§ 1. Ортодоксальная протестантская теология
Реформационное движение XVI в. явилось теологической реакцией на догматические основы католицизма, вступившего в противоречие с изменившимися социальными условиями. Одним из родоначальников ортодоксальной протестантской теологии был М. Лютер.
Главным принципом нового протестантского учения стало положение об «оправдании верой». Лютеранская Реформация отвергла узурпированное католической церковью право ведать спасением и оправданием людей и быть единственной посредницей между человеком и богом. Выступив против церковной иерархии католицизма, она выдвинула учение о всеобщем священстве, о равен-
209
стве всех верующих перед богом, о праве каждого верующего обращаться к богу непосредственно, помимо каких бы то ни было посредников.
Протестантская идея о возможности личного спасения с помощью веры, которая даруется каждому человеку самим богом, явилась отражением статуса личности в буржуазной системе общественных связей. Идея Лютера, что вера основывается на личной связи человека с богом, в качестве главного основания отношения человека к богу выдвинула принцип индивидуализма: каждый обязан своим существованием господу богу и именно поэтому должен нести личную ответственность перед ним. Таким образом, лютеранская Реформация в своеобразной теологической форме сумела выразить дух нарождавшегося буржуазного индивидуализма.
Лютер, страстно желая освободить религиозную жизнь от схоластического рационализма и утвердить веру непосредственно как дар божий, выступил с резкой критикой разума вообще, против каких-либо попыток использовать его в обосновании веры. Выступая против католических схоластов, сделавших философию служанкой богословия, он объявил разум «потаскухой дьявола» и вообще вынес его за пределы религиозной веры.
Ортодоксальная протестантская теология, упростив догматическую основу христианства, оставила в неприкосновенности его основное содержание — миф о сотворении мира, о грехопадении человека, о воплощении бога в Христе и об искупительной жертве, о грядущем пришествии, о воздаянии в загробном мире.
Низвергнув авторитет папства и католической иерархии, трансформировав традиционное христианство, протестантизм приспособил его к потребностям зарождавшейся буржуазии.
- История и теория атеизма
- Предмет научного атеизма
- § 1. Определение предмета научного атеизма
- § 2. Борьба с фальсификацией научного атеизма
- § 3. Значение научного атеизма
- Раздел первый религия как общественное явление
- Глава I
- Сущность религии
- Глава II социальные, гносеологические и психологические корни религии
- § 1. Социальные корни религии
- § 2. Гносеологические корни религии
- § 3. Психологические корни религии
- Глава III происхождение религии и ее исторические формы
- Глава IV структура современных религий
- Глава V социальная роль религии
- Глава VI критика буржуазного религиоведения
- § 1. История религии
- § 2. Философия религии
- § 3. Социология религии
- § 4. Психология религии
- Раздел второй религии современности
- Глава VII
- Племенные и национальные религии
- Глава VIII буддизм
- Глава IX христианство
- § 1. Происхождение христианства
- § 2. Православие
- § 3. Католицизм
- § 4. Протестантизм
- Глава х ислам
- Глава XI кризис религии в современную эпоху
- Глава XII место религии в современной политической и идеологической борьбе
- Раздел третий основные направления религиозной философии
- Глава XIII
- Специфика и функции религиозной философии
- Глава XIV католическая философия и теология
- § 1. Неотомизм
- § 2. Неоавгустинизм
- § 3. Тейярдизм
- § 4. «Новая теология» католицизма
- Глава XV протестантская философия и теология
- § 1. Ортодоксальная протестантская теология
- § 2. Либеральная теология
- § 3. Теология кризиса
- Глава XVI православная философия
- § 1. «Академическая философия»
- § 2. «Метафизика всеединства»
- § 3. Философия «нового религиозного сознания»
- § 4. Отношение современных идеологов православия к своему философско-богословскому наследию
- Раздел четвертый исторические формы атеизма
- Глава XVII
- Закономерности развития атеизма
- Глава XVIII свободомыслие и атеизм рабовладельческого общества
- Глава XIX свободомыслие в эпоху феодализма
- Глава XX буржуазный атеизм
- § 1. Свободомыслие и атеизм возрождения
- § 2. Буржуазный атеизм нового времени
- § 3. Современная буржуазная критика религии
- Глава XXI атеизм революционных демократов
- Глава XXII
- Раздел пятый научное и философское обоснование атеизма
- Глава XXIII
- Научный атеизм о специфике религиозного мировоззрения
- Глава XXIV атеистическое значение научных представлений о мире
- ГлаваХху атеистическое значение научных представлений о человеке и обществе
- Глава XXVI нравственное значение научного атеизма
- Глава XXVII атеизм и духовная культура
- Глава XXVIII
- Глава XXIX свобода совести, государство и церковь в социалистическом обществе
- Глава XXX развитие массовой нерелигиозности и атеизма в социалистическом обществе
- Глава XXXI особенности проявления и причины сохранения религиозности при социализме
- Глава XXXIII система и методы атеистического воспитания
- Оглавление