5.1. «Классический» неоиндуизм
Неоиндуизм («новый», «реформированный индуизм») – обобщённое название ряда конфессий, образовавшихся в результате попыток реформирования, предпринятых в XIX в. внутри индуизма. Одной из отличительных черт неоиндуизма является стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий (в частности, христианства) и тем самым претендовать на новую мировую религию.
Макс Мюллер (1823-1900) – один из основоположников научного религиоведения. Из предисловия (с.5): «… в самой Индии произошло возрождение философских и теологических наук – хотя и не всегда в надлежащем направлении; (даже он пишет) и это возрождение, если оно только поведет к более деятельному сотрудничеству европейских и индийских мыслителей, может в будущем привести к очень важным следствиям». С.6 – «Положения каждой из шести систем индийской философии в настоящее время хорошо известны или легко доступны – более доступны, сказал бы я, чем даже положения главных философов Греции или современной Европы» [64].
На рубеже XIX-XXвв. происходит реформация индуизма – жрец калькуттского храма КалиРамакришнаПарамахамса (1836–1886), учит, что каждая форма культа составляет одну из стадий познания единого бога, развивает идею истинности и непротиворечивости всех религий. После смерти Рамакришны его последователями была создана неоиндуистская всемирная организация «Миссия Рамакришны» (1897), возглавленная ближайшим учеником РамакришныСвами Вивекананда(1863–1902), в 1893 г. приезжающего в США с целью обращение запада в индуизм; в крупных городах США, а затем и Европы организованы общества веданты (мистического индуизма).
К концу XX в. индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и России, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий. Исследователи отмечают, что современном индуизме широко признаётся обращение в индуизм представителей всех народов. Очевидна тенденция государственной власти Индии и наиболее влиятельных и авторитетных кругов индуизма признать право представителей всех народов быть индуистами (классический индуизм – религия национальная).
Хотя индуистские реформаторские движения значительно отличаются друг от друга по своим целям и философии, большинство из них делают упор на духовность, логику и научные аспекты ведических традиций. Их отличает отсутствие дискриминации, основанной на кастовой, половой или расовой принадлежности. В реформаторских течениях женщин и представителей низших каст посвящают в брахманы и дают им возможность совершать ведические ритуалы.
Вдохновителями современных реформаторских движений в индуизме были такие деятели, как Рабиндранат Тагор, Рамана Махарши, Ауробиндо (интегральная йога), Бхактиведанта Свами Прабхупада (основатель Движения сознания Кришны), Шивананда, Парамаханса Йогананда и Шри Шри Анандамурти (основатель движения Ананда Марга).
Развитием неоиндуизма во второй половине ХХ в. является религиозное течение NewAge.
В настоящее время индуистские общины существуют практически во всех уголках мира. В Индонезии ряд движений выступает за возрождение индуизма в таких регионах страны, как Ява, Суматра, Калимантан и Сулавеси. Наибольшей активностью отличаются индуисты в странах бывшего СССР и в Восточной Европе, где проводит активную проповедническую работу Международное общество сознания Кришны.
На Западе после контр-культурной революции 1960-х гг., всё большее число людей обратилось в индуизм и начало заниматься индуистскими духовными практиками. Произошло это не только благодаря проповеди кришнаитов, но также благодаря универсалистскому учению Рамакришны и йоге Б. К. С. Айенгара. Одновременно, на Западе появились крупные индийские общины, для удовлетворения духовных нужд которых были построены индуистские храмы. Многие западные люди, принявшие индуизм, познакомились с традицией именно в результате посещения храмов. Огромная популярность йоги также была одной из основных причин пробуждения интереса западных людей к философии и практикам индуизма.
Рождённые на Западе и обратившиеся в индуизм авторы написали большое количество книг, рассчитанных на незнакомого или малознакомого с индуизмом западного читателя, для которого незнание санскрита является препятствием для изучения текстов индуизма.
Цель неоиндуизма: охватить не только все религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное начало в мире. По словам Свами Вивекананды: «Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человечества, они – в другой. Соединение обеих – вот что необходимо»; «Мы, индуисты, не просто терпим, мы отождествляем себя с любой религией, молясь в мечети с мусульманином, поклоняясь огню с зороастрийцем и преклоняя колени перед крестом с христианином». То есть речь идет о равноценности духовных опытов всех религий. Свами Вивеканада: «Стучитесь в каждую дверь. Твердите каждому, что он божественен»; «Мы, индийцы, в конечном счете – человекопоклонники, наш бог – это человек».
Шри Рамакришна: «Вайшнавы, магометане, христиане и индусы все жаждут одного и того же Бога; но они не знают, что Тот, кто есть Кришна, В то же время и Шива, и Божественная Мать, и Христос, и Аллах. Бог один, но Он имеет много имен … То, чему поклоняются, одно, но Его называют разными именами, согласно времени, месту и национальности поклоняющихся. Все священные писатели мира говорят об одном и том же Боге. Тот, кого называют в Ведах Абсолютным Бытием, в Тантрах называют Шивой, в Пуранах Кришной, в Коране Аллахом и в Новом Завете Христом» [15, c.23].
- Глава 1. Теоретические основы курса……
- Глава 1. Теоретические основы курса
- 1.1. Важнейшие понятия
- 1.2. Предпосылки возникновения «нового» религиозного движения
- 1.3. Классификация основных направлений «нового» религиозного движения
- Глава 2. Направления сатанистской и близкой ориентации
- 2.1.Сатанизм
- 2.1.1. История, духовные и этические ценности
- Классификации сатанистских сект
- Классификация по практикуемой в сектах магии:
- 2.1.2. Сатанизм в рок-музыке
- 2.2. Хэллоуин
- 2.3. Готы и эмо
- 2.4. Феминизм
- 2.4.Саентология
- Глава 3. Неоязычество и направления «экологической» ориентации
- 3.1. Неоязычество
- 3.2. Квазинеоязычество
- 3.3. «Экологическая» ориентация
- Глава 4. Псевдохристианские направления
- 4.1. «Классические» секты
- 4.1.1. «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны)
- 4.1.2. «Общество Сторожевой башни» (Свидетели Иего́вы)
- 4.2. Псевдохристианство в России
- 4.2.1. Духовное христианство
- Духоборчество
- 4.2.2. Толстовство
- 4.2.3. Русский космизм
- 4.2.4. Учение Вл.С.Соловьева
- 4.3. «Церковь Унификации» (муниты)
- 4.4. Особенности российского псевдохристианства
- Глава 5. Псевдовосточное направление
- 5.1. «Классический» неоиндуизм
- 5.2. «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»
- 5.3. Международное общество Сознания Кришны
- 5.4. Аум Синрикё
- Глава 6. Синкретические направления
- 6.1. «Теософия» е.П.Блаватской
- 6.2. Антропософия
- 6.3. Агни-Йога
- 6.4. Бахаи́
- 6.5. Холодинамика
- Глава 7. Научная фантастика и жанр фэнтези как «светское» проявление «нового религиозного движения»
- 7.1. Научно-фантастическая литература
- 7.2. Фэнтези и ужасы
- 7.3. Феномен нло
- Глава 8. Экуменизм и «организация объединенных религий»
- 8.1. Экуменизм
- 8.2. «Организация объединенных религий»
- Глава 9. Масонство
- Заключение
- Краткие методические рекомендации преподавателям по реализации дисциплины «Новые религиозные движения»
- Список тем, рекомендуемых для докладов и рефератов
- Примерный список вопросов итогового контроля (экзамен, зачет)
- Рекомендации для подготовки и защиты итоговой квалификационной работы слушателя
- Цели и задачи итоговой квалификационной работы
- 2. Содержание квалификационной работы и требования, предъявляемые к ней
- Структура и оформление квалификационной работы
- Оценка результатов защиты квалификационной работы
- Организационные вопросы
- Литература и электронные источники