logo
религия

Иконопочитание.

Развитая традиция иконопочитания яв­ляется характерной особенностью православного христианст­ва. Иконопись в правосла­вии - не только искусство священных изображений, но и сви­детельство потустороннего мира в его образах. Искусство ико­нописи требует соединения в одном лице художника и богослова.

Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию, евангелист Лука оставил несколько изображений Богоматери. Со времени Константина I Великого икона вхо­дит во всеобщее употребление в храмах и домах. Одновремен­но возникло движение против почитания икон, получившее наименование иконоборчества. Его сторонники объявили иконопочитание идолопоклонством, несовместимым с христи­анским единобожием.

Несмотря на то, что иконоборцев поддержали византий­ские императоры Лев Исавр (правил в 717 - 741 гг.) и Кон­стантин V Копроним (правил в 741 - 775 гг.), их усилия не привели к успеху. После длительной религиозно-политиче­ской борьбы в 787 г. стараниями Константинопольского пат­риарха Тарасия VII Вселенский церковный собор в г. Никее утвердил догмат иконопочитания. Крайности иконопочита­ния, ведущие к идолопоклонству, были осуждены.

Окончательно иконопочитание утвердилось в 843 г. при императрице Феодоре и патриархе Мефодии. В честь этого события установлен праздник - Торжество Православия, отме­чаемый в первое воскресение Великого Поста".

Помимо икон почитанием в православной церкви пользу­ются мощи (останки тел) святых угодников. Согласно право­славному вероучению существует мистическая связь Святого Духа с телесными останками святых, до конца не разрушаемая смертью.

Почитание мощей берет свое начало от раннехристиан­ской традиции собираться на могилах мучеников, погибших во время антихристианских гонений. Впоследствии их мощи не­редко береглись в храмовых алтарях. Данная традиция сохра­нилась в наличии антиминса - покрывала со вшитыми в него частицами мощей, возлагаемого на престол, находящийся в алтаре православного храма.

Сами мощи обычно находятся в раке - металлическом ларце, помещаемом в храме.