logo
основное и апологетика

История апологетики в хх веке.

Особенность А. и ее развития определили следующие основные факторы. 1-й - широкое распространение, а во мн. традиционно христ. странах и господство атеистически-материалистического мировоззрения. Даже в тех гос-вах, где религия формально оставалась приоритетным мировоззрением, христианство фактически вытеснялось из жизни и атеизм оказывался реальной верой подавляющего большинства. Поэтому вопросы веры и разума, соотношения научного знания и атеистического и религ. мировоззрений, доказательства бытия Бога, существования души или, как заметил И. А. Ильин, почему верить в Бога «не глупо и не вредно» даже и образованному человеку (Ильин ИА. Кризис безбожия // Соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 337), оказываются на переднем плане А. 2-й фактор - сенсационные открытия в физике, генетике, астрономии, психологии, математике, археологии и др. науках, к-рые принесли совершенно новые свидетельства потрясающей премудрости устройства тварного мира, благодаря чему защитники христианства получили серьезнейшие аргументы для обоснования бытия Бога, существования души и ее бессмертия, существования сверхчувственного мира и др. (см. разд. «Естественнонаучная А.»). 3-й фактор - особое внимание в XX в. к проблеме человека, человеческого существования. Развитие научно-технического прогресса вызвало появление множества новых вопросов, связанных с основными изменениями как внутреннего мира человека (его психологии, морали, культуры, характера отношения к окружающему миру в целом), так и мира природного. В совр. об-ве потребления процесс отчужденности человека от др. человека, от общества и даже от самого себя стал принимать ужасающие масштабы. Человек оказался стоящим перед кризисами, прежде всего духовно-нравственным и экологическим, к-рые реально угрожают жизни на земле. Поэтому вновь, но уже на принципиально ином уровне, перед ним встала задача найти ответ на вопрос о смысле своего существования, своей деятельности. Богословско- и философско-апологетическая мысль получила, т. о., сильный стимул для развития. Вопрос о смысле жизни приобрел для нее актуальнейшее значение. Появилась богатая и разносторонняя христ. лит-ра, посвященная этой тематике (см. лит-ру в разд. «Историческо-философская А.» и «А. в России»). 4-й и специфически религ. фактор - необычайно сильное развитие в XX в. т. н. панрелигиозной или теософской идеи сотериологической равноценности и тождественности по существу всех религий. Эта идея в приложении к реальности многоконфессионального христианства выразилась в возникновении экуменического движения. Борьба с размыванием вероучительных границ и стиранием граней между принципиально различными религ. мировоззрениями, с одной стороны, и богословское противостояние религ. фанатизму, агрессивному неприятию иных религ. воззрений - с др., стали насущными задачами совр. А. (см. лит-ру на рус. языке в разд. «Историческо-философская А.»).

Из зап. апологетов XX в. наибольшей популярностью у рус. читателя пользуются труды амер. правосл. подвижника иером. Серафима (Роуза) и англикан. богослова К. С. Льюиса, а также католич. авторов де Любака, Г. Кюнга, Р.Гвардини, Й. Ратцингера.

Среди совр. греч. апологетов известен проф. Фессалоникского ун-та Н. А. Мацукас, большинство трудов к-рого посвящено богословско-философскому анализу апологетических вопросов. Обращались к апологетической проблематике А. Коракидис, Х. (Зиасиос) Лампрос, Д. (Зума) Евангелос, Х. Яннарас, Э. Феодорос. Проф. Бухарестского ун-та И. Михэлческу (впосл. митр. Молдавский Ириней) принадлежат труды: «Антология символического богословия», «Курс основного богословия» в 2 т., «Воинствующее богословие». Курсы по А. составили румын. богословы И. Г. Савин, Н. Крайник, П. Резуш (подробнее см.: Păcurariu M., pr. Istoria Bisericii Ortodoxe Romвne. Bucureşti, 1994. Vol. 3). К апологетической проблематике нередко обращались и др. богословы Румынской Церкви - Н. Котос, В. Лойкицэ, И. Феля, Э. Василеску, проф. И. Тодоран. В Болгарии А. представлена прежде всего трудами архим. Евтимия (Сапунджиева), Б. Маринова, А. Величкова, Н. Маджурова.

1 Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Париж, 1946. С. 508.

2 Ефрем Сирин, св. Творения. Т. 3. М., 1852. С. 48.

3 Ефрем Сирин, св. Творения. Т. 3. М., 1852. С. 48.

4 Ломоносов М. Стихотворения // «Советский писатель», М., 1948. С. 7.

5 См. гл.III. §3. Телеологический аргумент.

6 Наука // Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3.

7 Рассел Б. Человеческое познание / Пер. с нем. М., 1957. С. 204.

8 Эйнштейн А. Собрание научных трудов / Пер. с англ. М., 1967. Т. 4, с. 136.

9 Берг Л. Теория эволюции. Пг., 1922. С. 67–68.

10 Эйнштейн А. Указ. соч. С. 154.

11 Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. М., 1958. С. 195.

12 Таунс Ч. Слияние науки и религии // Литературная газета. 1967. ? 34.

13 Франк Ф. Философия науки. М., 1960. С. 76.

14 Казютинский В.В. Астрономия и диалектика // Астрономический календарь. Ежегодник. Вып. 73. М., 1969. С. 146.

15 Ломоносов М. Стихотворения / Под ред. П.НБеркова. «Советский писатель», 1948. С. 7.

16 См. п. 2: Понятие науки.

17 Светлов Э. Истоки религии. Брюссель, 1970. С. 258.

18 Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 30. М., 1858. С. 195.

19 См. гл. III, § 3, п.2: Телеологический аргумент.

20 См.: Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911, с.591-592.

21 В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т.2. СПб. 1910. С. 165.

22 Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. в 5-ти т. СПб. 1905.Т.IV.С.498.

23 Булгаков С.Н. Современное арианство. //Сб. "Тихие Думы". М. 1918, с. 160.

24 См. Сахаров Н., проф. Союз монистов и борьба с ним в Германии. "Богословский Вестник", 1911, декабрь, с. 775 – 785; С.М. Зорин. «Мифологическая теория Древса и ее разбор»// Странник. 1911, июль-август, с. 67.

25 С. Булгаков. Свет Невечерний, Сер. Посад. 1917. с. 83.

26 Н.А.Бердяев. О назначении человека. М.: Республика, 1993. с 276.

27 См. Рождественский Н.П., проф. Христианская апологетика. Т.1. СПб. 1893.

28 Анри де Любак. Драма атеистического гуманизма. Москва – Милан, 1997.

29 Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям. М., 1911. С. 111.

30 Там же. С. 39.

31 Пфлейдерер О. О религии и религиях // Пер. с нем. СПб., 1909. С. 45.

32 Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983. С. 137.

33 См. его «Православие и религия будущего».

34 Дорофей, прп. Душеполезные поучения. М., 1874. Поуч. 19, с. 212.

35 Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения в 5 т. СПб., 1905. Т. I, с. 513.

36 См. 4: Психологический аргумент.

37 Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Сочинения: В 3 т. Пер. с нем. М., 1923–1926. Т. 3. С. 168.

38 Там же. С. 192.

39 Там же. С. 169.

40 Там же.

41 Там же. С. 214.

42 Человек человеку – бог (лат.).

43 911. Т. 1. С. 14.

44 Там же. С. 17.

45

46

47 Кудрявцев В. Указ. соч. С. 194–195.

48 Цит. по: Андреев И.М. Православно-христианская апологетика. Нью-Йорк, 1965. С. 40.

49

50

51

52

53

54

55 Главные его труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по философии религии», «Философия права» и др.

56 «О цели христианской жизни». Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Серг. Посад, 1914. С. 33 и 10.

57 Еп. Игнатий. Письма к разным лицам. Выпуск II. Серг. Посад, 1917. С. 78–79.

58 См. напр., Николай Колчуринский. Мир – Божие творение. М., 2000.

59 Кант И. Сочинения: В 6 т. / Пер. с нем. М., 1966. Т. 4, ч. 1, с. 140.

60 Девис П. Суперсила. М., 1989. С. 265.

61 Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. 1991. ? 2, с. 39–40, 42.

62 Берг Л.С. Теория эволюции. Пг., 1922. С. 67–68.

63 Зелиг К. Альберт Эйнштейн. / Пер. с нем. М., 1966. С. 44.

64 Девис П. Указ. Соч. С. 261.

65 «Как-то математики подсчитали вероятность возникновения жизни на земле. Оказалось, что по законам мира чисел мы не имеем права возникнуть, а уж если возникли, то не должны были выжить» («Известия». 21.VIII.1970. ? 189). Вероятность возникновения жизни из случайного соединения молекул равна 10-255. (Населенный космос / Под ред. В.Д. Пенелиса. М., 1972). Вероятность возникновения молекулы ДНК равна 10-80038 (Курашов В.И., Соловьев Ю.И. О проблеме «сведения» химии к физике // Вопросы философии. 1984. ? 6, с. 96).

66 Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 144.

67 Рождественский Н.П. Христианская апологетика: В 2 т. СПб., 1884. Т. 1. С. 136.

68 О граде Божием. Цит по: Рождественский Н.П. Указ. соч. С. 137.

69 См. гл. III, § 3, п.2: Телеологический аргумент.

70 Еврейское слово «йом» (переведенное на церковно-славянский и русский языки как «день») означает не только день, но и период, эпоху, неопределенный промежуток времени, момент.

71 См., например, высказывания древних отцов и учителей Церкви по этому вопросу у Филарета, архиеп. Черниговского. Православное догматическое богословие. СПб., 1882. С. 125–128; у еп. Сильвестра. Опыт православного догматического богословия: В 5 т. Киев, 1885. Т. 3, с. 17–44.

72 Зеньковский В.В. Основы христианской философии: В 2 т. Париж, 1964. Т. 2, с. 51, 53.

73 София, по Е. Трубецкому, есть «неотделимая от Христа Божия премудрость и сила» (Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918. С. 104).

74 Там же. С. 105.

75 Цит. по: Еп. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. 2-е изд. Киев, 1884–1885. Т. 3, с. 40.

76 Ср.: Х. Яннарас. Мир. // Вера Церкви. М., 1992.

77 Там же. С. 42, прим. 4.

78 Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982. С. 295.

79 Там же. С. 297.

80 Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С. 80–81.

81 Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – учение, признающее наличие в человеке, природе и космосе особых скрытых (оккультных) сил и призывающее человека к овладению ими для достижения своих целей. Разновидностей оккультизма много. См. подробнее далее в § 4. Магизм.

82 См. гл. VI: Откровение, § 3. Индивидуальное откровение и его признаки. Гл. IX: Духовная жизнь, § 1, 7 Прелесть.

83 Крайне отрицательно влияет на психику человека чтение оккультной литературы, таких, например, авторов, как: Е. Блаватская, А. Безант, Рерихи, Р. Штейнер, Э. Шюре. Теперь выходит много подобной литературы: Р. Бах «Чайка по имени…», В. Сидоров «Семь дней в Гималаях», Л. Андреев «Роза мира», Гурьев «Записи диалогов с космическим разумом», С. Лазарев «Диагностика кармы» и др. Сюда же нужно отнести и выходящую миллионными тиражами серию книг В. Мегре о т. н. Анастасии «Звенящие кедры России».

84 См., напр.: ЖМП. 1992. ? 6, «О лжеучениях...»

85 Еп. Игнатий. Указ. соч. Т. 3.

86 Там же. С. 56.

87 Еп. Игнатий. Указ. соч. Т. 2, с. 59.

88 Там же. С. 126.

89 Еп. Игнатий. Указ. соч. Т. 3, с. 18.

90 Там же.

91 В сирийском тексте: «…никто да не обманывает сам себя и не даётся в обман видениям», т.е. пусть не думает, что без предварительного очищения своей души можно достигнуть духовного познания.

92 Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 74, с. 530.

93 Еп. Игнатий. Указ. соч. Т. 2, с. 17.

94 Свт. Игнатий. Собрание писем. М., СПб., 1995. Письмо ? 290.

95 Еп. Игнатий. Указ. соч. Т. 1, с. 255.

96 Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 55, с. 372.

97 См. характеристику католической мистики, напр.: свящ. П. Флоренский. «Столп и утверждение истины», прим. 400.

98 Прп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы. // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463–464.

99 Прп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим. // Там же. С. 224.

100 Цит. по: Рождественский Н.П. Христианская апологетика: В 2 т. СПб., 1884. Т. 1. С. 149.

101 Цит. по: Стэнли Л. Яки. Бог и космологи. Долгопрудный, 1993. С. 23.

102 Хилл К.Р. Христианская защита морали и демократии.// Диспут. 1992. ? 1. С. 138

103 Исаак Сирин, св. Слова Подвижнические. М.1858. Сл.34. С.217.

104 Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. Ответ 274.

105 Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения в 5 т. СПб. 1905. Т. IV, с. 24.

106 Свящ. Павел Флоренский. Освящение реальности // Богословские труды. ? 17. М., 1977. С. 150–151.

107 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 440.

108 Основные вопросы научного атеизма // Под ред. проф. И.Д. Панцхава. М., 1966. С. 36.

109 Естествознание и религия. 1970. ? 3, с. 10.

110 Фольц В. Римба // Пер. с нем. М., Л., 1931. С. 100. Цит. по: Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 37–38.

111 Токарев С.А. Тэйлор Э.Б. // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 691–692. См.: Его же. Анимизм. Там же. С. 27.

112 Там же. С. 692.

113 Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Сочинения: В 3 т. Пер. с нем. М., 1923–1926. Т. 3. С. 168.

114 Там же. С. 192.

115 Там же. С. 169.

116 Там же.

117 Там же. С. 214.

118 Человек человеку – бог (лат.).

119 Булгаков С. Религия человекобожия у Л.Фейербаха // Два града: В 2 т. М., 1911. Т. 1. С. 14.

120 Там же. С. 17.

121 Кудрявцев В.Д. Начальные основания философии. 9-е изд. Сергиев Посад, 1915. С. 125.

122 Берг Л. Наука, ее содержание, смысл и классификация. Пг., 1922. С. 18–23.

123 Франк Ф. Философия науки. М., 1960. С. 76.

124 Лопатин Л. Положительные задачи философии. М., 1911. Ч. 1. С. 277–278.

125 Лопатин Л. Положительные задачи философии. М., 1911. Ч. 1. С. 277–278.

126 Старокадомский М.А. Опыт умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров МДА. М., 1969. Машинопись (библиотека МДА).

127 Н. Бор указывает на два вида суждений: тривиальные, в которых противоположное утверждение является отрицанием первого, и нетривиальные, в которых суждение противоположное является столь же истинным. В христианстве, напр.: Бог триедин, Христос Бог и Человек, Евхаристические хлеб и вино – Тело и Кровь Христа.

128 Энгельс, например, писал о христианстве: «Оно встало в резкое противоречие по отношению ко всем существовавшим до него религиям» (Мысли Маркса и Энгельса о религии. М.1955. С. 60).

129 Новый Завет. Брюссель. 1964. С. 408.

130 Св. Ипполит Римский. Твор. Вып. 1. Казань, 1898. С. 129–130.

131 Древний патерик. М., 1874. Гл. 10: О рассудительности, п. 2.

132 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 440.

133 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. М., 1995. ? 90.

134 Крайне отрицательно влияет на психику человека чтение оккультной литературы, таких, например, авторов, как: Е. Блаватская, А. Безант, Рерихи, Р. Штейнер, Э. Шюре. Теперь выходит много подобной литературы: Р. Бах «Чайка по имени…», В. Сидоров «Семь дней в Гималаях», Л. Андреев «Роза мира», Гурьев «Записи диалогов с космическим разумом», С. Лазарев «Диагностика кармы» и др. Сюда же нужно отнести и выходящую миллионными тиражами серию книг В. Мегре о т. н. Анастасии «Звенящие кедры России».

135 Еп. Игнатий. Указ. соч. Т. 3.

136 Там же.

137 В сирийском тексте: «…никто да не обманывает сам себя и не даётся в обман видениям», т.е. пусть не думает, что без предварительного очищения своей души можно достигнуть духовного познания.

138 Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 74, с. 530.

139 Еп. Игнатий. Указ. соч. Т. 1, с. 255.

140 Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 55, с. 372.

141 Очень показательно, что оживление глиняных птичек ставится в один ряд с оживлением мертвых и исцелением больных людей. Это естественно, поскольку смысл чудес здесь заключается не в облегчении человеческих страданий, а в доказательстве истинности пророческой миссии. Данный конфликт пониманий имеет под собой глубокие корни. Действительно, в исламе чудо — это прежде всего знамение, тогда как в христианстве — сверхъестественное вспоможение отдельной личности или группе людей.

142 Эти два сюжета взяты автором Корана из апокрифов. История о том, как Иисус заговорил в колыбели встречается в "Арабском евангелии детства", а упоминание о создании им глиняных птичек и оживление их взяты из апокрифического евангелия от Фомы.

143 ал - Маудуди Абу ал - Аала. Принципы ислама. М., 1993. — Сс. 41; 72.

144 ал - Маудуди Абу ал - Аала. Жизненная миссия пророка. М., 1992. — С. 9.

145 Цит. по: Журавский А. Ислам. — С. 161.

146 Святитель Николай Сербский. Кассиана. СПб., 2000. С. 83.

147 О том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, что осязали руки наши, о Слове Жизни. Ибо Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам — пишет св. апостол Иоанн Богослов (1Ин 1:1-2).

148 Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства. Чикаго, 1992.

149 Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995.

150 сэр Норман Андерсон. Иисус Христос: свидетельство истории. Спб., 1995.

151 Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1994. — С. 115.

152 Макдауэлл Дж. Указ. соч. — С. 73. Относительно подлинности этого места Флавия в известной до недавнего времени редакции было много споров, однако тот текст, который привожу я, считается в современной науке подлинным.

153  митрополит Михаил (Мудьюгин). Введение в Основное Богословие. М., 1995. — С. 175; датировка по: Еврейская энциклопедия.

154 Поснов М.Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964. — Сс. 96-97.

155 Макдауэлл Дж. Указ. соч. — С. 76.

156 Грейвз Роберт. Царь Иисус. М., 1997. — С. 8.

157 сэр Норман Андерсон. Указ. соч.

158 митрополит Макарий (Булгаков). Догматическое Богословие. Спб., 1868. — Т.I. С. 237.

159 Ранович А.Б. Античные критики христианства. М., 1990. — С. 342.

160 Ориген. Против Цельса. М., 1996.

161 митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. — Т.I. С. 201.

162 Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской Церкви. Спб., 1997. — С. 44.

163 Ранович А.Б. Указ. соч. — Сс. 275; 277.

164 Бобринский А. Из эпохи зарождения христианства. — С. 40.

165 Макдауэлл Джош. Указ. соч. — С. 72.

166 Слово “Христос” или “Мессия” и переводится как “помазанник”.

167  От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого (Мф 27.45). Поскольку евреи считали, что от восхода до заката проходит двенадцать часов, шестой час соответствует полудню, а девятый - трём часам дня. Таким образом тьма произошла около полудня.