logo
религия

[Править]Отношения с Московским Патриархатом (рпц)

Подробнее см. статьи Латинство и Русская Православная Церковь при Патриархе Алексии II

Отношения Католической Церкви с Московским Патриархатом продолжают оставаться проблемными, хотя по мнению обеих сторон, существует тенденция к их улучшению.[11][12]

Главным препятствием для плодотворного диалога РПЦ считает прозелитизм на своей канонической территории[13]. Для разрешения возникших проблем в 2004 году Москву дважды посещал кардинал Вальтер Каспер, глава папского совета по содействию христианскому единству. В итоге была создана совместная комиссия по рассмотрению случаев прозелитизма.

Во время визита в Ватикан 1 декабря 1989 года М. С. Горбачёв впервые сделал приглашение посетить Москву папе Иоанну Павлу II, правда в слегка завуалированной форме «Хочу сообщить, что в нашей беседе с Его Святейшеством мы говорили о визите в будущем папы римского в Советский Союз» [14]. Приглашение посетить Россию также было сделано Б. Н. Ельциным 9 февраля 1998 года. Папа, однако, в соответствии с принятой в Ватикане практикой не совершать государственные визиты, но только пастырские, хотел получить приглашение и от Московского Патриарха; Московский Патриархат, со своей стороны, говорил о невозможности встречи между Папой и Патриархом до тех пор, пока не будут урегулированы проблемы между католиками и РПЦ[15].

В конце октября 2007 года в интервью газете «Московские новости» председатель ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев) заявил по поводу возможной встречи Патриарха Алексия II и Папы Римского Бенедикта XVI, что «патриарх неоднократно сам говорил, что никогда не исключал возможности такой встречи. Сегодня эта возможность не менее реальна, чем это было некоторое время тому назад, а может, даже более реальна»[16].

В декабре 2007 года митрополит Кирилл подтвердил непризнание Московским Патриархатом католических структур в Российской Федерации в статусе ординарных епархий (с февраля 2002 года)[17]. Однако, в январе 2008 года он с оптимизмом оценил перспективу встречи патриарха Московского и папы Римского Бенедикта XVI на нейтральной территории, заметив, в частности: «С тех пор, как Бенедикт стал папой, наши отношения улучшились. Он снял с повестки дня вопрос о визите в Москву. Подобный визит не решил бы никаких проблем, а только бы спровоцировал новые.»[18] Одновременно оптимизм по вопросу выразил Представитель Святого Престола в России архиепископАнтонио Меннини, заявивший, что встреча Патриарха с Папой Римским становится все более вероятной: «Наблюдаются знаки, позволяющие надеяться на положительные сдвиги»[19].

В конце ноября 2008 года на выездном заседании Конференции католических епископов России, прошедшем в Кёнигштайне, архиепископ Антонио Меннини обратился к российским католическим епископам: «<…> призываю вас, как я уже не раз делал в прошлом, невзирая на трудности, стараться укреплять ваши отношения дружбы и братства с православными епископами, которые работают в ваших обширных округах.»[20]

В мае 2010 года председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) совершил многодневный визит в Италию, в ходе которого состоялся ряд экуменических мероприятий и контактов с руководством РКЦ[21][22][23]. В июне 2010 года Посол[24] Святого Престола в РФ архиепископ Антонио Меннини предложил католическим священникам присутствовать время от времени за богослужениями в храмах РПЦ; Меннини отметил «значительное улучшение» православно-католических отношений и призвал развивать «братские отношения между католическим и православным духовенством»[25].

31. Протестантизм (от лат. protestans, родительный падеж protestantis — публично доказывающий), одно из трёх крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название "протестанты" первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 так называемую Протестацию — протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. П. возник в 16 в. как новая, специфически "буржуазная разновидность" христианства (см. К, Маркс, Капитал, т. 1, в книга: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89) — в противоположность средневековому, феодальному в своей основе, католицизму.

Основные догматические положения нового направления христианства были сформулированы крупнейшими протестантскими теологами 16 в. — основателями П. — М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих П. от католицизма (и от православия), является учение о непосредственной "связи" человека с богом: согласно П., "божественная благодать" даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип "оправдания верой") в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в П. (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать "слово божие" (принцип "священства" всех верующих). Всё это обосновывало отказ протестантов от церковной организации типа католической (отрицание характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание папы римского как главы её), открывало путь требованиям буржуазно-демократических свобод и развитию буржуазного индивидуализма, способствовало созданию национальных (независимых от космополитического папства) церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ в П. существенно упрощён и удешевлен. В нём сохранены лишь немногие религиозные праздники, как правило, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами (на практике, однако, этот принцип подменяется назначением духовенства сверху). В П. нет монашества, нет безбрачия духовенства (целибата).

В своей реформе католицизма П. апеллировал к первоначальному христианству. Источником вероучения П. считает Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление.

Первоначальными, возникшими уже в 16 в. формами П. были: лютеранствокальвинизм, цвинглианство, англиканство (см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), меннонитство (см. Меннониты); к протестантам примыкали унитарии (в т. ч. польские социниане), чешские братья.

В период 16—17 вв. П., воспринятый самыми разными социальными слоями, был в первую очередь идейным оружием буржуазии, боровшейся с феодализмом, знаменем первых буржуазных революций. С 17 в. П. стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитерианская церковь), существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте (поглотившего цвинглианство и обычно называемый реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалистыустановили автономность религиозных общин. В 17 в. сложились баптизм (см. Баптисты) и квакерство (см. Квакеры).

Постепенно старые протестантские церкви превратились в государственные или равноправные с церквами др. вероисповеданий, в них усилилась тенденция к превращению в обычные церковные организации со свойственными церкви формализмом и чисто внешней "благочестивостью". Новые (возникавшие в конце 17 — начале 20 вв.) направления П. отличались более изощрёнными формами религиозного воздействия, в некоторых из них усилились мистические и иррациональные элементы. Таковы пиетизм(возник в лютеранстве в конце 17 в.), методизм (см. Методисты), отколовшийся в 18 в. от англиканства, секта адвентистов (с 30-х гг. 19 в.), секта пятидесятников, сложившаяся в начале 20 в. на баптистской основе. Для П. характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой П. распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит П. (со 2-й половины 19 в.) в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в рабочей среде (как ответ на распространение атеизма среди рабочих). Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в П. с распространением со 2-й половины 19 в. т. н. либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток "примирить" религию с наукой, включить П. в решение социальных проблем. Это направление вплоть до начала 20 в. пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием (крупнейшие представители А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч и др.). В этом направлении — в наиболее крайних его проявлениях — выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину — христианство в значительной мере утрачивало черты "религии откровения" и трактовалось как определённая сторона человеческого духа, всё более смыкаясь с идеалистическими направлениями философии (эта связь, особенно в нем. П., всегда была значительной). Для протестантского богословия 1-й половины 20 в. характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния крайне реакционного фидеистического направления — фундаментализма, а с 20—30-х гг. 20 в. — выдвижение в качестве ведущего нового направления — диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер и др.). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчёркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления "кризиса" внутри человека (отражение реального кризиса капиталистического мира). С 60-х гг. влияние неоортодоксии, зашедшей в тупик в своём историческом пессимизме, стало уменьшаться. Наблюдается возрождение некоторых либеральных течений П., поиски путей обновления религии, приспособления к современным потребностям общества. Создаётся теология "смерти бога" в современном мире, проповедуется "религия без бога", близкая к пантеизму, что свидетельствует уже о крахе самой теологии. Формулируется новая социально-этическая концепция, признающая необходимость перемен в общественной жизни (идеи так называемой теологии революции, близкие в своей сути ревизионистским и др. антикоммунистическими интерпретациям революции, и др.).

Протестантские церкви насчитывают (начало 70-х гг. 20 в.) около 225 млн. приверженцев, в том числе лютеран около 74 млн., кальвинистов (пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов) около 50 млн., англикан около 30 млн., методистов около 40 млн., баптистов около 25 млн. П. распространён главным образом в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Великобритании и её бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США. В 20 в. развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 руководящий орган — Всемирный совет церквей).

32 Религиозное содержание протестантизма

Разделяя основные особенности развитой религии, т.е. веруя в бытие Бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир и т.п., протестанты так же, как и католики и православные, представляют себе Бога в качестве триединого Бога - отца, Бога - сына и Бога - святого духа. Иисуса Христа они отождествляли со вторым лицом этой Троицы. Вместе с тем протестантизм имеет свои особенности, отличающие его от православия и католицизма. Протестантизм очистил небо от целого пантеона божков, которые превратили католицизм и православие фактически в многобожие. Протестанты поклоняются только триединому богу (у них нет культа святых и богоматери), а особенно Христу, считая его истинной главой своих церквей в целом и общин в частности.

Вместе с тем с католицизмом протестантизм роднит многое: и филиокве (учение о том, что "святой дух" исходит не только от Бога - отца, как считают православные, но и от сына), и употребление при причащении опресноков, и органы, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время богослужения и многое другое.

В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей стоит на позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением.

В христианстве не вызывает сомнений положение о том, что основным источником откровения является Библия. Но в Библии есть много противоречивого. Все это подлежит истолкованию и разъяснению. Для католицизма право такого истолкования принадлежит только церкви, причем настолько не приложено, что мирянам даже запрещается без руководства со стороны духовенства читать Библию. В порядке толкования последней написали огромное количество произведений "отцы церкви" и богословы - схоласты, вынесли множество определений и решений церковные соборы, а римские папы обнародовали целую библиотеку булл, всяких непогрешимо истинных посланий. Вся эта литература вместе с тем , чему учат в проповедях и устных наставлениях служители церкви, именуется Священным преданием. Таким образом, Священное писание можно правильно понимать только в свете Священного придания. Вполне понятно, какую силу давало папству такое решение вопроса. Чтобы сбить папство с этой позиции протестантизму было необходимо лишить его монопольного права толкования Библии при помощи Священного придания и собственного произвола. Для этого он провозгласил право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию. Что же касается

Священного предания, то протестантизм полностью отказал ему в значении источника откровения. "Только Библия" - стало его основным девизом. Протестантизм выступает против идеи, что при истолковании Библии следует руководствоваться разумом. Допуская философское мышление в качестве своего рода приправы к вере, протестантизм считал все же лишь последнюю единственным критерием истинности восприятия библейского откровения. Вера, которую протестантизм поставил в центр своего учения , есть личное переживание, по существу не поддающееся разъяснению и контролю со стороны.

Протестантское учение нанесло удар католическому духовенству и в той области, которая касалась влияния его молитв на земные судьбы людей. Если верующий - католик считал достаточным помолиться с помощью священника Богородице либо какому - либо святому, чтобы избавиться от той или иной неприятности или, наоборот добиться жизненного успеха, то протестантизм утверждает, что человеческая судьба не зависит ни от молитв, ни от деятельности человека, так что вся тяжеловесная махина католического культа не имеет по существу никакого жизненного смысла.

Культовые нововведения протестантизма шли в основном по линии "удешевления" церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено тех фетишистских по существу политических форм, какие принял вообще культ святых в католицизме. Протестантизм отказался и от ряда других элементов культа - поклонения мощам, реликвиям, кресту, статуям и иконам. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался в догматическом отношении на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое почитание как идолопоклонство.

Среди разных ответвлений протестантизма не было единства в некоторых вопросах, связанных с культом, внешней обстановкой церквей и т.д. Лютеране, например, сохранили в своих церквах распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты же от всего этого отказались.

Месса была отвергнута протестантами почти всех направлений. Богослужение стало вестись ими на национальных языках; оно состояло из проповеди, пения молитвенных гимнов и чтения тех или иных глав Библии, преимущественно Нового завета.

Наиболее важные обряды, считавшиеся в католицизме ядром богослужения - таинства подверглись в протестантизме решительному пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств лишь два - крещение и причащение, кальвинизм - одно лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения. Оно заняло среднюю позицию между католицизмом, с одной стороны, и цвинглианством и кальвинизмом – с другой, в решении вопроса о том, происходит ли при совершении обряда чудо превращения хлеба и вина в плоть и кровь Спасителя. Что касается крещения, то протестантизм не принял позицию анабаптистов, оставив в силе крещение младенцев. В виде компромисса он ввел "второе крещение" - конфискацию подростков.

Особое значение имел отказ протестантизма от таинства священства. Протестантизм отверг деление общества на духовенство и мирян. Учение о том, что любой человек может непосредственно общаться с Богом, давало основание у утверждению "всеобщего священства".

Все эти принципы были направлены против могущественного аппарата католической церкви. Протестантизм переносит центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Протестантизм с самого начала разбился на целый ряд течений, церквей, толков и до сих пор на его почве продолжается отделение сект.

33. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА - система норм и ценностей, а также парадигма приоритетного поведения в рамках протестантизма (термин «П.Э.» введен в социологии религии и в контексте собственно протестантской литературы, как правило, не употребляется). В эволюции П.Э. могут быть выделены следующие этапы: 1) раннепротестантская этика, соответствующая ортодоксальной теологии, - 16 в. (Лютер, Кальвин); 2) неопротестантская этика, соответствующая либеральной теологии, - 18-19 вв. (Шлейермахер, Трельч, А. фон Гарнак и др.); 3) этика диалогического ригоризма, соответствующая диалектической теологии (»теологии кризиса»), - первая треть 20 в. (К. Барт, Э. Бультман и др.); 4) этика «общей жизни», соответствующая радикальной (»новой») теологии, - вторая треть 20 в. (Д. Бонхеффер и др.); 5) современная этика «безрелигиозного христианства» (»этика освобождения»), соответствующая деконструктивистской теологии постмодерна, дифференцирующейся на теологию «смерти Бога» (Г. Ваханян, Г. Кокс, У. Гамильтон, П. ван Бурен и др. - см. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА) и теологию «смерти теологии» (Т. Аль-тицер, К. Рашке, М. Тейлор и др.). В ходе своей эволюции П.Э. претерпевает (при сохранении аксиологической определенности нравственных приоритетов) достаточно существенные трансформации: если для раннего протестантизма не типично ни развитие разветвленной концептуальной теологии как таковой, ни дисциплинарное конституирование нравственной теологии, и нравственный кодекс раннего протестантизма выступает в виде неформальной системы этических предписаний (ср. с жестко фиксированным декалогом), то для поздних версий протестантизма (начиная с либеральной теологии) характерно оформление эксплицитно артикулированных моральных систем. Несмотря на указанную специфику своего статуса (в сравнении с каноном евангельских заповедей), П.Э. выступает семантическим ядром протестантизма, и ее содержание является фундаментальным как для ранних доктрин эпохи Реформации, так и для современных модификаций протестантизма (см., например, доминирование моральных доказательств бытия Божьего в протестантизме - в отличие от приоритета онтологического, космологического и телеологического доказательств в католицизме и православии). Это обусловлено тем, что, достигая в протестантизме максимального своего проявления, теизм снимает как организационно-институционные, так и формально-ритуальные опосредования отношений между человеком и Богом: диалог не только фундирует, но и фактически исчерпывает их. Вера переживается как препоручение себя Богу, нахождение себя в Божьих руках, сакральный диалог не квантуется в дискретных актах откровения, но выступает непрерывным условием протекания жизни, требуя не спорадических всплесков отправления культа, но перманентного духовного соответствия ситуации диалога, неизменной чистоты, что делает моральные требования приоритетными по отношению к ритуальным, не сводя их, однако, к жестко фиксированному (и тем самым формальному) канону (ср. с нормативной унификацией этико-поведенческих требований в религиях нетеистического типа). Это делает человека моральным сувереном, ставя его перед необходимостью в уникальных условиях каждой конкретной жизненной ситуации осуществлять выбор, исходя не из буквы, а из духа нравственных заповедей. Предельная теистичность протестантизма задает в его контексте и подчеркнуто заостренную, экстремальную форму личностной артикулированности Бога: для протестантизма типичен акцент не на его трансцендентных характеристиках, а на параметрах человекосоразмерной персонифицированности. - В этой ситуации Христос не только выдвигается на передний план в структуре Троицы (характерный для протестантизма христоцентризм), но и артикулируется не столько в качестве олицетворенного Абсолюта, сколько в качестве олицетворяющего абсолютную моральность нравственного авторитета. В контексте развития новоевропейского рационализма для протестантизма типична интенция не столько на мифологическое, сколько на историческое толкование Иисуса: реконструкции «исторической биографии» Христа в либеральной теологии (фон Гарнак, Тюбингенская школа); идея непосредственного присутствия Христа в мире в радикальной теологии Бонхеффера; трактовка теологии как экспликации экзистенциально-нравственного смысла жизни Иисуса и трактовка Христа как высшего морального образца в теологии «смерти Бога» (Христос как «свободный человек, воодущевляющий других быть свободными» у Бурена) и т.д. Содержание П.Э., таким образом, имманентно самим основоположениям протестантизма: она не конституируется в специальную нравственную теологию именно в силу того, что семантически изоморфна протестантизму как таковому. Наряду со сказанным, снятие в протестантизме акцента с внешнего (доктринально-концептуального, культово-ритуального и нормативно-поведенческого) формализма не только придает особую значимость П.Э. в общей системе протестантизма, но и сообщает ей специфическую человекосоразмер-ность содержания, свободную от экстремальных парадигмаль-ных матриц (ср. с традиционной христианской аскетикой). Важнейшей тенденцией в развитии П.Э. является ее ориентация на раннехристианские идеалы любви и милосердия: от раннего «служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга..., кто телесно или душевно в тебе нуждается; это и есть богослужение» у Лютера - до движения ривайвелизма (англ. revival - возрождение, пробуждение), выступившего с нравственной программой духовного пробуждения как возрождения истинной апостольской церкви (Д. Эдуардс, Ч. Финней, Д. Муди, Р. Тор-рей, Ч. Инвуд, К. Морган, П. Дьюис, Ф. Майер и др.) и актуализации исходного содержания тезиса «Бог есть любовь» в теологии «смерти Бога» (»евангельский христианский атеизм» Альтицера, призыв Гамильтона к переходу «от проблем веры к реальности любви» и т.п.). В историческом разворачивании традиции протестантизма как содержательные, так и аксиологические основоположения П.Э. претерпевают существенную эволюцию. Для раннепротестантской этики характерна акцентировка идеи первородного греха, фундирующая собою трактовку природы человека как не способной (в обретенном после грехопадения качестве) к добру, что приводит к оформлению в раннем протестантизме парадигмы сотериологии, выражающейся тезисом «sola fide» - спасение «верой единой» (ср. с католической концепцией «добрых дел»). В этом контексте раннепротестантская этика актуализирует высказанную Августином идею «даром данной благодати», восходящую к библейскому сюжету о Дарах Святого Духа (I Кор, 12, 8-10). Гарантом спасения выступает крестная жертва Христа: исконно грешный, человек оправдан лишь этой искупительной жертвой (»и оправданный, и грешный», по Лютеру), и личная вера в Спасителя есть, в первую очередь, доверие, поверение Богу и земной своей судьбы, и судьбы спасения своей души. В отличие от этого, в зрелом протестантизме оформляется идея так называемого безрелигиозного христианства, основанного на презумпции «совершеннолетия мира» (Бонхеффер): в современном своем состоянии «совершеннолетний мир», следуя требованиям «интеллектуальной честности», должен отказаться от «гипотезы Бога», служащей лишь эвфемизмом незнания, а следуя требованиям моральной самодостаточности - принять, наконец, на себя всю полноту моральной ответственности, доселе переадресуемой Богу, мыслимому в качестве «избавителя от нужд и проблем» (Гамильтон), и переориентироваться с индивидуалистских целей личного спасения на гуманистические цели альтруизма: «быть христианином не означает быть религиозным..., а означает быть человеком» (Бонхеффер). Исходная протестантская парадигма «даром данной благодати» заменяется парадигмой «заслуженной благодати», обретаемой посредством мирского служения людям (что, в принципе, не противоречит изначальной нраственной максиме Лютера о «служении ближнему»). В теологии «смерти Бога» христианство интерпретируется как учение не о Боге, но о бытии человека в миру, в условиях которого образ Христа указует человеку его место «рядом с ближним» - «в борьбе за справедливость» (Гамильтон). В этом контексте ригоризм П.Э. эволюционирует от ранней парадигмы sola fide и предопределенности морального статуса (по формулировке Лютера, вера пробуждается в сердце того и тогда, кого и когда Бог избрал ко спасению) - к концепции перфекционизма (англ. perfection - совершенство), т.е. совершенствования человеческой природы посредством не акцентированных в ран-непротестатской сотериологии «добрых дел». Механизмом морального очищения выступает каждодневное вершение блага, и последовательное, поэтапное совершенствование на пути добра есть путь к святости (см. акцентировку в позднем протестантизме Плодов Святого Духа (любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание- Гал, 5: 22-23), принципиальное отличие которых от Даров Святого Духа заключается в том, что они возрастают постепенно, путем внутреннего совершенствования личности, - в то время как Дары Святого Духа даются в готовом виде). В рамках перфекционизма протестантизм гораздо более широко прорисовывает перспективы морального совершенствования, нежели другие христианские конфессии: если православие и католицизм признают возможность очищения лишь от так называемой личной греховности, то П.Э. предполагает возможность полного очищения (включая освобождение от первородного греха человечества) и достижение личной святости (перфекционистские «церкви святости», «движение святости» в рамках ривайвелизма и т.п.). Важнейшей сферой перфекционных усилий индивида мыслится в П.Э. сфера трудовая: успешность в той или иной (любой полезной) деятельности мыслится как свидетельство богоизбранности, и под дарованной благодатью понимается в этом контексте призвание, трактуемое как призвание к конкретному виду деятельности и, в конечном счете, как профессия. Бог призывает человека к тому или иному труду, даруя ему задатки и способности, с одной стороны, и спрашивая потом, хорошо ли он ими распорядился, - с другой. Иначе говоря, профессиональное призвание понимается как Божий призыв (ср. лат. vocatus - зов и англ. vocation - профессия, нем. однокоренные ruf и beruf и др.) Мастерство и его экономическая эффективность выступают, таким образом, как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности понято как моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва. В силу этого трудолюбие есть, с точки зрения П.Э., максимальная ценность (»пуританская трудовая этика»). Профессионализм нужно реализовать, адаптировать социально. В этой связи профессиональная продуктивность и деловой успех выступают свидетельством достойного выполнения долга, леность же греховна, ибо праздный «не услышал» Божьего призыва. (В этой системе отсчета в протестантизме происходит реинтерпретация милосердия: если в католицизме призрение нищих - «людей Божьих» - богоугодно, то протестантизм видит милосердие в предоставлении возможности обучиться ремеслу и работать. Во многих протестантских странах с 16 в. действовало жесткое законодательство против бродяг). Концепция призвания как бого-угодности центрирует всю систему протестантских моральных добродетелей: бережливость и приумножение капитала (начиная от Лютера: получить меньшую прибыль при возможности получить большую - значит, с точки зрения П.Э., согрешить перед Богом), трудовое воспитание детей, прилежание, честность в исполнении трудовых обязательств и соглашений и т.п. В качестве аксиологического максимума в данной системе отсчета в П.Э. выступают ценности социального соответствия - как в культурно-правовом (обязательность и законопослушание), так и в технологическо-произ-водственном (прилежание и трудовая и технологическая дисциплина) - и ценности частной жизни (семья и личное совершенство). В качестве феномена европейской культуры П.Э., с одной стороны детерминирована в своем возникновении и содержании социокультурными факторами, характерными для процесса перехода от традиционного к индустриальному обществу (парадигма перфекционизма как следствие общей интенции новоевропейской культуры на индивидуализм; идея пребывания в руках Божьих как смягчение состояния индивидуального одиночества, вызванного деструкцией традиционных общностей в индустриальном контексте и др.); с другой - сама выступает фактором становления и развития нетрадиционного общества, являясь мощным стимулом разворачивания индустриализма и оформления нетрадиционного типа менталитета (см. МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ), что было эксплицитно зафиксировано в философской традиции (У. Коббет, Дж. Тониоло, М. Вебер и др.).

34. Направления современного протестантизма

Организационная и вероисповедно-доктринальная картина протестанского лагеря христианства осталась в ХХв. примерно такой же, какой она была и в предыдущем столетии : шли те же бесконечные процессы дробления и слияния, разделения и соединения, те же папки единственно истинного вероучения.

Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от церкви как государственного учреждения (в Швеции, например) и до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших конфессиональных (например, Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных объединений (экуменическое движение) до мелких изолированных сект.

4.1 Лютеранство

Наиболее распространенным ответвлением протестантизма является лютераство. Лютеранские евангелистические церкви существуют во многих странах - Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, сильнее чувствуется их влияние в таких странах, как Эфиопия, Судан, Камерун и другие.

Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.) - видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии ХVI - XVII вв. Лютеранский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального немецкого языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. "Спасение " человека, утверждал он , зависит не от выполнения "добрых дел", таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной истины является не "священное предание" (решения церковных соборов, суждения пап и т.п.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Великой крестьянской войне ( 1525 г. ) Мартин Лютер стал на сторону господствующего класса." . . . Лютер, - писал К.Маркс, - победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению " .

Основными вероучительными документами лютеранства являются "Аугсбургское вероисповедание" и "Апология", написанные Лютером и другим проповедником протестантизма - Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношения церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй - мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум. Лютеранство отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком. Спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и их мощам. Культ в лютеранской церкви соответствует буржуазному требованию "дешевой церкви".

После I-ой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является "диалектическая теория", представителями которой являются К.Барт, Э.Бруннер, Р.Бультман. Основная идея "диалектической теологии" сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума. Она возникает из " внутренней непосредственной встречи " с Богом. Истинная религия - религия Откровения. Сторонники " диалектической теологии " апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры. Расплывчатость и неопределенность протестанской идеологии с ее субъективным истолкованием и восприятием евангелия делают возможным широкое размежевание политических позиций внутри протестантизма и в частности внутри лютеранско - евангелического направления.

Сейчас в мире около 75 млн. лютеран, 192 млн. лютеранских церкви. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирный лютеранский союз.

Главный упор в проповеднической деятельности сейчас на истолковании вопросов общественной жизни и особенно на морально - этические проблемы. Лютеранские церкви принимают участие в экуменическом движении. Лютеранство распространенно в Эстонии, Латвии, Казахстане, Киргизии и др.

4.2 Кальвинизм

На втором месте по численности приверженцев после лютеранства остается как это было и раньше, кальвинизм. Жан Кальвин (1509 - 1564 гг.) - один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г. поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541 г.), добился подчинения светской власти церкви. Основанная Кальвином система протестантизма - кальвинизм - выражала требования "самой смелой части тогдашней буржуазии " (Ф.Энгельс). Основы кальвинизма - учение о божественном предопределении одних людей к "спасению"и других к "осуждению". Но это предопределение не исключало активной деятельности, поскольку, согласно Ж.Кальвину, верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он "божий избранник". Каливинизм оправдал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления. Это нашло свое отражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Для Кальвина была характерна религиозная нетерпимость к инакомыслящим. По его приказу сожгли ученого Сервета ( 1553 г. ). Основное произведение Ж.Кальвина - "Наставление в христианской вере " ( 1536 г. ).

Кальвин учил, что всеведущий бог, еще до сотворения мира, одних людей предназначил "к спасению", т.е. к рабскому блаженству, а других к "погибели" - мукам ада. Он разъяснял : если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскрываются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду.

Таким образом, выходило, что человек достигает богатства не посредством эксплуатации других людей, не с помощью обмана, насилия, а в силу оказанной ему богом помощи. Это означало, что ни один верующий не может и не должен ни осуждать богача, ни жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно спору с самим богом.

Кальвинизм распадается в свою очередь на три ответвления: реформатовство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Небольшое число последователей реформаторства имеется в областях Западной Украины.

Конгрегационализм (от лат. - "соединение") сложился еще во времена реформационного движения в Англии как течение, оппозиционное англиканской церкви. Отличительную его особенность составляет принцип независимости общин верующих от светских властей и полной их самостоятельности, автономности каждой общины - конгрегации. Призывая к возрождению раннехристианского строя религиозной жизни, конгрегационамисты полностью первоначально отвергали иерархию.

Наибольшее развитие конгрегационализм получил в Северной Америке.

Конгрегационамисты ведут активную проповедническую и миссионерную деятельность, принимают участие в экуменическом движении с программой, основным лозунгом которой является возрождение раннего христианства. Существует в качестве всемирного центра конгрегационамизма Информационный конгрегационамистический собор.

Подобное учение, т.е. кальвинизм в целом, подавляло и сковывало протест угнетенных, делало их смиренными и покорными. От каждого человека Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определялась заветом:"молись и работай!" Последователи Кальвина отказывали себе в отдыхе и развлечениях. Кальвинистов зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь. Вскоре они получили прозвище "пуритан" (от лат. "purus"- чистый) - ревнителей чистой жизни.

Строжайшая, доходящая до скаредности бережливость позволяла им выгадывать каждый грош, чтобы, накапливая деньги, снова и снова пускать их в оборот ради новой прибыли, владевшей всеми помыслами пуританина.

Женева времен Кальвина жила размеренной жизнью. С 9 часов вечера во всех окнах гас свет, и позднее этого часа никто не смел появляться на опустевших улицах. Если кто-то дерзал оспаривать учение Ж.Кальвина его постигала кара и даже смерть. Он также выдвигал и политические идеи, говоря, что государи поставлены богом над народами в наказание за людские грехи, разъясняя, что бог может вразумить народных представителей обойтись без монарха, и, взяв власть в свои руки, они совершат угодное богу дело. Не удивительно, что участники ранних буржуазных революций в ХVI в. в Голландии, а в ХVII в. в Англии выступали под знаменем кальвинизма, учения, которое оправдало борьбу молодой буржуазии против феодального абсолютизма.

4.3 Англиканство

Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т.д., всего в 16 странах. С 1867 г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, обьединяются Англикантским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую. Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств - Кентерберийского и Йоркского - стоят архиепископы.

Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.

В США англиканство представлено Протестанской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов, в руководящий симодальный орган входят представители клира и прихожан. Епископальная церковь США ведет большую мессионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

4.4 Старокатолики

К протестантам относят и старокатоликов - сторонников отколовшихся от римско- католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора, провозгласившего в 1840 г. догмат о папской непогрешимости. Она включила в себя созданную раннее в Голландии Утрехтскую церковь. В настоящее время старокатолицизм представлен несколькими самостоятельными церквями. Основные его центры - ФРГ, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Старокатолические церкви объединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный Совет церквей. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. С одной стороны, старокатолики сохраняют целый ряд моментов из католического культа, с другой, не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. Во всем этом старокатолики особенно близки к англиканам, с которыми они поддерживают постоянные контакты.

4.5 Меннониты

К числу сложившихся еще во времена Реформации разновидностей протестантизма принадлежит секта меннонитов. Она возникла в Северной Германии. Ее основателем был голландец Менно Симоне. Источником вероучения меннонистов является написанный им "Фундамент истинной христианской веры". Догматика и обрядность меннонитов во многом заимствованы у анабаптистов. Меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед "Священным писанием". Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления. К основополагающим канонам меннонистического учения относятся принципы: покаяния в грехах, крещение по вере, омовение ног, церковные отлучения, отказ от воинской службы и ряд других догматов, ставящих меннонитов в ситуацию самоизоляции от общества, в особенности от государства.

В настоящее время секта меннонитов представлена во многих странах, преимущественно в Северной Америке и Европе; имеются меннониты и в ряде районов нашей страны. Сейчас в мире насчитывается около полумиллиона меннонитов. Меннониты в зарубежных странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров . Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение, меннонистские миссии можно встретить почти во всех странах мира.

4.6 Баптизм

Большое место в системе протестантистских церквей занимает баптизм. По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестантистскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т.п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип "оправдания верой". Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности. В их вероучение отчетливо выделяются элементы архинианства, признающего свободу воли человека. Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены у них молитвенными собраниями ; крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.

Источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый Завет). Баптисты не признают святых, монашество, сосредотачивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми, который своей жертвой спас грешников. Главный принцип "Жить в мире, но быть не от мира сего", т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать " небесному жениху " - Христу. Особое значение баптисты придают проповеди своей веры, которую вести обязан каждый (принцип всеобщего священства), особенно среди детей и молодежи. За последние десятилетия численность баптистов в нашей стране в целом медленно, но постоянно увеличивается.

В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США. Кроме США баптизм представлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР и др.

В 1905г. был создан Всемирный баптистский союз. С баптизмом тесно связаны такие религиозные течения и организации, как "братья во Христе", "молодые христиане" и др.

В мире насчитывается сейчас свыше 40 млн. приверженцев этой деноминации.

4.7 Квакеры

В 40-х гг. XVIIIв., после того как Г.Фоксом было основано в Англии "Общество друзей и внутреннего света", к нему примкнули многие баптистские группы. Членов этого общества стали называть квакерами (трясущимися). Секта смело отстаивала принципы равенства всех людей, выступала против воинской повинности и т.д.

Основу вероучения квакеров составляет представление о том, что Бог заключен в сердцах людей; истину следует искать во "внутреннем свете", озаряющем человека и свидетельствующем о присутствии в нем божественного начала. Озарение "внутренним светом" означает одновременно победу над грехом, над силами мрака. Чтобы обрести "внутренний свет" нужно идти "правильным путем", нужна прежде всего молитва. Соответственно этому квакеры полностью отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не крестятся и не причащаются. "Внутренний свет" адекватно воплощен в Библии, рассматриваемой квакерами как необходимый источник религиозной истины. Однако она нуждается в интерпретации посредством "внутреннего света", чтобы приобщиться к Святому Духу, который озарял ее авторов. В своей вере квакеры исходят прежде всего из реального опыта богопознания, в т. ч. и тех, кто жил в прежние времена. Браки между квакерами совершаются на основе обещания верности, данном в присутствии старейшин. Квакеры разработали доктрину абсолютно бескомпромиссного пасифизма, категорически отвергая насилие даже в качестве самозащиты. Поэтому квакеры всегда отказывались брать в руки оружие. Они выступают против внешней роскоши, чинопочитания, не дают клятв, стремятся к максимальной простоте в речи, одежде, поведении, требуют безусловной правдивости и честности во всем, отказа от развлечений. Они широко практикуют благотворительность. На протяжении веков квакеры вели последовательную и энергичную борьбу против рабства, смертной казни, неграмотности, проституции. В настоящее время часть квакерских организаций активно учавствует в борьбе против расизма.

Основные принципы и формы организации, сложившиеся в ХVII в., сохранились и до нашего времени почти неизменными.

4.8 Методизм

Одно из крупнейших церковных образований в рамках протестантизма - методизм, сложившийся в п.п. ХVIII в. на почве англиканства и связанный с ним по происхождению. Кроме традиционных центров - Англии и США, методистские церкви существуют сейчас также в Австралии, Новой Зеландии, на Фиджи, в ЮАР, и ряде других стран. Самой крупной является методистская церковь США, одна из крупнейших религиозных организаций в стране.

По вероучению и культу методизм близок к англиканству. Для этого течения характерно принятие арминианской доктрины. Культ методистов предельно упрощен. Из обрядов сохраняются крещение и причащение. Рассматривая причащение как таинство, методисты отрицают присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Полностью отвергается католическое учение о чистилище, отрицается необходимость исповеди. Отличительная черта - строгий централизм. Во Всемирный методистский Совет входит большинство методистских организаций многих стран.

4.9 Мормоны

1830 г. была организована секта мормонов, которые именуют себя "святыми судного дня". Основателем ее был Дж.Смит, с детских лет имевший "видения" и на этом основании объявивший себя пророком. Он издал "Книгу Мормона", ставшую "Библией" его последователей. В ней написаны любые откровения и завещание последнего израильского пророка Мормона. Вероучение Мормонов базируется на "Книге Мормона" и тех откровениях, которые, мол, непосредственно получает пророк от Бога. Символ веры Мормонов включает 13 статей, подтверждающих верность традиционным положениям христианского учения о Троице, искуплении, наказании, спасении и т. п., а также свидетельствующих об особой приверженности традиционной раннеапостостольской церкви. Учение Мормонов включает в себя наряду с элементами христианства элементы ислама. В 1843 г. Смит провозгласил многоженство и необходимость создания теократической организации. Одним из важных моментов в призывах проповедников нового учения была мысль о необходимости труда, который должен дать человеку благосостояние в земной жизни. Одну из отличительных особенностей взглядов мормонов составляет ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего, а также вера в существование кроме единого Бога еще и низших Богов, духов. Для того, чтобы стать одним из них, человеческая душа должна высвободиться из оков плоти.

У Мормонов существует своеобразная иерархия, включающая в себя высших священников ("генеральные авторитеты"); высшим священникам подчиняется "коллегия 12 апостолов", затем включаются патриархи, епископы, священники, учителя и диаконы.

4.10 Адвентизм

В 30-х гг. XIXв. в США возникла секта адвентистов ( от латинского приход, пришествие ). Основателем секты был В.Миллер, предсказавший второе пришествие Иисуса Христа, который должен будет установить тысячелетнее царство и совершить над грешниками последний суд, в 1844г. Вера в это является основой вероучения секты. Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в ссудный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Вечное блаженство будет даровано адвентистам, которые обрели истинную веру. Адвентисты отрицают многое из христианского культа. Они сохраняют обряды крещения и причащения. Причем крещение совершается над взрослыми. Обязательной для членов секты является уплата десятины, т.е. десятой части заработка в кассу общины. Характерны для этой общины активная миссионерская деятельность, а также "санитарная реформа", требующая заботиться о своем здоровье, ибо тело по адвентистским представлениям - " сосуд божий ".

Библия - единственный источник вероучения для адвентистов - рассматривается ими как "слово божье", написанное по вдохновению свыше.

Адвентисты делятся на несколько группировок, наиболее влиятельной является секта седьмого дня. Она руководствуется "откровениями" американской проповедницы Елены Уайт о седьмом дне недели - субботе как дне отдыха, о падении всех церквей, кроме адвентистской, о поручении адвентистам проповедовать заповеди бога и др.

Адвентисты ведут энергичную миссионерскую деятельность. Наряду с адвентистами седьмого дня существуют и другие течения : адвентисты - реформисты, адвентисты - христиане, общество второго пришествия и др.

4.11 Свидетели Иеговы

Эта секта возникла во второй половине ХIХ в. в США. Ее основатель Ч.Руссель предвещал непосредственную близость прихода Христа и гибель всех, за исключением иеговистов, в последней войне между Христом и Сатаной - армагеддоне. Для Свидетелей Иеговых характерно отрицание веры в загробную жизнь, в божественную сущность Христа. Христос, по их представлениям, "прославленное духовное существо", выполняющее волю Бога Иеговы. Свидетели Иеговы отвергают догмат о Троице, но признают все три ипостаси Троицы и толкуют их примерно так же, как и другие течения христианства. Источником всей жизни, творцом и т. д. они считают Бога Иегову.

4.12 Армия Спасения

У. В 1865 г. методистским проповедником Бутсом в Лондоне было начато движение за нравственное возрождение общества. С 1878 г. движение приняло специфические организационные формы , оно было названо " Армия Спасения ".

Согласно организационной структуре во главе сект стоит генерал, избираемый Высшим советом. В масштабах той или иной страны "армия" состоит из "дивизий", "корпусов" и "форпостов". Возникнув на почве методизма, Армия Спасения разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причащение не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Религиозная доктрина Армии Спасения исходит из евангелической веры, хотя отвергаются все таинства и акцент ставится на моральном учении христианства.

Основатель Армии Спасения утверждал, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. Отделения Армии Спасения оказывают гуманитарную помощь больницам, детским домам, многодетным семьям и др. Нуждающимся. Большая помощь оказывается беженцам, жертвам межнациональных конфликтов.

4.13 "Христианская наука"

В 1866 г. некая Мери Бекер основала церковь "христианской науки". Ее приверженцев называют также сциентистами. М.Бекер удалось якобы открыть "Христов метод исцеления", который основывается на утверждении, что, кроме духа, в мире нет ничего. Все же остальное видимость. Поэтому путь к исцелению от греха и смерти заключается только в том, чтобы выбросить из головы мысли об этих недугах, о грехе, о смерти. Все зло, все беды, утверждают последователи секты, - порождение человеческого воображения. В настоящее время существует около 1600 циентистских церковных общин. На их богослужениях читаются выдержки из Библии и "Книги текстов" ( главное произведение М.Бекер ).

5.Экуменическое движение

Возникшее еще в начале ХХ в. среди ряда протестанских организаций движение за всемирное ( экуменистическое ) объединение христианских церквей привело к образованию в 1948г. Всемирного Совета церквей. В 1968г. во Всемирный Совет церквей входила 231 церковь из 80 стран. Среди них - протестанские ( евангелическо-лютеранские церкви, реформистские, меннониты, баптисты, квакеры, методисты и др. ), а также старокатолическая и некоторые православные церкви. В чисто религиозных вопросах экуместическое движение придерживается в настоящее время той точки зрения, что все существующие христианские церкви являются частями "единой церкви христовой" и должны путем переговоров преодолевать исторически возникшие различия в учениях и в устройстве. Мероприятия, проводимые руководящими органами экуменического движения, представляют собой одну из попыток преодолевать кризис религии. Это движение не ограничивается чисто религиозными проблемами. Оно вынуждено также дать ответ на основные вопросы, волнующие современного человека.

В настоящее время экуменическое движение выступает за разрядку международной напряженности, поддерживает усилия миролюбивых государств в защиту мира на земле.

Таким образом, политическая ориентация протестанских церквей весьма пестра и противоречива. Протестанские конфессии в разных странах находят в современной международно-политической обстановке новый материал для своей пропаганды.

Заключение – феномен российского протестантизма

После распада СССР не только среди представителей различных религий, но и светских наблюдателей было широко распространено представление о том, что идеологический вакуум, возникший после падения коммунизма, будет быстро заполнен возрождающейся верой. Эти представления были опровергнуты временем: Россия остается одной из самых секуляризованных стран. Успехи и православия, и протестантизма, и католицизма, и ислама, и новых религиозных движений гораздо скромнее ожиданий конца 80-х гг. Тем не менее на этом общем скромном фоне успехи протестантизма наиболее значительны. Во многих городах (в основном на Дальнем Востоке и в Сибири) уже сейчас на рядовых воскресных богослужениях в протестантских церквах присутствует больше верующих, чем в церквах православных. Практически все конфессиональное многообразие протестантизма не только привилось, но и укоренилось на русской почве. Протестантские общины не только растут быстрее всего, но и социально-демографический состав их наиболее перспективен — молодежь, мужчины, специалисты, бизнесмены...

За 12 лет появилась многочисленная протестантская интеллигенция, которой никогда раньше не было. Современные российские протестанты, по сравнению с представителями других вероисповеданий, в том числе и православными, отличаются гораздо большим интересом к богословским вопросам. Целые направления протестантизма возникают в наши дни в результате спонтанных богословских поисков отдельных искателей истины. Так, например, вновь возникла российская реформаторская церковь. Самостоятельно изучая Библию, несколько групп провинциальной интеллигенции пришли к ортодоксальному кальвинизму. Свое начало современное реформаторство берет в библейских обществах, возникших в 1991 г. И хотя в начале 90-х гг. таких обществ возникало множество, два общества, в Москве и Твери, занялись изучением не только Библии, но и различных христианский учений. Еще одна особенность этих обществ состоит в том, что они были созданы не по инициативе какой-либо церкви (как это бывало обычно), а независимой группой заинтересованных людей. В процессе изучения их привлек кальвинизм. С 1991 по 1993 год эти общества занимались изучением кальвинизма и одновременно налаживали контакты с иностранными церквами. В 1993 г. установили контакт с Голландской консервативной церковью реформатов. С ее помощью общества по изучению Библии были превращены в полноценные церкви. Сначала были сформированы церкви в Москве и Твери. Позднее таким же образом возникают церкви в Брянске, Омске.

Если о протестантской культуре можно говорить лишь в будущем времени, то в области социально-политической протестантское присутствие уже состоялось. Макс Вебер с его идеями «протестантского духа капитализма» воспринят как руководство к действию. Некоторые экономисты, социологи, бизнесмены пришли к протестантизму, исходя из представлений о том, что только в этой вере возможен честный, посвященный Богу труд в миру, и только в этой вере может быть построен справедливый, «христианский» общественный порядок. Сейчас действует несколько серьезных общественных организаций социально-экономической направленности, в том числе протестантов-предпринимателей, занимающихся социально-экономической проблематикой. Важнейшей стороной идейной эволюции российского протестантизма становятся поиски протестантской формулы русского патриотизма.

Многие течения протестантизма активно ищут свои корни в истории, культуре и духовной жизни России, пытаются найти родственные явления в русском православии. Например, некоторые пятидесятнические группы создают себе легендарную историю со времен княгини Ольги; Христианский миссионерский союз проповедует о существовании протестантской традиции в русском православии, к которой причисляет и Сергия Радонежского, и Филиппа Колычева, и Александра Меня; лютеране церкви Ингрии и сибирской лютеранской Библеистской церкви адаптируют для себя элементы православного богослужения и т. д. и т. п. Протестантизм в России не только растет, но и становится все более русским.

Социальная направленность русских протестантов, их патриотический порыв находят отражение и в конкретной политической деятельности. В оформлении помещений для богослужений часто используются российские флаги, и регулярные молитвы за победу демократии тоже не редкость. Протестанты бывают горячими патриотами, поборниками великой и процветающей России; среди них нетрудно, например, найти сторонников полной победы в чеченской войне. Но их патриотизм имеет свою специфику: представление о великой России для них — это автоматическое представление о демократической, правовой стране с неукоснительным соблюдением прав человека. Они часто не любят западную массовую культуру, тем не менее Россия для них — западная страна, пороки Запада — это общие пороки христианского мира. Какой-то особый русский путь, с их точки зрения, нелепая фантазия.

Ни российским общественным мнением, ни самими протестантами до сих пор не осознан существеннейший факт — за последние двенадцать лет протестантизм укоренился на русской почве, стал реальным фактором всех сфер национальной жизни. Ближайшие годы станут временем осознания этого факта. У кого-то он вызовет невротические реакции, многие воспримут его неадекватно. Тем не менее это реальность российской жизни, которую попервоначально следует хотя бы признать