3.3. «Экологическая» ориентация
Реальность экологического кризиса и тенденция его перерастания в катастрофу постепенно становится очевидной для многих мыслящих людей, независимо от их религиозной и идеологической ориентации. В этих условиях, с позиций эволюционизма, необходима «новая» этика, «новая» религия (или переосмысление старой) и – самое главное – новый тип все той же рациональности, трактуемой теперь как диалог с природой (а не ее покорение, как раньше), т.е. попытка «договориться по-хорошему».
Российский биолог В.Е. Соколов отмечает: «Пока наши представления о биосфере не будут закреплены в виде незыблемых (выделено автором, А.Е.)моральных норм, мы вряд ли сумеем полностью побороть в себе безответственного потребителя. Значит, экологическая мораль нужна и нужно, чтобы она была сформулирована». Мысль о незыблемости – по сути верная, да только в Православии эта незыблемость поддерживается уже третью тысячу лет…
В противовес этому академик Н.Н.Моисеев, позиционировавший себя как «верующего, но не религиозного» человека», говорит, что все уже сказано в Нагорной проповеди и ничего нового придумывать не надо.
Неоязычество так или иначе всегда связано с проблемами экологии. Здесь оно смыкается с либеральными взглядами, обвиняющими христианство в инициировании глобального экологического кризиса. Как следствие, в рамках неоязычества или в непосредственной связи с ним существуют многочисленные секты «экологической ориентации»и экологические организации, которым присуще оккультное, синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией экологизма. Основной идеей здесь является неэкологичность христианства. К таковым относятся общины, входящие в «Круг Языческой Традиции» (КЯТ), которая возникла в России 2002 г. и имеет довольно высокие темпы роста. Её идеологами был предложен план-максимум под названием «Цели природной веры». В нем сформулированы социальные задачи неоязыческого движения на будущее, среди которых «конецформыначалоформырешение основных экологических проблем и создание общества, находящегося в равновесии со своей природной средой обитания», путем возврата к почитанию природы.конецформыначалоформыЧлены КЯТ принимают участие на конференциях «зеленых», устраивают многочисленные экологические акции по очищению парковых зон Москвы и Подмосковья. Но без сомнения, муссирование данной темы используется ими с целью привлечь внимание общественности прежде всего к самим себе.
К известным организациям такого рода относятся «Хранители радуги», «Хранители фиолетового пламени», ряд других, подчас пользующиеся поддержкой властей, организующие детские и подростковые летние лагеря под личиной формирования экологичного мировоззрения, а по сути формирующие у детей сугубо языческое мировоззрение.
Это затрагивает важнейший вопрос экологического образования. Характерен учебник экологии для старших классов известного либерального философа Н.М. Мамедова с соавторами [58]. Серьезные возражения (мягко говоря) вызывает трактовка важнейшего вопроса – «мировоззренческих истоков экологической проблемы» (заглавие соответствующего раздела). Фактически данный учебник в завуалированной форме пропагандирует учащимся идеи неоязычества.
Справедливо указывая на духовную первопричину экологического кризиса, авторы затем допускают искажения при рассмотрении важнейших положений мировых религий. Авторы информируют учащихся, что «… в странах Древнего Востока длительное время обожествляли природу и преклонялись перед ней … Это содействовало бережному отношению к природе, восприятию явлений природы преимущественно как предмета восхищения и художественного освоения». Интересно, какие конкретно цивилизации имеются в виду? В учебнике это не указано. Уж не Месопотамия или Хараппа, в результате потребительского мировоззрения превратившие цветущие регионы в пустыни, о чем сами авторы упоминают чуть ниже? Где же логика?
Говоря о Древней Греции, авторы справедливо указывают на первоначальное главенствование воззрения об «органическом единстве человека и природы», но тут же делают оговорку – «не без сильного восточного влияния», когда именно последнее (в основном – финикийское) способствовало последующему развитию в Элладе потребительского мировоззрения.
Но это только начало. Далее в учебнике говорится об «иудейско-христианской традиции», что является серьезной терминологической ошибкой, к сожалению имеющей место в ряде современных научных работ, как отечественных, так и зарубежных (доходит до утверждения о том, что христианство базируется на иудаизме, путая последний с Ветхозаветной религией, что далеко не одно и то же!). Как можно объединять эти мировоззрения в одно целое?! Не углубляясь в богословские споры, заметим лишь, что подобная трактовка серьезно запутывает и сбивает учащегося с толку.
Дальше – больше, христианство, оказывается, отвергает «древнее положение, что все сотворенное совершенно и прекрасно … христианство дало возможность человеку противостоять природе». Перед написанием этих фраз авторам неплохо было бы повнимательнее прочесть книгу Бытия, где несколько раз повторяется: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1:25). В этой фразе речь идет о созданном Творцом – и оно «хорошо».
Особое внимание следует уделить таблице «Религии мира об отношении человека к природе», где дано краткое сравнение трех мировых религий, а также иудаизма и язычества. Просмотрев эту таблицу, любой «средний» ученик (и не только он) сделает из представленной информации абсолютно логичный вывод – в глобальном экологическом кризисе современности повинны исключительно иудеи и христиане, а язычники, мусульмане и буддисты – люди с сугубо «экологическим» мышлением. При этом упускается из виду, что ислам, так же как иудаизм и христианство, имеет ветхозаветную основу, а многие языческие цивилизации потерпели крах именно в результате потребительского отношения к окружающей среде (с чем согласны и сами авторы учебника).
В серии учебников для начальной (!) школы профессора А.Т. Зверева [39] приводится еще одна оригинальная «трактовка» христианства: оказывается, Адам и Ева до грехопадения жили в раю как дикие звери и только после грехопадения стали настоящими людьми! То, что православные считают пришествием в мир носителей зла, автором учебников для маленьких детей представляется как сугубо положительное явление. Такое искажение христианского мировоззрения вряд ли послужит делу воспитания. Столь вольная трактовка смысла книги Бытия и христианства допустима разве что в научной публицистике, в полемике, где, однако, сразу же встретит серьезный отпор, но никак не в школьном учебнике.
Искажение смысла религиозных догматов способствует только запутыванию учащихся и хуже того – разжиганию национальной и конфессиональной розни и нетерпимости, что мы уже повсеместно наблюдаем. Пиитет же перед язычеством никогда еще не приводил ни к чему хорошему, в частности – и фашистская идеология представляет собой не что иное, как неоязычество в чистом виде.
Наверно, не имеет смысла обвинять авторов учебников в злонамеренной, целенаправленной дезинформации учащихся. Скорее, это – традиционные рассуждения российских интеллигентов, в свое время уже приведшие к катастрофе…
Подводя итоги сказанному, отметим основные задачи, реализуемые неоязычеством в России:
борьба против православия и ислама;
отвлечение внимания общества от истинных врагов государства;
компрометация истинно патриотических идей и организаций и развал патриотического движения;
внедрение в общество под лозунгами охраны природы и восстановления экологичного миропонимания, якобы утерянного в процессе христианизации.
- Глава 1. Теоретические основы курса……
- Глава 1. Теоретические основы курса
- 1.1. Важнейшие понятия
- 1.2. Предпосылки возникновения «нового» религиозного движения
- 1.3. Классификация основных направлений «нового» религиозного движения
- Глава 2. Направления сатанистской и близкой ориентации
- 2.1.Сатанизм
- 2.1.1. История, духовные и этические ценности
- Классификации сатанистских сект
- Классификация по практикуемой в сектах магии:
- 2.1.2. Сатанизм в рок-музыке
- 2.2. Хэллоуин
- 2.3. Готы и эмо
- 2.4. Феминизм
- 2.4.Саентология
- Глава 3. Неоязычество и направления «экологической» ориентации
- 3.1. Неоязычество
- 3.2. Квазинеоязычество
- 3.3. «Экологическая» ориентация
- Глава 4. Псевдохристианские направления
- 4.1. «Классические» секты
- 4.1.1. «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны)
- 4.1.2. «Общество Сторожевой башни» (Свидетели Иего́вы)
- 4.2. Псевдохристианство в России
- 4.2.1. Духовное христианство
- Духоборчество
- 4.2.2. Толстовство
- 4.2.3. Русский космизм
- 4.2.4. Учение Вл.С.Соловьева
- 4.3. «Церковь Унификации» (муниты)
- 4.4. Особенности российского псевдохристианства
- Глава 5. Псевдовосточное направление
- 5.1. «Классический» неоиндуизм
- 5.2. «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»
- 5.3. Международное общество Сознания Кришны
- 5.4. Аум Синрикё
- Глава 6. Синкретические направления
- 6.1. «Теософия» е.П.Блаватской
- 6.2. Антропософия
- 6.3. Агни-Йога
- 6.4. Бахаи́
- 6.5. Холодинамика
- Глава 7. Научная фантастика и жанр фэнтези как «светское» проявление «нового религиозного движения»
- 7.1. Научно-фантастическая литература
- 7.2. Фэнтези и ужасы
- 7.3. Феномен нло
- Глава 8. Экуменизм и «организация объединенных религий»
- 8.1. Экуменизм
- 8.2. «Организация объединенных религий»
- Глава 9. Масонство
- Заключение
- Краткие методические рекомендации преподавателям по реализации дисциплины «Новые религиозные движения»
- Список тем, рекомендуемых для докладов и рефератов
- Примерный список вопросов итогового контроля (экзамен, зачет)
- Рекомендации для подготовки и защиты итоговой квалификационной работы слушателя
- Цели и задачи итоговой квалификационной работы
- 2. Содержание квалификационной работы и требования, предъявляемые к ней
- Структура и оформление квалификационной работы
- Оценка результатов защиты квалификационной работы
- Организационные вопросы
- Литература и электронные источники