Киевская Русь
И до и после принятия христианства Владимиром Святославичем Киевская Русь поддерживала контакты с представителями не только Восточной, но и Западной Церквей. Вероятно, первым западным епископом, побывавшим на Руси, был Адальберт Магдебургский, который был послан в Киев в 961 году по просьбе княгини Ольги.
После крещения Руси около 988 года по византийскому обряду политические и дипломатические сношения между Киевом и Римом не прерывались: Владимир принимал посольства от Папского престола. Так, в 1007 году на Русь прибыл св. Бруно Кверфуртский, который был хорошо принят Владимиром.
Контакты русских князей с Римом не прервались и после раскола христианской церкви в 1054 году. Русская Церковь была в тот период митрополией Константинопольской Церкви и в расколе не принимала прямого участия. Примечательно, что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая «из Мир Ликийских в Бар-град», учреждённый в 1087 году папой Урбаном II, был установлен и в русской Церкви около 1095 и до сих пор отмечается в русском православии 9 мая по Юлианскому календарю, в то время как в греческих Церквах его никогда не было. Во второй половине XI и XII веке было заключено большое количество браков между представителями русских и западных княжеских домов (только с польскими князьями более 20) и ни в одном из этих случаев не зарегистрировано ничего похожего на «переход» из одного вероисповедания в другое [1].
С началом монгольского нашествия, в половине 1240-х годов, Иннокентий IV интенсифицировал дипломатические усилия Рима, находившегося тогда на пике своего светского могущества в Европе, в целях подчинения русских князей своей власти, обещая взамен военную помощь[2]. Булла папы Иннокентия IV от 28 января 1248 года, направленная, предположительно, новгородскому князю Александру Невскому (булла начинается со слов «Nobili viro Alendro Duel Susdaliensi»)[3] гласит: «как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из Ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника.» В другой булле от 15 сентября 1248 года (адресована «Alexandro, illustri regi Nougardiae»)[4] говорится, что Александр «испросил, чтобы [его] приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание, в знак коего [он] предложил воздвигнуть в граде [своём] Плескове соборный храм для латинян»; князь Александр предпочёл в итоге союз с Ордой.
В 1245 году Михаил Черниговский отправил на Лионский Собор своего кандидата на Киевскую митрополичью кафедру игумена Петра Акеровича. Конкретным итогом этих усилий стало формальное распространение власти Папского престола на Галицко-Волынскую землю в 1246 в соответствии с договорённостью между Римом и княземДаниилом Галицким: галицко-волынские князья упрочивали своё положение по отношению к западным соседям, в том числе Тевтонскому ордену в Пруссии, ибо Папа запретил крестоносцам и aliorum Religiosorum каким-либо способом приобретать земли во владениях галицко-волынских князей. Однако, никаких достоверных сведений о установлении тогда даже формальной зависимости Галицкой Церкви от Рима нет: архиепископ прусский Альберт, на которого весной 1247 года была возложена задача добиться от князя, духовенства и магнатов торжественного отречения от «схизмы» и принесения присяги, что они будут пребывать в единстве веры с Римской Церковью и повиноваться её власти, видимо, даже не посещал русские земли. Установление церковной унии между Галицкой Русью и Римом совершилось в 1253 году, в то же время Даниил Галицкий был коронован и получил от папы Иннокентия титул «Rex Russiae». Никакой военной помощи из католической Европы, поглощённой тогда ожесточённой борьбой Рима с «еретической семьёй» Гогенштауфенов, ставка в которой было право распоряжаться императорской короной, он не получил и тогда же стал вассалом Золотой Орды.
В XIII веке активизировались усилия Рима по христианизации языческих народов прибалтийского региона (ливы, карелы), проводившейся зачастую насильственными методами. Так в 1256 году Папа Александр IV объявил крестовый поход против карел. Против русских христианских княжеств крестовых походов никогда не объявлялось. Показательна булла Папы Александра IV, направленная 6 марта 1255 года литовскому князю Миндовгу, принявшего крещение по латинскому обряду в 1251 году и увенчанного доставленной из Рима королевской короной: булла — первый, относящийся к Руси документ, утверждающий право Римской курии распоряжаться землями «схизматиков», передавая их католическим правителям.
- 3 Структура религии
- [Основные функции (роли) религии
- Необходимость зарождения свободомыслия
- Формы свободомыслия
- 7. Возникновение религии
- 10. Индуизм
- [Править]Ислам
- [Править]Другие религии [править]Христианство
- [Править]Иудаизм
- Зороастризм
- [Править]Свобода вероисповедания
- 13. Предпосылки возникновения буддизма
- [Править]Жизнь Будды
- [Править]Первый буддийский собор, V век до н. Э.
- [Править]Второй буддийский собор 383 до н. Э.
- [Править]Разделение на 18 школ
- [Править]Правление царя Ашоки (около 260 до н. Э.)
- [Править]Третий буддийский собор 250 до н. Э.
- [Править]Миссии Ашоки в эллинистическом мире
- [Править]Распространение буддизма в Азии
- [Править]Преследование буддизма в государстве Шунга (II—I века до н. Э.)
- [Править]Греческо-буддийский диалог (II век до н. Э.—I век н. Э.)
- [Править]Буддизм и Рим
- [Править]Подъём Махаяны I век до н. Э. — I век
- [Править]Распространение Махаяны I — X века
- [Править]Индия
- [Править]Северная и центральная Азия [править]Средняя Азия
- [Править]Таримский бассейн
- [Править]Китай
- [Править]Корея
- [Править]Япония
- [Править]Тибет
- [Править]Юго-восточная Азия
- [Править]Империя Шривиджая V век-XV века
- [Править]Кхмерская империя IX-XIII века
- [Править]Возрождение Тхеравады XI век
- [Распространение буддизма на запад
- 16. Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна
- [Править]История
- [Править]Российская буддология
- [Править]Развитие буддизма с 1990 года
- 18. Иудаизм
- [Править]Происхождение и развитие
- [Править]Древнеегипетская религия
- [Править]Платонизм
- [Править]Авраамические религии
- [Править]Иудаизм
- [Править]Христианство
- [Править]Ислам
- [Править]Бахаи
- [Править]Китайские воззрения
- [Править]Индийские религии [править]Индуизм
- [Править]Сикхизм
- [Править]Зороастризм
- [Править]Религия инков
- Таинства.
- Иконопочитание.
- Православное богослужение.
- Глава II. Взаимодействие православия и культуры.
- 24 Крещение Руси
- Автокефалия Русской Церкви
- Синодальный период
- Восстановление Патриаршества. Советские гонения
- Современная история
- 27 Особенности католического вероучения, культа и церковной организации
- Киевская Русь
- [Править]От татаро-монгольского ига до Петра I
- [Править]Начало XX века
- [Править]Гонения при Советской власти
- [Править]Новейшая история
- [Править]Современное состояние, структура и управление
- [Править]Отношения с Московским Патриархатом (рпц)
- 35. Протестантизм в России
- Девять "нельзя" в этикете мусульманина
- В Исламе нет места фанатикам
- Как относиться к немусульманам?
- 41. Процесс секуляризации
- 43. Развитие религии в современную эпоху характеризует ряд Тенденций.
- 45Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции, противоречия
- 48. Межконфессиональные отношения в современной России