logo search
Секты

2. Адвентисты

Название секты происходит от латинского слова «адвентус» – пришествие.

Основателем этого движения является небогатый американский фермер Виллиям Миллер (1782–1849).

Он был исполняющим обязанности проповедника баптистской общины, но с 1817 года углубился в Библию и усиленно стал заниматься пророчествами. Изучение книг Давида и Откровения Иоанна привело его к выводу, что мир находится непосредственно перед пришествием Христа, которое должно произойти между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Свое откровение он долго хранил в тайне. И только в 1831 г. начал об этом сообщать в своих проповедях, призывая к готовности встретить Христа. Его проповеди вызвали большой отклик, и много людей сгруппировалось вокруг него. В 1843 г. он имел 50 000 посетителей, среди которых было 200 проповедников. Некоторые из его последователей раздарили все свое имущество, чтобы, освободившись от всего земного, идти навстречу грядущему Господу, Но 21 марта 1844 г. прошло без каких‑либо событий.

Виллиям Миллер признался в своем заблуждении, но его сподвижники стали искать возможную ощибку расчета и пришли к заключению, что Христос должен прийти на полгода позже, т. е. 21 октября 1844 г. И вновь у многих зажглась надежда, но их ждало горькое разочарование: Господь не явился и к 21 октября 1844 г.

С этого момента начинаются расколы. Из всех этих групп быстро стала расти лишь одна под названием «Адвентисты седьмого дня». Основателем этого течения был бывший капитан корабля Иосиф Батес. По его инициативе вместо воскресения стали соблюдать субботу. Его книга «Седьмой день, суббота, вечное знамение» оказала большое влияние на все движение адвентистов.

Учение Батеса было подхвачено адвентисткой Эллен Вите, или Еленой Уайт (1827–1915), как она известна в России. Уже до замужества она имела видения. Материал для проповедей она получала в состоянии этих трансов. В одном видении в апреле 1847 г. ей была открыта важность заповеди субботы. На основании этого откровения суббота была возведена до уровня главной заповеди. Посредством откровений, книг и периодической печати Елена Уайт оказывала на общество «Адвентистов седьмого дня» большое влияние. Ее можно назвать основной руководительницей этого движения.

Так как Виллиям Миллер со своими последователями был исключен из баптистских собраний, то в 1845 г. это течение начало организовывать свои собрания. Елена Уайт предприняла длительную поездку с целью агитации. В 1885 г. она приехала на два года в Европу, ас 1891 по 1900 гг. занималась организацией этого течения в Австралии.

В 1858 г. было введено обязательство уплаты десятины (по закону) непосредственно в центральную кассу, а в 1863 г. официально организовано общество «Адвентистов седьмого дня».

На основании одного откровения Елены Уайт была проведена реформа оздоровления. Адвентисты являются противниками алкоголя, табака, а употребление свинины в пищу является тяжким грехом.

Главным средством агитации у адвентистов является продажа литературы. В 1963 г. журналы и литература выпускались на 228 языках. Наряду с этим свое учение адвентисты распространяют с помощью радио– и телепередач, а также с помощью заочных библейских курсов. Быстрее всего это течение распространяется в Южной Европе, Корее и Африке.

Во главе общества стоит генеральная конференция (Вашингтон). Свою организацию они разделили на дивизионы, союзы, объединения, собрания. В 1980 г. в обществе насчитывалось 3,3 миллиона членов.

Во многих пунктах своего учения адвентисты близко стоят к реформаторской церкви. Но, наряду с этим, они имеют свои особенности. Адвентисты не имеют официального исповедания и труды Елены Уайт ставят наравне со Священным Писанием.

Адвентисты, как и баптисты, отвергают крещение детей. Они учат и практикуют крещение путем полного погружения в воду. Принимающие крещение получают наставления в предварительных беседах и проповедях об учении и перед крещением обязаны давать обет перед собранием, что «они оставили служение сатане и стали членами Царственой семьи, детьми небесного Царя». Они празднуют вечерю каждую четверть года неквасным хлебом и безалкогольным вином. Перед вечерей совершается омовение ног (мужчины – мужчинам, а женщины – женщинам). После вечери следует братский поцелуй.

Адвентисты утверждают, что Иисус уже пришел для так называемого суда‑расследования, которое сегодня происходит на небесах. Там Он проверяет книгу жизни и вычеркивает имена тех, которые хотя и верят в Христа, но не соблюдают субботы. Сегодня они несут весть благодати. Когда весь мир будет предупрежден, то Он может прийти для совершения суда. Это должно вскоре совершиться. Сегодня происходит борьба между теми, кто соблюдает субботу, и теми, кто соблюдает воскресенье. Первые являются представителями Господа, а вторые – представителями сатаны. В последнее время будут преследовать тех, кто соблюдает субботу. Адвентисты получат печать Господа, а остальные – начертание зверя. Во время 1000‑летнего царства земля будет пуста и безвидна. В это время адвентисты находятся на небе и помогают провести окончательный суд по отношению ко всем отпавшим существам. После этих 1000 лет сатана вновь будет отпущен. Огонь с неба уничтожит на земле всех грешников. Длительность наказания зависит от вины. Все завершится в огненном озере, и, таким образом, будет место, свободное от греха. Вечного проклятия нет, а есть окончательное абсолютное уничтожение, так как нет бессмертия души.

Адвентисты создали теорию субботы. Третья заповедь должна говорить об освящении субботы. Уже на первых страницах Библии рекомендуется празднование субботы (Быт. 2:3). В Новом Завете суббота не упразднена, а лишь только Церковь поставила воскресение вместо субботы. Введение празднования воскресения (императором Константином в 321 г.) было уступкой язычникам и служило прославлению бога солнца. Папство приравнивается к антихристу. Заповедь субботы с Синая является раз и навсегда действительной и обязательной заповедью Бога. И не только для евреев, но и для всех христиан. Поэтому вопрос субботы решает спасение или проклятие человека.

В России адвентисты седьмого дня появились в конце 80‑х годов прошлого столетия среди немецких колонистов в Поволжье.

Общины адвентистов отличаются сильно выраженной замкнутостью. Адвентисты и адвентистки в брак должны вступать только между собой. Они отвергают поклонение кресту, мощам, иконам, монашество, крестное знамение, исповедь, отпевание. Не признают они также никаких христианских празднеств, вместо которых отмечают свой единственный годовой праздник День Жатвы (обычно в последнюю субботу сентября).

Молитвенные собрания адвентисты проводят, как правило, утром в субботу, а также в вечерние часы среды и пятницы, иногда второй раз в субботу. Богослужения состоят из чтения и толкования Библии, молитв, проповедей, пения ( в сопровождении фисгармонии, органа, магнитофона) духовных песен из сборника «Псалмы Сиона», изданного еще в 1927 г., а также «Библейского часа».