logo
НРД конечный

6.5. Холодинамика

Одним из характерных примеров конвергенции псевдохристианских и псевдовосточных направлений «нового религиозного движения» является так называемая «холодинамика» (holodynamics) – синкретичное направление, объединяющее псевдонаучные изыскания западных мыслителей с восточным оккультизмом.

Под «холодинамикой» (греч. holos– целый, весь, а также англ.hologram– голограмма) ее создатели понимают «квантовую теорию мышления, конвергенцию гуманитарных и естественнонаучных теорий и практик ХХ в., обосновывающую единство законов Вселенной и человеческого сознания». Основоположником этого направления является американский психолог Вернон Вульф (Сан-Диего, Калифорния, конец ХХ в.).

Мысль о целостности Вселенной не нова. Еще Платон утверждал, что мир представляет собой единое целое (холон). В 1926 г. южноафриканским философом Я.Смэтсом сформулирован методологический принцип целостности: «целое больше, чем сумма его частей» - холизм. Исходя из идей биологического витализма (лат. vitalis — «жизненный», философское направление, утверждающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями - «жизненной силы») и специальной теории относительности, Смэтс рассматривает целое как центральное понятие философии, синтезирующее в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. Выражением целостности является процесс эволюции, рождающий все новые и новые объекты (целостности) в ходе качественных преобразований мира; высшая форма органической целостности – человеческая личность (сродни анимизму и пантеизму).

Холодинамика утверждает об открытии и выделении так называемого «элемента мышления», «единицы сознания», «мыслеобраза» - «холодайна» (мысль-образ-чувство-устремление). Ядро холодайна составляет устремление – часть кармы человека, несущая в себе всю жизненную энергию. Холодинамическое изменение – осознание проблемы, если возникают желание и решимость ее решить, она начинает решаться - «Изменяя физику мозга, изменяешь Вселенную» (В. Вульф).

Холодайн, в то же время, имеет физическую природу, совмещая волновые и квантовые свойства – форма, цвет и т.п., которые мы познаем через ощущения (получаем информацию). Энергия холодайна представляет собой стремление знать и действовать дальше. С позиций синергетики холодайн – открытая, эволюционирующая система. Основная часть холодайна находится в подсознании, холодинамика, таким образом, предстает как разновидность психоанализа З. Фрейда и К.Г. Юнга. Подсознание – тень, «зверь» по Юнгу, но важно в этом звере увидеть божественное начало.

Поскольку мир эволюционирует вместе с богом, холодайн также может эволюционировать. Добро и зло реально не существуют, но есть лишь внутренние представления человека, познание увеличивает возможность ухода от зла к добру. Мир ни прекрасен, ни ужасен, он – нормален.

О сути холодинамики говорит К.Ректор, ученик и последователь В. Вульфа: «Название «Холодинамика» происходит от английского слова hologram– голограмма. Согласно холодинамике, наше восприятие окружающей действительности подобно голограмме. Нам кажется, что мы видим сам предмет, на самом же деле – это своеобразный мираж, картинка, рожденная световыми волнами, отраженными предметом. Точно так же все наши представления о мире, живущие в нашем сознании, мысли, чувства, эмоции – всего лишь голографические образы, информация о Вселенной в преломлении нашего сознания. Эти образы называются «холодайнами». Они «живут» в белковых волокнах нашего мозга, обладают цветом, формой, могут двигаться и говорить. Они положительным или отрицательным образом влияют на наши действия, стимулируют или, наоборот, тормозят наше развитие. От того, насколько человек может осознавать и трансформировать холодайны, или по сути стереотипы, зависит его эффективность и успех в жизни». Подобное «научное обоснование» может иметь приложение лишь исключительно в оккультно-религиозных системах.

Последователи и пропагандисты холодинамики в России: академик РАЕН Н.В. Маслова, профессор Л.Н. Немировский, разработавшие «Концепцию холодинамического обучения» («ноосферного образования»), «впервые в истории психолого-педагогической теории и практики ставящую задачу формирования единицы сознания – холодайна и предлагающую холодинамическую технологию, методику и учебники нового поколения». По утверждению авторов: «Ориентируясь на высший потенциал учителя и ученика, используя многоканальное взаимодействие холодинамическое обучение способно дать четырехкратное сокращение учебного времени при улучшении качества знаний.

В масштабах государства это приведет к формированию холодинамического, т.е. всестороннего экологического мышления, что является определяющим звеном на пути перехода к ноосфере и решения глобальных проблем человечества».

Оккультные идеи холодинамики Н.В. Маслова связывает с именами В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена, индийского мистика Шри Ауробиндо, рекомендует использовать известные псевдопедагогические оккультные системы М. Монтессори и Р. Штайнера.

Под понятием «ноосфера» (от греч. noos– разум) традиционно подразумевается новое эволюционное состояние биосферы, при котором решающим фактором развития становится разумная деятельность человека. «Развивая» идеи В.И. Вернадского, Н.В.Маслова утверждает, что ноосфера это не часть биосферы, а временной интервал – «эпоха»: «Ноосфера – это эпоха единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, нового качества и целостного мышления». Высказывается предположение о дисфункции правого полушария головного мозга у всех современных людей, следствие чего является массовая дисгармоничная работа мозга, ориентированного лишь на рационализм и потребительство. Вот почему внедрение «холодинамического обучения» будет способствовать разрешению экологических проблем. «Научные» работы холодинамистов изобилуют нелепыми неологизмами типа «ритмодинамика», «биоадекватность», «ноосферное образование», «образон».

Разработанные в России и уже длительное время реализуемые концепции, технологии, методики и учебники, по словам авторов, являются «биоадекватными», то есть «соответствующими природе человеческого восприятия, являющиеся экологически чистыми и интеллектуально безопасными, способствующими раскрытию психолого-физиологических возможностей человека»; «биоадекватные учебники вовлекают в учебный процесс 5 каналов человеческого восприятия и способны быстро и эффективно развивать креативный потенциал учащегося.

Критерием эффективности биоадекватной технологии является социальное время, необходимое для выполнения работы по получению качественных знаний, сокращающееся в 3-5 раз, высвобождение ресурсов здоровья, быстрое и прочное усвоение знаний».

Все холодинамические технологии основаны на медитативных приемах, использовании нейролингвистического программирования (НЛП), то есть «изменении сознания», вторжении в подсознание человека.

Н.В.Маслова – автор книг «Ноосферное образование» (1999, 2002), «Национальная идея как потребность времени» (2002), «Периодическая система Всеобщих Законов Мира» (2005); ею опубликованы учебники русского и английского языка, базирующиеся на холодинамической методике; с 2002 г. ею создана программа «Образование для устойчивого развития России», принятая Фондом Устойчивого развития в Государственной Думе РФ. Весьма характерно, что труды Н.В.Масловой представляли Россию на Международном экологическом саммите 2002 г. в Йоханнесбурге. Ученики Н.В. Масловой работают во многих городах и странах СНГ, успешно развивая и внедряя идеи «ноосферного образования» в школьные и вузовские программы. Все это говорит о полной неразборчивости государственной власти в сфере духовности и идеологии.

Оккультистка А. Яковлева (руководитель фирмы «Путь к себе» и одноименного оккультно-религиозного журнала) отождествляет понятия «NewAge» (псевдорелигиозное течение, проповедующее оккультизм, колдовство, эктрасенсорику и т.п.), «холистическое движение», оккультизм и «холистика»: «Вначале мы писали про то, что на Западе называется «NewAge» или холистическим движением. Это некий западный синтез восточной философии, приспособленный к практическим нуждам обычного человека» [108]. С подобным выводом нельзя не согласиться, особенно в части «практических нужд обычного человека».