logo
НРД конечный

4.2.1. Духовное христианство

Духовное христианство — течение русского религиозного сектантства XVII-XXвв., возникшее превоначально среди крестьян и впоследствии в ряде случаев распространившееся среди интеллигенции и аристократии. Для духовных христиан характерно аллегорическое толкование Библии, отрицание догматики и «сложной» церковной обрядности.

Хлысты́(христы, христововеры) – одна из старейших русских мистических сект, основанная в серединеXVIIв. крестьянином Даниилом Филипповым и существующая доныне. Организационно составляют общины или «корабли», управляемые «пророками», «кормовщиками», «христами», «богородицами». По данные энциклопедии Брокгауза и Ефрона, хлысты отнесены к числу особенно вредных сект.

В вопросе о происхождении хлыстов можно выделить следующие точки зрения:

  1. влияние болгарских богомилов, проникавших на Русь еще в XI-XIIвв. (правда, без всякого успеха), а через них ещё более древнего манихейства;

  2. влияние западно-европейских протестантских мистических сект и масонства;

  3. взгляд на хлыстов как русское самобытное явление, генетически связанное со славянским язычеством и эзотеризмом;

  4. самобытное происхождение хлыстов, но связанное с явлениями русской религиозной жизни XVII в.: традицией исихазма, с идеей «обожения» и радикальными толками старообрядчества.

Предание хлытов гласит, что в 1645 г. в Стародубской волости Муромского уезда Владимирской губернии, в приходе Егорьевском, на горе Городина, «сокатил на землю сам Господь Саваоф и вселился в плоть Данилы Филипповича и дал людям 12 новых заповедей». Так как по учению хлыстов Саваоф сошёл на землю лишь однажды, то преемники Данилы Филипповича были уже «христами», а помимо «христов-преемников» в каждой общине также были свои «христы».

Христианство признается хлыстами в «иносказательном духовном смысле», семья и государство отрицаются. Хлысты не признают церковную обрядность, хотя в целях конспирации могут посещать православные церкви. Богослужения хлыстов – «радения», совершаются по ночам, состоят в чтении и аллегорическом толковании Священного Писания, в исполнении собственных духовных песен, в прыжках, кружении, бегании и самобичевании, доводящих людей до экстаза, иногда заканчивавшегося сексуальными оргиями.

В начале XIX в. среди высших слоев России распространилось увлечение мистицизмом, в том числе – хлыстовским. Хлыстам симпатизировали масон, издатель «Сионского Вестника» А. Ф. Лабзин, художник В. Л. Боровиковский и даже обер-прокурор Святейшего Синода, позднее министр духовных дел и народного просвещения, председатель Библейского общества князь А. Н. Голицын. Исследователи народнического и социал-демократического толка искали в религиозных диссидентах, в том числе хлыстах, опору для борьбы с самодержавием. Философ В. В. Розанов написал книгу «Апокалиптические секты: хлыстовство и скопчество» и сам участвовал в хлыстовском общем чаепитии. О своих хлыстовских годах рассказывал поэт Н. А. Клюев. Среди ряда либеральных историков существует неподтвержденное фактами мнение о принадлежности к хлыстам Григория Распутина.