logo search
НРД конечный

5.1. «Классический» неоиндуизм

Неоиндуизм («новый», «реформированный индуизм») – обобщённое название ряда конфессий, образовавшихся в результате попыток реформирования, предпринятых в XIX в. внутри индуизма. Одной из отличительных черт неоиндуизма является стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий (в частности, христианства) и тем самым претендовать на новую мировую религию.

Макс Мюллер (1823-1900) – один из основоположников научного религиоведения. Из предисловия (с.5): «… в самой Индии произошло возрождение философских и теологических наук – хотя и не всегда в надлежащем направлении; (даже он пишет) и это возрождение, если оно только поведет к более деятельному сотрудничеству европейских и индийских мыслителей, может в будущем привести к очень важным следствиям». С.6 – «Положения каждой из шести систем индийской философии в настоящее время хорошо известны или легко доступны – более доступны, сказал бы я, чем даже положения главных философов Греции или современной Европы» [64].

На рубеже XIX-XXвв. происходит реформация индуизма – жрец калькуттского храма КалиРамакришнаПарамахамса (1836–1886), учит, что каждая форма культа составляет одну из стадий познания единого бога, развивает идею истинности и непротиворечивости всех религий. После смерти Рамакришны его последователями была создана неоиндуистская всемирная организация «Миссия Рамакришны» (1897), возглавленная ближайшим учеником РамакришныСвами Вивекананда(1863–1902), в 1893 г. приезжающего в США с целью обращение запада в индуизм; в крупных городах США, а затем и Европы организованы общества веданты (мистического индуизма).

К концу XX в. индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и России, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий. Исследователи отмечают, что современном индуизме широко признаётся обращение в индуизм представителей всех народов. Очевидна тенденция государственной власти Индии и наиболее влиятельных и авторитетных кругов индуизма признать право представителей всех народов быть индуистами (классический индуизм – религия национальная).

Хотя индуистские реформаторские движения значительно отличаются друг от друга по своим целям и философии, большинство из них делают упор на духовность, логику и научные аспекты ведических традиций. Их отличает отсутствие дискриминации, основанной на кастовой, половой или расовой принадлежности. В реформаторских течениях женщин и представителей низших каст посвящают в брахманы и дают им возможность совершать ведические ритуалы.

Вдохновителями современных реформаторских движений в индуизме были такие деятели, как Рабиндранат Тагор, Рамана Махарши, Ауробиндо (интегральная йога), Бхактиведанта Свами Прабхупада (основатель Движения сознания Кришны), Шивананда, Парамаханса Йогананда и Шри Шри Анандамурти (основатель движения Ананда Марга).

Развитием неоиндуизма во второй половине ХХ в. является религиозное течение NewAge.

В настоящее время индуистские общины существуют практически во всех уголках мира. В Индонезии ряд движений выступает за возрождение индуизма в таких регионах страны, как Ява, Суматра, Калимантан и Сулавеси. Наибольшей активностью отличаются индуисты в странах бывшего СССР и в Восточной Европе, где проводит активную проповедническую работу Международное общество сознания Кришны.

На Западе после контр-культурной революции 1960-х гг., всё большее число людей обратилось в индуизм и начало заниматься индуистскими духовными практиками. Произошло это не только благодаря проповеди кришнаитов, но также благодаря универсалистскому учению Рамакришны и йоге Б. К. С. Айенгара. Одновременно, на Западе появились крупные индийские общины, для удовлетворения духовных нужд которых были построены индуистские храмы. Многие западные люди, принявшие индуизм, познакомились с традицией именно в результате посещения храмов. Огромная популярность йоги также была одной из основных причин пробуждения интереса западных людей к философии и практикам индуизма.

Рождённые на Западе и обратившиеся в индуизм авторы написали большое количество книг, рассчитанных на незнакомого или малознакомого с индуизмом западного читателя, для которого незнание санскрита является препятствием для изучения текстов индуизма.

Цель неоиндуизма: охватить не только все религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное начало в мире. По словам Свами Вивекананды: «Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человечества, они – в другой. Соединение обеих – вот что необходимо»; «Мы, индуисты, не просто терпим, мы отождествляем себя с любой религией, молясь в мечети с мусульманином, поклоняясь огню с зороастрийцем и преклоняя колени перед крестом с христианином». То есть речь идет о равноценности духовных опытов всех религий. Свами Вивеканада: «Стучитесь в каждую дверь. Твердите каждому, что он божественен»; «Мы, индийцы, в конечном счете – человекопоклонники, наш бог – это человек».

Шри Рамакришна: «Вайшнавы, магометане, христиане и индусы все жаждут одного и того же Бога; но они не знают, что Тот, кто есть Кришна, В то же время и Шива, и Божественная Мать, и Христос, и Аллах. Бог один, но Он имеет много имен … То, чему поклоняются, одно, но Его называют разными именами, согласно времени, месту и национальности поклоняющихся. Все священные писатели мира говорят об одном и том же Боге. Тот, кого называют в Ведах Абсолютным Бытием, в Тантрах называют Шивой, в Пуранах Кришной, в Коране Аллахом и в Новом Завете Христом» [15, c.23].