Мистицизм.
Мистицизм (от греч. ????????? – таинственный, мистерийный) – понятие достаточно широкое. Известный современный католический богослов Ганс Кюнг, например, пишет: «“Мистика”, “мистический” – эти слова, если вернуться к их буквальному смыслу, происходят от греческого глагола mύein – замкнуть (уста). “Мистерии” – это “таинства”, “тайные учения”, “тайные культы”, о которых не полагается рассказывать непосвященным. Мистической, следовательно, является такая религия, которая “замыкает уста”, то есть молчит о своих сокровенных тайнах в присутствии профанов и, более того, – отвращается от внешнего мира, закрывает глаза и уши, дабы обрести спасение внутри самой себя... Мистика, как определяет ее [крупный западный исследователь религии] Ф. Гейлер [† 1967], – это “та форма общения с Богом, при которой мир и “Я” радикально отрицаются и человеческая личность растворяется, пропадает, тонет в единой и бесконечной стихии божества”»78. Само восприятие Бога приобретает в мистицизме искаженный, по сравнению с положительными религиями, характер. Ф. Гейлер в своем монументальном труде «Молитва» отмечает, что «последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных атрибутов, остается голая и чистая бесконечность»79.
Это понимание мистицизма показывает, как далеко отстоит он от христианской религии с ее открытостью миру, с ее личностным восприятием Бога, с ее совершенно иным пониманием условий и характера опытного богопознания и святости человека. Последнее имеет особенно большое значение. Ибо смешение понятий «мистика» и «святость» в духовной области жизни опаснее, чем в любой другой, поскольку касается самой основы бытия человеческого. Поэтому привычное употребление терминов «мистик», «мистика», «мистический опыт» и т.д. в приложении к любому опыту контакта с «запредельным» миром чревато серьезными последствиями. Применение их в христианском богословии в таком расширительном значении, когда за ними могут стоять добро и зло, стремление к истине и примитивное любопытство, святость и сатанизм, Христос и Велиар (см. 2 Кор. 6, 15), может очень легко внедрить в сознание разрушительную идею тождественности по существу аскетических путей всех религий.
Вот, яркая иллюстрация этого: «Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходили к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Янджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, кабалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада... Все они как один свидетельствуют, что там... нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя... В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна! ... Эту бездну трудно даже назвать “Богом”... За пределами всего тварного и ограниченного мистическому оку открылась Реальность, которую Лао-Цзы называл дао, Будда – нирваной, кабалисты – энсофом, христиане – Божественной Сущностью (???????), “Божеством”»80.
Это – вполне теософская идея, которая совершенно обесценивает уникальную значимость Жертвы Господа Иисуса Христа и Его Благовестия в деле спасения человека. Своим опорным пунктом она, как видим, имеет широкое понятие мистики. С его помощью оказалось очень просто не только поставить в один ряд, но даже отождествить (!) опыт христианских святых с опытом кабалистов (для которых Иисус Христос – лжемессия), буддистов (вообще отвергающих Личного Бога), отождествить Дао, нирвану, энсоф с Божественной сущностью, Божеством (ср.: Ин. 8, 42; 15, 23). Так уничтожается само понятие Истины в религии, и человек лишается даже мысли о возможности роковой ошибки в столь ответственной области жизни, как духовная. В результате, он легко превращается в слепую игрушку мечтательности, самомнения, а не редко и откровенно демонических сил.
Термин «мистика», несмотря на свое греческое происхождение, в русское богословие с этим широким и, по существу, теософским смыслом, пришел с Запада (см. выше прим. 62).
Истоки мистики всюду одни и те же – это страстное стремление человека проникнуть в тайны духовного бытия и получить власть над ним, искание высших наслаждений, слияния с божеством, экстаза. Приводит все это к одному – гордости. Но мистика присутствует во всех религиях. В языческих – как явление естественное, в христианстве же – как болезнь, ненормальность, как искажение его веры и основ духовной жизни.
Мистика имеет много разновидностей. Все их можно разделить на две основные категории: естественная и приобретенная, хотя деление это достаточно условно, поскольку не всегда просто провести границу между ними.
Под естественной мистикой подразумеваются те прирожденные способности человека – к предвидению, целительству, ясновидению, телепатии и др. – которые также можно назвать экстрасенсорными. Согласно христианской антропологии, эти способности естественны человеку, но вследствие грехопадения исказились, находятся в состоянии «анабиоза» и потому проявляются редко.
Отсюда и возникает большая опасность развития у их обладателя тщеславия, гордости и сопутствующих им других страстей. Опасность заключается в том, что такой «естественный мистик», будучи обычным грешным человеком, воздействует при лечении, например, не на тело, как это имеет место в обычной терапии, а непосредственно на душу больного. И внедряясь в нее своими неочищенными «руками», заражает ее, нарушает тонкий, сокровенный порядок души и тем наносит часто непоправимый вред и психике, и нервам, и всему организму в целом. Потому Церковь запрещает обращаться за помощью к такого рода целителям.
Тем более опасны воздействия (например, через телевидение) тех, которые приобрели мистические способности. Разного рода колдуны, астрологи, экстрасенсы-«профессионалы» и т.п., сознательно развивая у себя эти способности, большей частью, ради славы и корысти, калечат людей в несравненно большей степени (телевизионные «опыты» современных экстрасенсов – прекрасная иллюстрация этого), нежели первые.
Приобретение мистических способностей возможно или оккультным путем, или на пути т.н. прелести.
Оккультный81 путь связан со стремлением человека проникнуть в тот, неподвластный законам этого мира, таинственный мир человека, природы и духов с целью познания его тайн и использования скрытых в нем сил в своих целях. К оккультизму относятся: магия, сатанизм, спиритизм, теософия, антропософия и др. Во всех их человек, сознательно или бессознательно, вступает в общение только с духами отверженными, нанося себе непоправимый, как правило, вред.
Прйлестный (см. гл. VIII. Духовная жизнь) путь приносит человеку, как правило, видения, откровения, наслаждения. Находящийся в прелести думает, что он познает тот мир, в действительности же оказывается игрушкой своих фантазий и дьявольских наваждений82.Мистицизм, таким образом, уводит человека от Бога, от подлинной цели жизни и дает такое направление развитию духа, при котором необычайно возрастает утонченная гордость, делающая человека неспособным к принятию Христа как истинного Бога и единственного Спасителя. Развитию гордости способствует и ложный аскетизм, и развиваемые нередко экстрасенсорные способности (например, в йоге), а также глубокие нервно-психические переживания, наслаждения, доводящие до экстаза. Все это постепенно приводит человека к убеждению, что он «как боги». Такой путь нередко приводит к мистическому атеизму (например, буддизм, санкхья), к сумасшествию, истерии, самоубийству. Признаки истинности индивидуального откровения.
Индивидуальное откровение и его признаки
Не менее важен вопрос и об истинности тех религиозных переживаний, явлений и откровений, которые могут быть у верующего человека, не знакомого с святоотеческими основами духовной жизни (см. гл. VIII. Духовная жизнь). Этот вопрос касается понимания существа духовной жизни и условий познания «того» мира, поскольку ошибка здесь всегда сопряжена с огромной опасностью: кто не дверью в него входит, подвергается участи вора и разбойника! (см.: Ин. 10, 1.) Любопытство, мечтательность, несерьезность в этой области, попытки любыми средствами проникнуть в духовный мир – равносильны самоубийству. Хорошо известно, например, что активно занимающиеся спиритизмом, как правило, кончают жизнь или самоубийством, или полным расстройством психики. К этому приводят человека и все прочие виды оккультизма83.
Такое незаконное проникновение в мир духовный в высшей степени опасно. Тем более что оно непременно порождает лжеоткровения, которые увлекают людей неопытных, незнакомых с основами духовной жизни, и губят их духовно и телесно84. Из ярких последних примеров подобных «откровений» можно указать на прорицания, исходящие из т.н. «Богородичного центра» или «белых братьев», фантастический произвол которых в интерпретации христианства достаточно красноречиво свидетельствует о природе и достоинстве этих «откровений».
Что по православному учению, является необходимым для «различения духов»? Основательный и точный ответ на этот вопрос дан святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его статье «Слово о чувственном и о духовном видении духов»85. Отметим наиболее существенные в ней мысли.
ЗАКОННЫМ ПУТЕМ ВХОЖДЕНИЯ В ДУХОВНЫЙ МИР И ПОЛУЧЕНИЯ ИСТИННОГО ЗНАНИЯ (ОТКРОВЕНИЯ) О НЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ ЗНАНИЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. ГЛАВНЕЙШИМ УСЛОВИЕМ И ПРИЗНАКОМ ПРАВИЛЬНОГО ДУХОВНОГО УСТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАНИЕ ИМ НЕНОРМАЛЬНОСТИ, ГИБЕЛЬНОСТИ НАСТОЯЩЕГО СВОЕГО ДУХОВНОГО СОСТОЯНИЯ И БЕССИЛИЯ БЕЗ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ СТАТЬ НОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ПО ОБРАЗУ ХРИСТА. ИЗ ЭТОГО РОЖДАЕТСЯ СОКРУШЕНИЕ СЕРДЦА, ИСКРЕННЕЕ ПОКАЯНИЕ И ВАЖНЕЙШЕЕ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ – СМИРЕНИЕ. Свт. Игнатий пишет: «…первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрывавшихся забвением и неведением86… Зрение недостатков наших – вот безопасное видение! Зрение падения и искупления нашего – вот нужнейшее видение87... Все святые признавали себя недостойными Бога: этим являли они свое достоинство, состоящее в смирении»88.
В Евангелии все это именуется нищетой духовной (Мф. 5, 3). Духовная нищета является тем безусловно необходимым состоянием души, при котором возможно получение человеком истинного откровения, истинного указания пути в Царство Божие. Это откровение Господь дает человеку в целях его спасения, а не для удовлетворения любопытства праздного ума и пустого сердца, жаждущих узнать «что там». «Только совершеннейшим христианам, – пишет свт. Игнатий, – преимущественно из иноков, сподобившимся прозреть душевными очами, был открыт мир духов: но таких христиан и в самые цветущие времена иночества было очень мало, по свидетельству преподобного Макария Великого. Свойство всех видений, посылаемых Богом, – замечает святой Иоанн Лествичник, – заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознания своей греховности и ничтожества. Напротив, видения, в которые мы вторгаемся произвольно, в противность воле Божией, вводят нас в высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая не что иное, как не понимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения»89.
Сам характер откровений также говорит о многом в вопросе определения их истинности. Если до падения человек был способен к непосредственному видению духов и общению с ними, то в настоящем состоянии их явления возможны ему лишь по особому усмотрению Божию и во время крайней нужды90 с целью исправления и спасения человека. Поэтому все святые отцы и подвижники, опытные в духовной жизни, решительно предупреждают христианина о возможности впадения в т.н. прелесть, то есть в духовный самообман, при котором человек свои нервно-психические, а часто и бесовские возбуждения и порождаемые ими лжевидения принимает за откровения Божии.
Святой Исаак Сирин прямо пишет: «Никто да не прельщает сам себя, и да не мечтает о предугадываниях91. Ибо душа осквернённая не входит в чистое царство и не сочетается с духами святых»92.
Свт. Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Христианские аскетические наставники заповедают не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным; заповедают соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность»93. «Святые Отцы повелевают подвижнику молитвы при случающихся явлениях вне и внутри себя пребывать равнодушным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святого. Они завещают, с одной стороны, не порицать явления, чтоб не подвергнуть порицанию святое, а с другой – никак не вверяться явлению, поспешно признав его истинным, чтоб не впасть в сеть лукавого духа»94.
В настоящее время, когда ложный мистицизм и всевозможные «чудеса» широкой рекой разливаются по всем странам мира (в США, например, почти 70% населения заявляют, что имели опыт экстрасенсорных восприятий, а 42% общались с умершими), особенно важно помнить эти святоотеческие призывы.
По какой причине может человек впасть в подобное состояние? Отцы отвечают: «Все виды бесовской прелести… возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы»95.
Прп. Исаак Сирин указывает и на другую важную причину. Это искание, ожидание благодатных ощущений, видений и прочего. Указав на слова Спасителя: …не придет Царствие Божие приметным образом (Лк. 17, 20), – этот великий наставник монашества говорит: «Чего же ищем с соблюдением, разумею Божии высокие дарования, то не одобряется Церковью Божией; и приемшие это приобретали себе гордость и падение. И это не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь»96.
Очень яркие примеры того, к каким «откровениям» приходят находящиеся в прелести, находим в жизни римо-католических мистиков97.
Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве «воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых», прямо говорит, что «это есть знак прелести». «На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное»98.
Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: «…никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме... Но узревший что-либо мысленно или чувственно и приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть... но паче похваляет его, как мудрого»99.Приведенные примеры показывают, что нарушение законов духовной жизни непременно влечет за собой глубокие искажения сознания и чувств (сердца) человека. Он приобщается миру духов падших, духов лжи и заблуждения. Это приводит к лжевидениям, лжеоткровениям, к прелести. И поскольку никто не защищен от духовной слепоты и скрытой гордости, то неизменное и твердое правило Церкви – не принимать никаких откровений, но пребывать в покаянии и смирении.
- 1 Билет.
- Название науки Основного богословия и апологетики. Понятие об Апологетике
- Разделы апологетики
- Богословская апологетика
- Историческо-философская апологетика
- Естественнонаучная апологетика
- 2. Понятие науки
- Постулаты науки
- Методы науки
- О критериях в науке
- Наука и мировоззрение
- Наука и религия
- Религия и наука
- Вера и знание в религии и науке
- Некоторые выводы
- Всеобщность религий.
- Всеобщность веры и во времени, и в пространстве большинством ученых считается ныне безусловным научным фактом.
- 2 Билет.
- История Апологетики до х1х века. Краткий очерк истории Апологетики
- Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
- Средневековье и эпоха Возрождения
- Новое время
- К началу XX века, по меткому выражению де Любака, человечество как никогда «стало мучиться потребностью обходиться без Бога»28.
- Взгляд на происхожение религии: Шлейермахер.
- 3 Билет.
- Отношение основного богословия к другим богословским наукам .
- 2. Взгляд на происхожение религии: Фейербах.
- 4 Билет.
- Полемика с исламом : византийский период.
- Христианский взгляд на нравственное несовершенство и существование зла в мире.
- Взгляд на происхожение религии: Гегель. Взгляд Гегеля
- 5 Билет.
- Нерелигиозные системы мысли: деизм.
- 6 Билет.
- Этимология слова «религия» . Определение понятия религии.
- Полемика с исламом: современный период.
- НеПравдивость Корана
- Критика морали Мухаммеда.
- Критика моральных положений Корана.
- Отступничество и права человека
- Женщины.
- Учение Божественного Откровения о происхождении мира. Происхождение мира
- Христианское понимание мира
- 7 Билет.
- Даосизм.
- Формирование даосизма
- Мистицизм.
- Св. Троица и «троицы» иных религиозных систем.
- 8 Билет.
- Несовместимость двух концепций
- Эволюционнные теории. Тейар де Шарден.
- 9 Билет.
- Религия и нравственность: учение Канта.
- Взгляды отдельных философов на религию
- 1. Взгляд Канта
- Христианство и идея переселения душ.
- Душевные и духовные заболевания.
- 10 Билет.
- Религии Индии и христианство: будизм.
- Практики восточных религий и их отношение с христианством.
- Заключение
- Мифы о Христе: сочинение Нотовича.
- Историчность Христа.
- «Иудейские древности» Флавия
- Другие нехристианские источники.
- «Анналы» Тацита.
- «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла.
- Переписка Плиния Младшего и имп. Траяна.
- «О смерти Перегрина» Лукиана.
- Письмо Мары Бар-Серапиона.
- Свидетельство жизни первых христиан.
- Другие косвенные свидетельства.
- Туринская Плащаница.
- 11 Билет.
- Иудаизм о Иисусе Христе.
- Христианское осмысление чудес.
- Христианское отношение и восточные практики: Феншуй.
- 12 Билет.
- Натуралистическая гипотеза происхождения религий. Происхождение религии
- 1. Натуралистическая гипотеза
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 13 Билет.
- Анимистическая гипотеза происхожения религий. Анимистическая гипотеза
- Христианское отношение к восточным практикам: молитва и медитация.
- 14 Билет.
- Происхожение религии. Гипотеза Фейербаха. Гипотеза Фейербаха
- Даосизм. Дао и Логос.
- Формирование даосизма
- Рост современных технологий и связанные с ними этические проблемы.
- 15 Билет.
- Христианство и идея переселения душ.
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 16 Билет.
- Достоверность научного знания.
- О критериях в науке
- 2. Полемика с исламом : византийский период.
- 17 Билет.
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 18 Билет.
- Нерелигиозные системы мысли: пантеизм.
- Сравнительный анализ нарвственно-этических идеалов конфуцианства и христианства .
- Преподавательская и философская деятельность Конфуция
- Учение Конфуция
- Пять добродетелей и роль главной из них — «ли»
- Отношение Конфуция к предкам
- Правила пяти великих взаимоотношений
- Сыновнее благочестие и осознание своего места
- Отношение Конфуция к религии
- Взгляды Конфуция на политику
- Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы
- Культ Конфуция в Китае
- Заключение
- 19 Билет.
- Теизм и его отличие от патеизма и деизма. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм
- Откровение
- § 1. Виды откровений
- § 2. Общее Откровение и его признаки
- § 3. Индивидуальное откровение и его признаки
- 20 Билет.
- Кораническое представление о Христе.
- Источник нравственного закона в человеке.
- 2. Христианское отношение к восточным практикам: молитва и медитация.
- Что характерно для медитации.
- Что характерно для молитвы.
- История апологетики в хх веке.