logo search
основное и апологетика

Отношение основного богословия к другим богословским наукам .

Апологетика как защита христианства существует с самого его начала и остается в этом качестве до настоящего времени. Как особый раздел богословия, или как отдельная наука, Апологетика появляется с развитием школьного богословского образования. На протяжении истории объем и содержание ее очень менялись, и она выступала под разными названиями: Апологетика христианства, Естественное богословие, Философская или Основная догматика, Умозрительное богословие, Общее богословие, Введение в богословие, Основное богословие. Со второй половины XIX в. из области Апологетики постепенно выделяются в самостоятельные дисциплины: История религий, Библейская археология и текстология, Библейская история, Обличительное (или Сравнительное) богословие. В XIX–XX вв. в богословских школах на Западе и в России Апологетика входит в курсы Основного богословия или рассматривается как та же самая дисциплина (например, И. Николин. «Курс Основного богословия или Апологетики». Сергиев Пос., 1904).

Реформированная в 1996 г. учебная программа духовных школ Русской Православной Церкви рассматривает Апологетику и Основное богословие как два отдельных предмета. Апологетика при этом сохраняет свою специфику и ориентируется, главным образом, на защиту христианства от критики со стороны иных мировоззрений и систем мысли. В задачу же Основного богословия входит такое рассмотрение главнейших христианских истин веры и жизни, которое смогло бы наиболее доступно представить их каждому ищущему истины человеку, независимо от его убеждений.

Отношение Основного Богословия к другим богословским наукам частью подготовительное, частью руководящее, вообще же существенно вспомогательное. В известном смысле оно служит введением в энциклопедию всех богословских наук. В нем раскрываются и обосновываются общие истины веры, которые составляют необходимые предположения каждой отдельной богословской науки, но ни в одной из них не подлежат специальному раскрытию, а принимаются как готовые данные. Таковы: истины бытия Божия, бессмертия человеческой души, общее учение о религии, об откровении и др. Через раскрытие и обоснование этих истин Основное Богословие пролагает путь к исследованию специальных богословских вопросов: догматических, нравственных, церковно-исторических, канонических и проч. Вместе с тем оно полагает основу для научного исследования всех этих вопросов, без которой эти исследования не имели бы под собою твердой научной почвы. Таким образом Основное Богословие является как фундамент для всего здания богословской науки, со всеми ее частными подразделениями. Ближайшее и наиболее непосредственное отношение оно имеет к теоретическим бого-словским наукам,-к богословию догматическому и нравственному, которые, в свою очередь, относятся к нему как частное к общему. Из философских наук Основное Бого-словие имеет ближайшее сродство с так называемой философией религии, но отличается от последней а) строго положительным и б) апологетическим характером. Оно выходит из положительных основ христианской веры и раскрывает последние в строгом согласии с учением православной церкви и под ее руководством. Далее, оно в отличие от философии религии имеет более определенную задачу-защитить эти основы против всех посягательств на их непреложную истину со стороны лжеименного знания.

История апологетики в ХХ веке.

Особенность А. и ее развития определили следующие основные факторы. 1-й - широкое распространение, а во мн. традиционно христ. странах и господство атеистически-материалистического мировоззрения. Даже в тех гос-вах, где религия формально оставалась приоритетным мировоззрением, христианство фактически вытеснялось из жизни и атеизм оказывался реальной верой подавляющего большинства. Поэтому вопросы веры и разума, соотношения научного знания и атеистического и религ. мировоззрений, доказательства бытия Бога, существования души или, как заметил И. А. Ильин, почему верить в Бога «не глупо и не вредно» даже и образованному человеку (Ильин ИА. Кризис безбожия // Соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 337), оказываются на переднем плане А. 2-й фактор - сенсационные открытия в физике, генетике, астрономии, психологии, математике, археологии и др. науках, к-рые принесли совершенно новые свидетельства потрясающей премудрости устройства тварного мира, благодаря чему защитники христианства получили серьезнейшие аргументы для обоснования бытия Бога, существования души и ее бессмертия, существования сверхчувственного мира и др. (см. разд. «Естественнонаучная А.»). 3-й фактор - особое внимание в XX в. к проблеме человека, человеческого существования. Развитие научно-технического прогресса вызвало появление множества новых вопросов, связанных с основными изменениями как внутреннего мира человека (его психологии, морали, культуры, характера отношения к окружающему миру в целом), так и мира природного. В совр. об-ве потребления процесс отчужденности человека от др. человека, от общества и даже от самого себя стал принимать ужасающие масштабы. Человек оказался стоящим перед кризисами, прежде всего духовно-нравственным и экологическим, к-рые реально угрожают жизни на земле. Поэтому вновь, но уже на принципиально ином уровне, перед ним встала задача найти ответ на вопрос о смысле своего существования, своей деятельности. Богословско- и философско-апологетическая мысль получила, т. о., сильный стимул для развития. Вопрос о смысле жизни приобрел для нее актуальнейшее значение. Появилась богатая и разносторонняя христ. лит-ра, посвященная этой тематике (см. лит-ру в разд. «Историческо-философская А.» и «А. в России»). 4-й и специфически религ. фактор - необычайно сильное развитие в XX в. т. н. панрелигиозной или теософской идеи сотериологической равноценности и тождественности по существу всех религий. Эта идея в приложении к реальности многоконфессионального христианства выразилась в возникновении экуменического движения. Борьба с размыванием вероучительных границ и стиранием граней между принципиально различными религ. мировоззрениями, с одной стороны, и богословское противостояние религ. фанатизму, агрессивному неприятию иных религ. воззрений - с др., стали насущными задачами совр. А. (см. лит-ру на рус. языке в разд. «Историческо-философская А.»).

Из зап. апологетов XX в. наибольшей популярностью у рус. читателя пользуются труды амер. правосл. подвижника иером. Серафима (Роуза) и англикан. богослова К. С. Льюиса, а также католич. авторов де Любака, Г. Кюнга, Р.Гвардини, Й. Ратцингера.

Среди совр. греч. апологетов известен проф. Фессалоникского ун-та Н. А. Мацукас, большинство трудов к-рого посвящено богословско-философскому анализу апологетических вопросов. Обращались к апологетической проблематике А. Коракидис, Х. (Зиасиос) Лампрос, Д. (Зума) Евангелос, Х. Яннарас, Э. Феодорос. Проф. Бухарестского ун-та И. Михэлческу (впосл. митр. Молдавский Ириней) принадлежат труды: «Антология символического богословия», «Курс основного богословия» в 2 т., «Воинствующее богословие». Курсы по А. составили румын. богословы И. Г. Савин, Н. Крайник, П. Резуш (подробнее см.: Păcurariu M., pr. Istoria Bisericii Ortodoxe Romвne. Bucureşti, 1994. Vol. 3). К апологетической проблематике нередко обращались и др. богословы Румынской Церкви - Н. Котос, В. Лойкицэ, И. Феля, Э. Василеску, проф. И. Тодоран. В Болгарии А. представлена прежде всего трудами архим. Евтимия (Сапунджиева), Б. Маринова, А. Величкова, Н. Маджурова.