энергии ци, пронизывающей всю Вселенную и дающей человеку «силу и душу». Материя и дух—это разные состояния ци, как пар и лёд—разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т. е. в даосизме материя и дух единосущны—они существовали всегда и не знали Творца. Человек живёт в ци. Ци окружает его со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие.
При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлять природой, а скорее отдавать себя ей. Цель—не изменить мир, а слиться с ним.
В даосизме нет Бога. Для даоса Космос есть Бог, и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений.
Практическая база фэн-шуй построена на созерцании и медитации, использующихся для обретения состояния бесстрастия и покоя, а также для обретения бессмертия. Шаманство является отцом даосизма. А потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм,—это не аномалия, а норма.
При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэн-шуевцы явно пытаются им манипулировать. Очевидно, что если говорить об искусстве фэн-шуй, как оно культивировалось в Китае с древних времен, то там, разумеется, есть логическое обоснование «наилучшего» расположения тех или иных предметов. Но какое отношение к фэн-шуй имеют атрибуты китайской культуры и фольклора—статуэтки, амулеты, талисманы и прочее?!
Современный фэн-шуй, по сути, является пародией на даосское учение. Да и энергетика каждого дома рассчитывается индивидуально по формулам. Не бывает двух одинаковых домов, чтобы применять методики фэн-шуй по шаблонным книжным советам.
Фэн-шуй—это однозначно магическое учение, пытающееся изменить жизнь человека без какой-либо духовной работы, духовных усилий, духовных перемен со стороны последнего. Но фэн-шуй, который широко распространился на Западе и в настоящее время популяризируется у нас, не имеет ярко выраженных религиозных проявлений. Это просто индустрия дизайна и «развлечений», основанная на шарлатанстве и обмане.
А дело вот в чём. Если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы (частенько в том же магазине продаются и большинство вещей, которые нужно располагать по фэн-шую), скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Логика, которую использует современный фэн-шуй, чисто сектантская—система всегда права.
Конечно, люди, не знающие Единого Бога, спокойно ходят к экстрасенсам, впадают в зависимость от них и, вылечивая у них одно, тут же заболевают другим и т. д. Любое увлечение восточными религиями (тем более, оккультизмом) требует беспрерывного контакта с такими знаниями.
Фэн-шуй—это суеверие и мистика. А с Православием такие вещи не совместимы. Христианство, точнее Православие, утверждает существование Единого Истинного Бога, являющегося одним и единственным Началом всякого творения, не безликой силой, а Творцом, имеющим Личностное бытие. Зло, как субстанция, в Православии отсутствует. Зло—это всего лишь на всего отсутствие или уклонение от добра.
- 1 Билет.
- Название науки Основного богословия и апологетики. Понятие об Апологетике
- Разделы апологетики
- Богословская апологетика
- Историческо-философская апологетика
- Естественнонаучная апологетика
- 2. Понятие науки
- Постулаты науки
- Методы науки
- О критериях в науке
- Наука и мировоззрение
- Наука и религия
- Религия и наука
- Вера и знание в религии и науке
- Некоторые выводы
- Всеобщность религий.
- Всеобщность веры и во времени, и в пространстве большинством ученых считается ныне безусловным научным фактом.
- 2 Билет.
- История Апологетики до х1х века. Краткий очерк истории Апологетики
- Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
- Средневековье и эпоха Возрождения
- Новое время
- К началу XX века, по меткому выражению де Любака, человечество как никогда «стало мучиться потребностью обходиться без Бога»28.
- Взгляд на происхожение религии: Шлейермахер.
- 3 Билет.
- Отношение основного богословия к другим богословским наукам .
- 2. Взгляд на происхожение религии: Фейербах.
- 4 Билет.
- Полемика с исламом : византийский период.
- Христианский взгляд на нравственное несовершенство и существование зла в мире.
- Взгляд на происхожение религии: Гегель. Взгляд Гегеля
- 5 Билет.
- Нерелигиозные системы мысли: деизм.
- 6 Билет.
- Этимология слова «религия» . Определение понятия религии.
- Полемика с исламом: современный период.
- НеПравдивость Корана
- Критика морали Мухаммеда.
- Критика моральных положений Корана.
- Отступничество и права человека
- Женщины.
- Учение Божественного Откровения о происхождении мира. Происхождение мира
- Христианское понимание мира
- 7 Билет.
- Даосизм.
- Формирование даосизма
- Мистицизм.
- Св. Троица и «троицы» иных религиозных систем.
- 8 Билет.
- Несовместимость двух концепций
- Эволюционнные теории. Тейар де Шарден.
- 9 Билет.
- Религия и нравственность: учение Канта.
- Взгляды отдельных философов на религию
- 1. Взгляд Канта
- Христианство и идея переселения душ.
- Душевные и духовные заболевания.
- 10 Билет.
- Религии Индии и христианство: будизм.
- Практики восточных религий и их отношение с христианством.
- Заключение
- Мифы о Христе: сочинение Нотовича.
- Историчность Христа.
- «Иудейские древности» Флавия
- Другие нехристианские источники.
- «Анналы» Тацита.
- «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла.
- Переписка Плиния Младшего и имп. Траяна.
- «О смерти Перегрина» Лукиана.
- Письмо Мары Бар-Серапиона.
- Свидетельство жизни первых христиан.
- Другие косвенные свидетельства.
- Туринская Плащаница.
- 11 Билет.
- Иудаизм о Иисусе Христе.
- Христианское осмысление чудес.
- Христианское отношение и восточные практики: Феншуй.
- 12 Билет.
- Натуралистическая гипотеза происхождения религий. Происхождение религии
- 1. Натуралистическая гипотеза
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 13 Билет.
- Анимистическая гипотеза происхожения религий. Анимистическая гипотеза
- Христианское отношение к восточным практикам: молитва и медитация.
- 14 Билет.
- Происхожение религии. Гипотеза Фейербаха. Гипотеза Фейербаха
- Даосизм. Дао и Логос.
- Формирование даосизма
- Рост современных технологий и связанные с ними этические проблемы.
- 15 Билет.
- Христианство и идея переселения душ.
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 16 Билет.
- Достоверность научного знания.
- О критериях в науке
- 2. Полемика с исламом : византийский период.
- 17 Билет.
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 18 Билет.
- Нерелигиозные системы мысли: пантеизм.
- Сравнительный анализ нарвственно-этических идеалов конфуцианства и христианства .
- Преподавательская и философская деятельность Конфуция
- Учение Конфуция
- Пять добродетелей и роль главной из них — «ли»
- Отношение Конфуция к предкам
- Правила пяти великих взаимоотношений
- Сыновнее благочестие и осознание своего места
- Отношение Конфуция к религии
- Взгляды Конфуция на политику
- Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы
- Культ Конфуция в Китае
- Заключение
- 19 Билет.
- Теизм и его отличие от патеизма и деизма. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм
- Откровение
- § 1. Виды откровений
- § 2. Общее Откровение и его признаки
- § 3. Индивидуальное откровение и его признаки
- 20 Билет.
- Кораническое представление о Христе.
- Источник нравственного закона в человеке.
- 2. Христианское отношение к восточным практикам: молитва и медитация.
- Что характерно для медитации.
- Что характерно для молитвы.
- История апологетики в хх веке.