logo search
История и теория атеизма - 1987

Племенные и национальные религии

Всякая идеология, в том числе и религиозная, развивается в соответствии с теми материальными и общественными процессами, которые происходят в реальной жизни людей. Поэтому развитие религиозных верований соответствует периодам всемирно-исторического процесса, которые принято делить на две эпохи — доклассового, общинно-родового строя и классового общества.

Основными формами общности людей в доклассовый период являлись род и племя. Для рода характерны общие обычаи, верования, черты культа (наличие общих религиозных церемоний, мест погребения и т. д.). В более крупной, чем род, общности людей — племени появляются общие религиозные представления (мифология) и культовые обряды. Для доклассовых религий характерно большое разнообразие ее форм: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, шаманизм, культ умерших, культ предков, культ природы и пр. Все эти формы не являются последовательно сменяющими друг друга ступенями развития. Они взаимно переплетаются, как бы дополняя друг друга.

Если в верованиях общинно-родовой эпохи отражена, по К. Марксу, ограниченность отношений людей друг к другу и к природе, то религии классового общества призваны охранять эксплуататорский строй, связывая «угнетенные классы верой в божественность угнетателей»!. В период становления и развития классового общества формируются национальные (государственные) религии, генетически связанные с родо-племенными. В более поздний период — период перехода от одной формации к другой — появляются мировые религии.

Ф. Энгельс дает типологию религий на основе социально-классовых критериев: племенные, национальные

' Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 232.

73

и мировые2. Религии классового общества охватывают все религии древнего мира и их современные разновидности. «Если с гибелью древних государств исчезают и их религии, — писал К. Маркс,—то этот факт не нуждается в особых объяснениях, так как «истинной религией» древних был культ их собственной «национальности», их «государства»»3. Этот культ «национальности», «государства» в современных развивающихся странах находит свое выражение в традиционных и современных родо-племенных культах.

Племенные религии распространены в некоторых районах Азии, Африки, Австралии, Америки, Индии, Океании. Они представляют собой сложный конгломерат местных традиций, обрядов, ритуалов, отражающих различные этапы человеческой жизни (наречение имени, похороны и т. д.), олицетворение небесных и атмосферных явлений, религиозно-мифологических представлений. Возникшая в древности система ценностей, норм поведения (преданность клану, умение подчинить личные интересы общественным, кровная месть и др.) по-прежнему является неотъемлемой чертой племенных религий.

По мере разрушения старых форм хозяйствования и соответствующих им социальных структур, распространения христианства и ислама происходит взаимопроникновение мировых и племенных религий. Поэтому рели-гиозный синкретизм — явление нередкое в наше время.

С проблемой традиционных культов сталкиваются все развивающиеся страны. Несмотря на значительные социальные, культурные, экономические изменения, происходящие за последние десятилетия в этих странах, влияние местных традиционных верований на все стороны общественной жизни еще велико. Дело в том, что племенные религии распространены в наиболее отсталых районах с нищим и забитым населением, сознание которого остается преимущественно религиозным. Формирование социальной пассивности, упование на богов, а не на- социальные (прежде всего аграрные) реформы, консерватизм, поддержка правых сил и враждебность по отношению к социалистическим идеям, нередко откровенный антикоммунизм — такова социальная функция современных племенных религий.

Типичным примером может служить религия от-

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 312; Т. 21. С. 313-314.

3 Там же. Т. 1. С. 99.

74

сталых племен Индии адивасй, в которой индуизм переплетается с культом местных богов, анимизмом и древними племенными традициями. Вождь адивасй объявляет о своих сверхъестественных способностях и по отношению к племени становится религиозным вождем, скорее богом. Доверчивые и невежественные люди почитают его в качестве воплощения бога Вишну и оказывают ему соответствующие почести. В порядке религиозного долга они отдают ему свои голоса на выборах, и он избирается депутатом Законодательного собрания штата. Его преемник продолжает его традиции, объявив, что в нем воплотился дух прежнего вождя. Завоевав доверие в массах, вожди вступают в контакт с политическими партиями, которые противостоят демократическим и прогрессивным течениям, при этом заботятся в первую очередь о собственном благополучии. Их цель — примкнуть к элите индийского общества, добиться богатства и власти, оставляя своим последователям пустые иллюзии и несбыточные мечтания.

Разумеется, не все традиционные культы сегодня сохранились в равной степени. Одни отмерли, другие оказались более живучими, не только сохранившись в крестьянской среде, но и приспособившись к условиям современного города. В последние годы в развивающихся государствах, избравших некапиталистический путь развития, прогрессивными силами проводятся кампании, в ходе которых грамотная молодежь едет в деревни для чтения лекций о религии, природе, человеке. В популярной форме людям разъясняют достижения науки, несовместимость традиционных верований с задачами национально-освободительного движения. Эти мероприятия наряду с расширением школьного образования, медицинского обслуживания, перестройкой всей общественной жизни, несомненно, будут способствовать движению развивающихся государств по пути прогресса.

Национальные (государственные) религии — один из исторических типов религии. Их особенностью является то, что они не выходят, как правило, за рамки определенной этнической общности, «выросли из общественных и политических условий каждого народа» и срослись с ними. Эти религии отражали процессы формирования народностей, а затем и наций, а потому и названы Ф. Энгельсом народностно-национальными. Они генетически связаны с племенными религиями, элементы культа которых в них переработаны и ассимилированы. От-

75

личие от племенных религий состоит в том, что национальные религии складывались и развивались в период классового общества. В них отразилась этническая принадлежность людей. Национально-государственным религиям свойственны следующие черты: ритуализация обыденной жизни людей, специфическая обрядность, система религиозных предписаний и запретов, обособляющих данную религию. Национально-государственные религии нередко способствуют изоляции этнической общности, усиливают националистическую психологию, чувство национальной исключительности.

К национальным религиям относятся конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм, иудаизм.

Конфуцианство. Возникло и оформилось в Древнем Китае в VI—V вв. до н. э. Его основоположник — китайский государственный деятель и мыслитель Кун-цзы (Конфуций) (551—479 до н. э.). Учение Конфуция отразило взгляды феодального чиновничества, его стремления сохранить неизменным утвердившийся социальный порядок.

В учении Конфуция основное место занимают социально-этические проблемы. Конфуций создал идеал высокоморального человека (нзюнь цзы), который отличается двумя основными достоинствами — человечностью (жень) и чувством долга (и). Человечность, по Конфуцию, включает сдержанность, ум, доброту, верность, деликатность. Второе качество цзюнь цзы — долг на государственной службе, в семейном быту, в почитании предков, в учебе, в постижении мудрости древних.

Став идеологией правящих классов, конфуцианство обрастает догмами, толкованиями, превращается в жесткую систему требований, обязательную для выполнения. Главными являются требование помнить свое место в обществе (чжэн мин — букв. «исправление имен») и сыновняя почтительность (сяо). По Конфуцию, вечен и неизменен тот порядок, при котором сохраняются две основные категории людей — верхи и низы, общество «благородных мужей» и «ничтожных людей». В основе этого разделения лежало не имущественное положение или знатное происхождение, а высокие моральные качества. Концепция сыновней почтительности была возведена в ранг государственной морали. Данный принцип включал в себя взаимоотношения не только детей с родителями, но и императора с подданными, местных властей с населением.

76

Учение Конфуция трансформируется в религию в первые века нашей эры, впитав в себя различные народные верования (культ предков, почитание неба, земли, духов природы и др.). Личность Конфуция окружается ореолом святости, биография обрастает легендами, около могилы строится храм, совершаются жертвоприношения.

Верховной божественной силой последователи Конфуция считают Небо. Оно — олицетворение не только божества, но и высшего разума, справедливости. Правители Китая объявляются сынами Неба, обожествляются, а страна получает название Поднебесной, являющейся, по мнению китайцев, центром Вселенной, вершиной мировой цивилизации. Именно здесь закладывались истоки великоханьского шовинизма.

Большое место в конфуцианстве уделяется религиозным ритуалам и обрядам. Жертвоприношения Небу или предкам, брак, рождение, похороны совершаются с песнями, музыкой, пантомимой. Культу умерших предков также всегда уделялось большое внимание в жизни китайца. Однако этот культ имел не столько религиозную значимость, сколько практическую потребность. Происхождение, фиксируемое посредством культа предков, определяло место человека, его социальный статус, право на руководство менее знатными людьми. В конфуцианстве отсутствуют профессиональные жрецы. Все обряды выполняются чиновниками.

Вплоть до XX в. конфуцианство освящало социальные порядки в «Поднебесной империи», священную власть «сына Неба». После победы народной революции в Китае активно проводилась атеистическая пропаганда против религиозной идеологии. Однако с конца 50-х годов пекинские руководители начали осуществлять националистический курс в международном коммунистическом движении, что способствовало известному оживлению религиозности в стране. С начала 80-х годов в общественно-политической жизни Китая наметились положительные сдвиги. Но конфуцианство по-прежнему продолжает оказывать определенное влияние на формирование мировоззрения широких народных масс.

Даосизм. Сложился параллельно с конфуцианством в Китае как оппозиционная ему религия. В основе даосизма лежит философское учение, возникшее в IV—III вв. до н. э. Основные принципы религии изложены в книге «Дао дэ цзин» («Книга

77

о Дао»). Ее автором считается полулегендарный философ Лао-цзы (букв. «старый философ»). Центральной идеей учения является идея «дао» (путь). «Дао» — сущность и первопричина мира, источник его изменчивости, образ жизни, метод, принцип. Из гигантского пути — потока дао рождаются все явления мира, в нем они умирают, чтобы затем появиться вновь. Это некий естественный «путь», которому следуют весь внешний мир и люди. В учении «дао» сконцентрировано представление о всех аспектах бытия (онтология, натурфилософия). В этом главное отличие даосизма от конфуцианства, которое не занималось вопросами бытия, а выделяло социально-этические проблемы. В учении даосизма есть элементы материализма и стихийной диалектики. Но эта диалектика ставит в центр не борьбу противоположностей, а их примирение. Отсюда делаются и практические выводы (учение об «у вей» — недеянии): осуждение деятельности, борьбы. Целью жизни провозглашается спокойствие, основанное на бездеятельности. В недеянии — главный путь познания «дао», слияния с ним. Божественный пантеон даосизма возглавляется троицей — верховное божество Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань чу. Важную роль в религиозной организации играют служители-жрецы, среди которых есть и монашествующие и семейные. В отличие от конфуцианских обрядов, смысл которых в поклонении предкам, императору, главным занятием даоских жрецов являются предсказания, заклинания, гадания.

Даоская религия впитала в себя элементы конфуцианства, буддизма, других религий, а также народные традиции, искусство даоской дыхательной гимнастики, физических тренировок, выступающих как элементы нравственного совершенствования, достижение которого считалось необходимым на пути к «свободе» и «вечной жизни». Наряду с магическими средствами, даоская религия использует и науку, и медицину, и астрономию.

В настоящее время даосизм утратил свои былые позиции. Число его последователей невелико. Вместе с тем можно отметить некоторое оживление этой религии в форме подновленного даосизма — нео даосизма. Его„ проповедники выделяют в нем учение о «дао» как о естественном жизненном пути, свободном от социально-политических связей, обязанностей и долга, о «недеянии». В последние два десятилетия подобная пропаганда ведется в особенности среди молодежи и интеллигенции, не

78

только китайской, но главным образом западной. Она включает в себя поощрение различных проявлений свободы, в том числе сексуальной, свободы потребления наркотиков и т. д. Подобная пропаганда является своего рода реакцией на рост демократического движения, социальной активности всех слоев населения, попыткой помешать социальному протесту как движущей силе мирового прогресса.

Синтоизм. Синтоизм (от синто — букв. «путь богов») — традиционная национальная религия японцев. Она сложилась в раннефеодальной Японии в VI—VII вв. из множества родо-племенных культов, обычаев, традиций и свойственных всем первобытным религиям таких религиозных форм, как тотемизм, анимизм, магия, культ предков, культ природы и др. Значительное влияние на синтоизм оказали конфуцианство, даосизм, буддизм. Высокая степень синкретизма обусловила веротерпимость японцев, одновременное исповедание двух и более религий. Однако синтоизм глубоко националистичен. Боги синто породили только японцев. Пантеон синтоизма состоит из огромного числа богов и духов. Верховным божеством, родоначальником царствующей императорской династии считается солнечная богиня Аматэрасу. Концепция божественного происхождения императора повышала его политический престиж и утверждала представление о нем как богочеловеке. Японец — потомок духов второго разряда («ками»). Для японца «ками» — божество предков, героев, духов. Мир населен ками. После смерти японец также станет ками. Практическая цель и смысл синтоизма — утверждение собственной истории Японии, божественного происхождения японского народа. В религиозных представлениях японцев большое место занимает вера в реальную помощь духов умерших родственников, а также в несчастья, насылаемые ими. Поэтому культовое действие заключается в поклонении, услаждении духов и местных божеств. Синтоизм вобрал в себя представления о духах предков определенной местности, государства в целом.

Синто не имеет церковных канонических книг. Мифы, легенды, общие для синто, собраны в летописно-мифологические своды — «Кодзики» (Записки о древних делах) и др.

В 1868 г. синтоизм провозглашается государственной религией. Его идеологи умело приспособили сложившиеся традиционные представления, особенно культ сынов-

79

ней почтительности, к своим политическим целям. Изменяется структура религиозной системы. Синто стал подразделяться на династийный, храмовый, домашний. Растет число общенациональных храмов, в которых помимо обычных служб широко отмечаются синтоистские и буддийские праздники — Новый год, поминовение усопших и др. Японец б массе своей воспринимает синто не как религию, а как неизбежную традицию.

После поражения Японии во второй мировой войне Конституцией Японии 1947 г. синто отделен от государства. Однако в последние годы реакционные круги страны ведут активную борьбу за восстановление синтоизма в правах государственной религии. В противовес им демократические силы Японии в сложных условиях проводят разъяснительную работу среди населения таким образом, чтобы не задеть религиозные чувства людей, а продемонстрировать уважение к традициям. Разоблачаются попытки реакции использовать эту привязанность людей для достижения определенных политических целей. Выступления демократических сил в защиту свободы совести, против возрождения государственного синто тесно связаны с задачами общедемократического и антивоенного движения.

Индуизм. Наиболее распространенная религия в современной Индии. Он возник в IV—VI вв. на основе брахманизма и ведизма, жизненных принципов, моральных и социальных норм и ценностей, философских доктрин, племенных верований и обрядов, мифологических представлений и ритуалов, преданий, праздников народов Древней Индии. Именно поэтому индуизм воспринимается верующими не только как религия, а скорее как неизбежный жизненный путь. На протяжении веков индуизм освящал вечность, неприкосновенность, богоустановленность каст, соблюдение дхармы — свода правил, выполнение которых обязательно для каждого индуса. От их соблюдения зависит будущее человека (карма-воздаяние). После смерти его ожидает лучшее или худшее перерождение (сансара):

в представителя высшей или низшей касты, в животное или растение. Индуизму свойственно учение об изначальном неравенстве людей и невозможности его преодоления в земной жизни, о неминуемости расплаты и наказания, о рае и аде, о непричинении зла живому существу. По индуистским представлениям целью жизни является соединение с брахманом (мировой душой), достигаемое

80

дхармой (выполнением религиозных, семейных и общественных предписаний). Религиозные предписания индуизма зафиксированы в священных книгах — Ведах.

Индуизм — политеистическая религия. Боги в нем наделены космогонистическими функциями, высокими моральными качествами. Центральное место занимает троица: Брахма (бог-творец), Вишну (бог-хранитель), Шива (бог-разрушитель). Наряду с богами почитаются полубоги, духи, животные, растения, камни.

В индуизме нет единого руководящего центра, единой догматики, обрядности, церковной иерархии, но выработана такая структура, которая позволяет контролировать каждодневную жизнь верующего через жрецов, а также через кастовые советы (панчаяты).

Индуизм неоднороден. В нем существует большое количество направлений и сект. Наиболее крупные из них вишнуизм, шиваизм, шактизм. Эти три направления связаны с поклонением богам Вишну и Шиве, наиболее популярным среди индусов. В шактизме, кроме того, поклоняются Шакти — женскому творчески-энергетическому началу, персонифицируемому в одной из богинь (Махашакти, Деви, Парвати и др.).

В настоящее время в Индии религия официально признается частным делом. Политика секуляризации, провозглашенная конституцией страны, ограничивает кастовые размежевания, способствует преодолению отживших институтов. Однако правые, реакционные партии, используя индуистские догмы, провоцируют религиозные столкновения между общинами верующих, расшатывая там самым национальное единство народа.

Для современной Индии характерно появление различного рода неоиндуистских культов, странствующих проповедников-прорицателей и наставников, йогов и тантриков (сторонников сект в индуизме). Неоиндуизм проповедует религиозный синкретизм, отвергает исключительную роль той или иной религии, объединяя своих последователей независимо от кастовой или религиозной принадлежности. Он завоевал довольно устойчивое положение в современном индийском обществе, оказывая определенное воздействие на социальную и политическую жизнь страны. Лидеры неоиндуистских культов нередко создают политические партии. Неоиндуизм представлен многочисленными школами, сектами, группами, многие из которых получают поддержку и распространение на Западе, например, секта кришнуитов (или «Между-

81

народное общество сознания Кришны»), почитающая богa Кришну. Главным законом жизни она объявила духовное совершенствование, достижение которого возможно на уровне не материального мира, а божественного, нематериального. Конечная цель последователей различных форм неоиндуизма — слияние с божественным миром, освобождение ума от «материального притяжения». Ясно, что культивирование подобной религии связано с определенной социальной целью, формированием состояния социальной пассивности, беззаботности, неучастия.

В отличие от лидеров демократического движения неоиндуистские лидеры ведут своих последователей не к сознательной борьбе за социальные преобразования и социальное обновление, а, игнорируя подлинные причины общественных неурядиц, поощряют пассивность, невежество и темноту. Неоиндуистские движения выполняют роль реакционной социальной силы, используемой в консервативной политике.

Иудаизм. Иудаизм возник во 2-м тысячелетии до нашей эры среди семитских кочевых племен Аравийского полуострова. Его особенности — признание единого бога Яхве, догмат о «богоизбранности» евреев, вера в приход мессии и загробное существование. Религиозные представления иудаизма долгое время передавались в устной традиции и только в 1-м тысячелетии до н. э. постепенно были закреплены письменно. На этом этапе древнееврейской истории религиозные представления иудаизма претерпели значительные изменения. К числу причин этих изменений следует отнести учреждение теократического государства на территории Иудеи уже в конце VI в. до н. э. (538 г.), после того как персидский царь Кир разрешил евреям вернуться из так называемого плена в Палестину. Персидские власти включили территорию Иудеи в состав своей Сирийской сатрапии и лишили евреев собственных светских правителей, памятуя о недавних событиях, когда после первого покорения Иудеи вавилонским царем Навуходоносором (597 г. до н. э.) поставленный им на местный престол царек Седекия поднял восстание и Навуходоносору пришлось вторично штурмовать Иерусалим и разрушить Храм Яхве как символ еврейской государственности (586 г. до н. э.).

То обстоятельство, что иудейские жрецы сосредоточили в своих руках всю полноту власти в государстве, хотя

82

последнее представляло собой не более чем вассальную территорию мощного Персидского царства, повлияло в значительной степени на содержание Пятикнижия Моисея (другое название — Тора — закон) — главного раздела Библии (в христианскую редакцию этот раздел включен как часть Ветхого завета). Пятикнижие в основном сложилось в послепленный период (30-е годы VI в. — конец V в. до н. э.). Именно тогда был составлен так называемый Жреческий кодекс, который на основе объединения с ранее написанными и заново отредактированными Второзаконием (VII в. до н. э.) и еще более древними источниками — так называемыми Яхвистом и Элохистом (X—VIII вв. до н. э.) — вошел в качестве главного теократически-культового элемента в Тору. Жреческий кодекс, стремившийся посредством усиления обрядовых требований укрепить позиции иудейского духовенства, в том числе экономические, во многом определил такие особенности иудаизма, как авторитарность в отношении верующих, противопоставление их сторонникам других конфессий и связанные с этим религиозно-этническую исключительность и шовинизм.

Теократическое правление в Иудее просуществовало несколько столетий и было окончательно уничтожено римскими завоевателями в I в. до н. э. И хотя в течение всего этого периода Иудея никогда не могла восстановить свою былую государственную самостоятельность, находясь под властью сначала Вавилона, затем Македонии, потом Сирии, именно в это время были заложены сильные традиции воинствующего теократического клерикализма, закрепленные не только в практической деятельности духовенства, но и в основном источнике вероучения — Торе.

С момента своего возникновения иудаизм был объявлен религией «богоизбранного» народа, заключившего союз с богом Яхве. Идея «богоизбранности» наряду с обременительной обрядностью не позволила иудаизму широко выйти за пределы еврейской среды даже тогда, когда евреи оказались рассеянными по разным странам. Догмат о «богоизбранности» евреев активно использовался в националистических целях. В конце XIX в. он был подхвачен сионизмом — реакционным националистическим движением крупной еврейской буржуазии. В настоящее время он взят на вооружение сионистскими и клерикальными организациями США, Израиля и других капиталистических стран.

83

Религиозная идея «богоизбранности» древних евреев не является чем-то исключительным. Подобные идеи находили свое выражение в различных религиозных культах на определенной стадии их развития. Идея «богоизбранности», как правило, возникала тогда, когда происходил постепенный переход от политеистических представлений к представлениям об одном («национальном») боге, который выделялся из прежнего политеистического пантеона богов. Такая религиозно-идеологическая трансформация отражала в извращенной, фантастической форме вполне реальные исторические процессы, которые происходили в жизни того или другого народа. Прежде всего они были связаны с крушением родо-племенной организации и переходом к государству во главе с единым царем-деспотом. Выделение из целого сонма богов одного бога как раз и отражало процесс концентрации светской власти в руках единого царя. Эти реальные исторические события трансформировались в религиозном сознании той далекой эпохи как выбор богом «своего» народа, хотя в действительности дело происходило как раз наоборот: выбирал не бог, а люди. Так произошло и в жизни древних евреев, у которых в конце 2-го тысячелетия до н. э. начался процесс распада прежних родо-племенных отношений, завершившийся в Х в. до н. э. возникновением государственной организации.

Однако общий характер трансформации религиозных представлений, которая приводила к выбору «своего» бога и идеологически оформляла идею «богоизбранности» (такая стадия в развитии религиозных представлений получила название генотеизма), в древнееврейской религии приобрел специфическое выражение. Дело в том, что с XIII в. до н. э. кочевые племена древних евреев начали перемещаться с Аравийского полуострова на землю Ханаана (древнее название Палестины). Это перемещение, связанное с вытеснением и частичным истреблением местных оседлых народов (хетты, амореи, иевусеи и др.), проживавших на территории древней Палестины многие века до еврейского вторжения, придало иудейскому генотеизму и догмату «богоизбранности» шовинистическое, аннексионистское содержание.

Современные апологеты иудаизма пытаются трактовать идею «богоизбранности» евреев в духе монотеизма, т. е. веры в единого бога, который через евреев дал якобы всем людям Земли единые моральные представления и единый «путь жизни», создав тем самым условия

84

для «всеобщего человеческого братства». В действительности же иудейская идея «богоизбранности» в период своего возникновения ничего общего с монотеизмом не имела и не выходила за рамки политеистических верований. Это нашло свое многократное отражение в Ветхом завете, который сплошь и рядом сопровождает идею «богоизбранности» непременным требованием не почитать богов других народов. Тот же Ветхий завет полон сетований и угроз по адресу древних евреев, которые не выполняли соглашения со «своим» богом и очень часто «изменяли» ему. Обвинения евреев в нарушении завета, данного им богом, можно обнаружить не только в ранних, но и в поздних ветхозаветных источниках, относящихся даже ко II в. до н. э. (например, Дан. 3, 28, 29, 30).

Таким образом, попытки доказать изначальный монотеизм иудейской религии, связать его с догматом «богоизбранности», а посредством этого заполучить «доказательство» клерикально-сионистского постулата об «исключительности» евреев не только не отражают даже в малой степени реальные процессы религиозно-идеологического характера, но и откровенно фальсифицируют их.

Монотеистические идеи в иудаизме получают широкое распространение в массовом религиозном сознании (в иудейском богословии они были отражены значительно раньше) только во II в. до н. э. и становятся главными значительно позднее, когда в результате римского завоевания Палестины в I в. до н. э. были упразднены остатки государственной самостоятельности древних евреев, а сами они значительными массами стали эмигрировать в другие страны Средиземноморья. Ф. Энгельс в связи с этим подчеркивал, что только в условиях эллинизированной диаспоры (греч. «рассеяние») «иудейство, рационалистически вульгаризированное благодаря смешению и общению с неевреями и полуевреями, дошло до пренебрежения ритуальными обрядами, до превращения прежнего исключительно еврейского национального бога Ягве в единственно истинного бога, творца неба и земли...»4.

Для иудаизма характерен мессианизм. Вначале под мессией разумели реального царя-освободителя, а позже — мистического посланника бога, который должен обновить мир, собрать всех евреев в Палестине («вокруг

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 308-309.

85

Сиона» — возвышенности возле Иерусалима) и покарать их врагов.

Начальный период иудаизма — период его возникновения и становления — принято называть библейским. Еврейские жрецы утверждали, что Яхве открылся «богоизбранному народу» через Завет, передал евреям священное писание, которое евреи должны беречь и соблюдать. Этот Завет, или Танах, включает Тору (Пятикнижие), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Перечисленные книги создавались с Х по II в. до н. э. В них изложены религиозные, космологические и другие воззрения древних евреев, их этические и правовые нормы, представления об обществе и человеке.

Второй период в истории иудаизма носит название талмудического. В годы римского владычества из Палестины началась широкая эмиграция евреев. В 70 г. н. э. римские легионы разрушили восстановленный в после-пленный период Иерусалимский храм, и Иудея стала одной из окраинных провинций Римской империи, где были упразднены все остатки прежнего самоуправления. Еврейские поселения диаспоры (так стала называться территория расселения древних евреев) находились в разных странах. Лишенные храма, еврейские общины начали собираться для отправления культа в возникших синагогах, которые одновременно стали центрами общинной жизни на местах. В синагогах читали Тору и комментировали ее, приспосабливая к изменившимся условиям жизни евреев за пределами Палестины. Устные толкования Торы были записаны и составили Мишну. А истолкование и разъяснение Мишны составили Гемару (полное объяснение). Соединение Мишны и Гемары дало Талмуд.

Как и Ветхий завет, Талмуд считается в иудаизме основным богословским источником. В нем содержатся законы уголовного и гражданского характера, нравственные нормы, толкования догматических и канонических правил, практические советы по семейной и личной жизни. Главная идея Талмуда — предопределение.

Иудейский культ включает большое количество различных обрядов, молитв, постов, предписаний, ограничений, запретов и праздников. Достаточно сказать, что верующему необходимо помнить 365 запретов и 248 повелений Талмуда.

Иудаизм содержит элементы фетишизма (надевание во время утренней молитвы на лоб и левую руку филак-

86

терий — маленьких ящичков на ремешках, заполненных ветхозаветными текстами; это по существу амулеты), а также тотемизма (запрещение одновременно употреблять мясную и молочную пищу, есть конину, зайчатину, свинину). Особое место в иудаизме занимает обряд обрезания, ведущий свое происхождение от древнейшего обычая инициации, который был широко распространен среди народов семитской группы. Этот обряд считается символом священного союза, приобщения новорожденного к иудаизму.

Иудейская религия не представляет собой чего-то единого, цельного. На протяжении всей истории ее существования в ней возникали расколы, велась борьба между различными направлениями.

В настоящее время сохранились секты караимов и хасидов. Караимы — антиталмудическая секта, возникшая в VIII в. среди земледельцев и ремесленников. В качестве религиозного источника караимы признают только Тору и считают, что ее «богодухновенный» характер несовместим с какими-либо толкованиями. В такой форме они выражали свою оппозицию Талмуду и раввинам (последних они называли раббонитами — слепыми последователями талмудических «авторитетов»), которые оправдывали ссылками на тексты Талмуда феодальную эксплуатацию и другие проявления социальной несправедливости.

Хасидизм появился в XVIII в., в период нарастания антифеодальных настроений, все чаще выливавшихся в форму открытых выступлений народных масс против светских и духовных феодалов. Хасидизм завоевал популярность своим стремлением эмансипироваться от раввината и находящегося в руках финансовых заправил кагала (от древнеевр. «когол» — община) — основной формы организации жизни средневековых евреев в странах Восточной Европы и России. Пропагандируя идею религиозного пантеизма и рассматривая окружающую действительность как эманацию (истечение) бога, хасидизм провозглашал необходимость непосредственной связи верующего с богом и на этой основе отвергал институт раввинов с их талмудической «ученостью» как посредников между богом и человеком. Избавления от социальных антагонизмов хасидизм искал в идее индивидуального религиозно-нравственного совершенствования. Появившиеся вскоре в хасидизме цадики («праведники») заняли по существу место раввинов и способствовали перерождению хасидистских представлений в духе край-

87

него религиозного мистицизма и фанатизма. Как и караимство, хасидизм исчерпал свою первоначальную социальную направленность бунтарского характера и в настоящее время существует (в основном в США и Израиле) как сеть замкнутых религиозных общин, в значительной мере вернувшихся на позиции строгой иудейской ортодоксии.

Модернизированные хасидские идеи раннего периода активно пропагандируются современными иудейскими апологетами и оказывают существенное влияние на теологию иудаизма.

Одним из основных направлений современного иудаизма является так называемый реформированный иудаизм. Он возник в конце XVIII — начале XIX в. и стремился приспособить религию к условиям буржуазного строя путем обновления догматических положений и отказа от ряда устаревших талмудических представлений и культовых предписаний. Сущность реформированного иудаизма сводится к активной пропаганде иудейской этики, универсализации «духовных ценностей» Библии и Талмуда, в особенности десяти заповедей.

Наряду с реформированным иудаизмом продолжает свое существование иудаизм ортодоксального толка. Он воскрешает средневековые требования к верующим: безраздельное подчинение авторитету раввинов, богослужение на древнееврейском языке, строгое соблюдение обрядов и т. д. Особенно значительные позиции ортодоксальный иудаизм занимает в Израиле, где официально признается государственной религией. Талмудические предписания являются определяющей основой всех израильских законодательных актов, а в некоторых случаях (законы о гражданстве, семейно-брачных отношениях) в буквальном виде включены в формулу правовых норм.

К основным направлениям современного иудаизма относится консервативный иудаизм, возникший в первой четверти XX столетия. Он пытается объединить некоторые модернизированные представления реформированного иудаизма с традиционными элементами ортодоксии (особенно в сфере религиозного культа). В западных странах (исключая Израиль) большая часть верующих-иудеев являются приверженцами реформированного и консервативного иудаизма.

В 30-х годах XX в. в иудаизме возникло еще одно направление — реконструкционизм. Появившись первоначально в США, он затем распространил свое влияние на

88

некоторую часть верующих в других капиталистических странах. Основная особенность реконструкционистской теологии заключается в том, что иудаизм объявляется «религиозной цивилизацией», куда включается все содержание истории евреев. При этом исторические события рассматриваются под углом зрения модернизированной иудейской этики, которой к тому же приписывается общечеловеческое значение.

Руководители всех четырех направлений современного иудаизма на Западе, зачастую вопреки воле рядовых верующих, активно поддерживают международный сионизм, а два из них (реформированное и консервативное) в 70-х годах XX столетия вошли во Всемирную сионистскую организацию (ВСО).

В соответствии с законом в СССР действует сеть иудейских культовых учреждений — синагоги и миньяны (религиозные группы верующих, которые в соответствии с иудейскими культовыми правилами проводят богослужения в домашних условиях). Московским религиозным обществом издается «Настольный иудейский календарь», другая литература религиозного характера. В ешиботе — учебном заведении при хоральной синагоге в Москве — готовятся раввины, канторы и другие религиозные служители. Верующие-иудеи в основной своей массе выступают против клерикально-сионистской политики, которую проводят на Западе руководители религиозных организаций в союзе с сионистскими лидерами. Они требуют прекращения сионистских провокаций против СССР и других социалистических стран, отказа израильской верхушки от агрессивной политики на Ближнем Востоке, обеспечения законных прав арабского народа Палестины на собственное государство.

Как и все религии, иудаизм переживает в настоящее время кризис. Резко сократилось число верующих. Все больше людей порывает с иудаизмом и переходит на позиции атеизма. Все это заставляет религиозные организации приспосабливаться к изменяющимся общественно-историческим условиям, модернизировать те или иные стороны вероучения, пересматривать социальные, нравственные и другие религиозные доктрины.