4.2.3. Русский космизм
Космизм (греч. κόσμος – организованный мир) – религиозно-философское учение о связи природы, человека и общества с космосом. Учение использует научные теории о возникновении и эволюции Вселенной: концепции Канта—Лапласа (XVIII в.) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории относительности А. Эйнштейна, теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (XX в.), гипотезы Большого взрыва.
Русский космизм возник в России в середине XIX в. как своеобразное течение мысли (или, по выражению академика Н.Н. Моисеева – «умонастроение») и связан с именами русских учёных и философов, таких как Н.Ф. Фёдоров, Вл. С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А.Флоренский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, и другими, а также с «Серебряным веком» в русском искусстве, представленном такими именами как А. Блок, А. Белый, М. Врубель, А.Н. Скрябин и рядом других. Один из основоположников космизма В.Ф.Одоевский (автор ряда фантастических произведений), в бытность свою помощником директора Публичной библиотеки в Петербурге, создал в ней «Готический зал» или «кабинет Фауста» что говорит само за себя.
Русский космизм – мировоззрение с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством, с использованием понятий алхимии и астрологии. Был предложен особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. В нём выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе. По сути это то, что позже стали называть «ноосферной концепцией».
Одним из первых предшественников ноосферной концепции был русский философ Николай Федорович Федоров (1829-1903) – религиозный мыслитель-еретик, работавший библиотекарем Румянцевского музея. Он вел аскетическую жизнь, считая грехом всякую собственность, даже на книги и идеи, поэтому свои работы не публиковал, чтобы не получать гонорара. Для него характерно соединение христианских догматов с гипотетическими научными представлениями. Основное сочинение - «Философия общего дела».
В основе русского космизма – идея закономерного эволюционного развития, усложнения человека, его мозга, разума, далее наступает новый – сознательный этап эволюции и если в ходе его не произойдет совершенствование человека, тогда мир ждет самоуничтожение. Проводится идея «активной эволюции». По мысли Н.Ф. Федорова «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою» определяет важную проблему «регуляции» (управления) природы человеком (в какой-то степени это делает йога): «Повиноваться природе для разумного существа значит управлять ею, неразумною силою, ибо природа в разумных существах приобрела себе главу и правителя». По сути это – пантеизм, ведущий к самообжествлению и сатанизму, аналог халдейского мировоззрения.
Русский космизм – мировоззрение, намеренно противопоставляющее себя западноевропейской науке и культуре, находящееся в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации, которой Федоров противопоставляет патриархально-родственные отношения. Научно-технический прогресс – тупиковая ветвь эволюции, поскольку совершенствуется техника, но человек обессиливается, остается несовершенным и смертным. Плоды такой ситуации – глобальный экологический кризис, грозящий перерасти в катастрофу. Как следствие – возникают разного рода фобии. Нужен органический прогресс – прогресс мозга и разума. Возможна смена типа питания – идея автотрофности человечества В.И. Вернадского. По мысли Федорова, человек – странное существо, потому что он смертен и осознает это; как следствие – дикое состояние психики человека, тоска, демонические крайности, вывод – земля просто «ком грязи».
Главным в христианстве Федоров считает «Философию общего дела» - борьбу со смертью. «Дефект» христианства – это мысль о загробном воздаянии за хорошие и плохие дела, что не вмещается в человеческое сознание, поскольку это есть низменное представление о Боге как о мстительном существе. Так как неспасение некоторых есть человеческая идея, то Федоров ее убирает (заменяя на свою собственную, тоже человеческую). Отсюда – мысль о всеобщности спасения, «коррекция» христианства. Человек должен стать орудием Божией воли на земле, все вместе – коллективное орудие, то есть предлагается идея богочеловечества (далее это развивают Вл.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков). Как следствие – Федоров отрицал необходимость Второго Пришествия.
Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности человека слепой силой природы, поэтому выдвинул утопическую идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Высшая цель регуляции – преодоление смерти, воскрешение умерших поколений, «патрофикация» (воскрешение отцов), достижение всеобщего бессмертия. Федоров считал, что нужно обратить вспять ложную направленность человека к рождению детей, которая ведет только к дурной множественности и дурной бесконечности. Воскрешение отцов, всеобщее бессмертие было задумано Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой вражды, разрыва между мыслью и делом, «учеными» и «неучеными», богатством и бедностью, городом и деревней; поэтому христианскую идею личного спасения он как еретик считал безнравственной, противоположной делу всеобщего спасения. [86]
Н.Ф.Федоров считал, что «глубинный» смысл христианства заключается в воскрешении предков, которое Бог осуществит руками человека, с помощью науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
Воплощение идеи воскрешения человечества должно осуществиться путем рациональной организации всех человеческих сил под властью всемирного монарха и при создании единой трудовой армии. Вопросы организации трудовых армий в 1920 г. ученик Н.Ф. Федорова В.Н.Муравьев обсуждал с Л.Д.Троцким. Последователем Федорова был Л.Б.Красин, являвшийся одним из наиболее деятельных сторонников сохранения тела В.И.Ленина.
«Воскрешение должно быть неким обращением вспять силы рождения, неким алхимическим процессом преобразования семени и эротической энергии … для восстановления родовой полноты. Дети должны «обратно родить» т.е. воскресить отцов» (Н.Ф.Федоров); по сути это – алхимическая задача.
Вл.Соловьев эту мысль Федорова о воскрешении развил – речь должна идти об изменении направления эротических, «духовно-телесных токов» для превращения вещества праха предков в живые тела. Соловьев считал, что половая любовь «оказывается пустоцветом»; «Если смотреть … на фактический исход любви, то должно признать ее за мечту, временно овладевающую нашим существом и исчезающую, не перейдя ни в какое дело». Философ отрицает необходимость любви для рождения детей (у него самого ни жены, ни детей не было).
Последователи Н.Ф.Федорова – А.Горский и В.Чакрыгин детально «разработали» этот эротико-алхимический процесс в стиле некрофилии, осуществляемый на кладбищах у отверстых могил, описание которого не считаем возможным здесь помещать.
«Дети, получив от отцов жизнь, обязаны по закону справедливости» прервать цикл деторождения и вместо этого воскресить и тем «породить обратно» своих отцов. Эта «связь поколений» отлична от православной, молитвенной, когда дети молят Господа даровать родителям жизнь вечную.
В настоящее время попыткой реализации данной идея являются заморозка и клонирование.
Воспоминания современников рисуют Федорова как человека неуравновешенного: «Речь его была неожиданно страстной, глаза горели, голос срывался, на присутствующего противника сыпались сарказмы, брань, негодующие крики. Трясущимися от волнения руками искал он в карманах своего пальто искомканные бумажки, исписанные неровным, дрожащим почерком» [25]. Весьма интересная характеристика …
В начале 1920-хх гг. в Москве и Петрограде сформировались группы «поэтов-биокосмистов», которые активно издавали свои произведения. Московское отделение биокосмистов возглавлял Александр Святогор (Александр Агиенко), а петроградское отделение «биокосмистов-имморталистов» (лат. immortalitas — бессмертие) — Александр Ярославский, писавший об идее личного бессмертия (один из первых в стихах высказался об идее холодового анабиоза (крионики) человечества). Почти все биокосмисты пали жертвами террора в 1930-хх гг.
В литературных произведениях космистов можно выделить следующие черты:
размытость граней потустороннего и реального миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью;
единство мира и взаимоотражение друг в друге разнородных явлений; «всё во всём»;
пространственно разделённые предметы и явления могут ментально соседствовать;
физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил.
Необходимо привести и мысли сугубо либерального толка. По мнению эволюционистов, русский космизм играет сугубо позитивную роль в процессе слияния идей западной и восточной цивилизаций. Идеи синергетики и универсального эволюционизма помогают осмыслить идеи восточной философии, долгое время не находившие адекватного понимания в западной традиции. Синергетика – по сути своей буддийская картина мира. «Одно во всем и все в одном» - доминирующий принцип даосизма и конфуцианства. В буддизме это выражено в учении о дхарме - «все элементы дхармы являются чем-то однородным и равносильным; все они между собой связаны». «Духовный, научный и творческий потенциал русского космизма, его проективная направленность и оптимистический взгляд на будущее делают это течение все более привлекательным для наших современников» [43]. Вполне сравнимо с идеей «конкуренции на рынке религиозных услуг».
Необходимо назвать ряд известных последователей «русского космизма». Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935), основоположник современной космонавтики, вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет, предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций, считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
Необходимость выхода в космическое пространство как средства решения проблемы размещения всех воскрешенных, была для Циолковского непосредственно связана с анастатикой – искусством воскрешать: «Космос развивается циклически, стремясь к совершенству … И в космосе уже давно решается задача Н.Федорова об управлении всем и вся. Разумные существа, которыми населен космос, взяли на себя ответственность за ход космической эволюции и в целом на земле. Руководствуясь императивами космической этики, они повсеместно колонизовали космос и почти везде искоренили неперспективные формы жизни, вроде животных и растений, насадили более совершенные, за исключением таких анклавов, как Земля. Здесь ими проводится один из экспериментов по естественному обновлению форм жизни в процессе дарвиновского отбора.
Человечество должно осознать свое скромное место на эволюционной лестнице живых существ в космосе, принять космическую этику и поставить перед собой задачу освоения ближнего космоса … Человечество неизбежно выйдет в космос, истратив по кускам Землю как сырье для космических колоний. Сам же человек в конце концов превратится в гелиотрофное растение, которое не будет нуждаться для своей жизни ни в чем, кроме солнца, и сможет жить в открытом космосе». Здесь Циолковский даже опережает Вернадского с его идеей автотрофности человечества.
Отчетливо просматривается идеологическая близость с большевиками в части уничтожения «неперспективных форм жизни: «Мы должны все превратить в совершенство. Как же это сделать, как уничтожить земные невзгоды? … Во-первых, все вредное мы уединим, отделим, изолируем … во-вторых, мы лишим их возможности продолжать свой род. Они могу жить с женами, но жены благодаря легкой операции будут бесплодны. Таким образом, огонь неугасимый, но не жгущий будет непрерывно уничтожать все плохое».
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) разработал учение о биосфере – «тонкой пленке живого вещества» на поверхности Земли, проявляющего себя как единый организм. Биосфера постепенно эволюционирует через техносферу к ноосфере – «сфере разума», к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты представляются губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти развитие, упорядоченное человеческим разумом. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек.
Благодаря подобным рассуждениям, впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964), биофизик, изучал влияние космических и физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.
Иван Антонович Eфремов (1908—1972), палеонтолог с мировым именем, писатель-фантаст, социальный мыслитель. Находясь под сильным влиянием индуизма, внёс большой вклад в развитие отечественной научной фантастики, оказав влияние на жизненные судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.
Из западных мыслителей ближе всего к данному направлению стоит Пьер Тейяр де Шарден(1881—1955) — французский теолог и философ, иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес существенный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции.
- Глава 1. Теоретические основы курса……
- Глава 1. Теоретические основы курса
- 1.1. Важнейшие понятия
- 1.2. Предпосылки возникновения «нового» религиозного движения
- 1.3. Классификация основных направлений «нового» религиозного движения
- Глава 2. Направления сатанистской и близкой ориентации
- 2.1.Сатанизм
- 2.1.1. История, духовные и этические ценности
- Классификации сатанистских сект
- Классификация по практикуемой в сектах магии:
- 2.1.2. Сатанизм в рок-музыке
- 2.2. Хэллоуин
- 2.3. Готы и эмо
- 2.4. Феминизм
- 2.4.Саентология
- Глава 3. Неоязычество и направления «экологической» ориентации
- 3.1. Неоязычество
- 3.2. Квазинеоязычество
- 3.3. «Экологическая» ориентация
- Глава 4. Псевдохристианские направления
- 4.1. «Классические» секты
- 4.1.1. «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны)
- 4.1.2. «Общество Сторожевой башни» (Свидетели Иего́вы)
- 4.2. Псевдохристианство в России
- 4.2.1. Духовное христианство
- Духоборчество
- 4.2.2. Толстовство
- 4.2.3. Русский космизм
- 4.2.4. Учение Вл.С.Соловьева
- 4.3. «Церковь Унификации» (муниты)
- 4.4. Особенности российского псевдохристианства
- Глава 5. Псевдовосточное направление
- 5.1. «Классический» неоиндуизм
- 5.2. «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»
- 5.3. Международное общество Сознания Кришны
- 5.4. Аум Синрикё
- Глава 6. Синкретические направления
- 6.1. «Теософия» е.П.Блаватской
- 6.2. Антропософия
- 6.3. Агни-Йога
- 6.4. Бахаи́
- 6.5. Холодинамика
- Глава 7. Научная фантастика и жанр фэнтези как «светское» проявление «нового религиозного движения»
- 7.1. Научно-фантастическая литература
- 7.2. Фэнтези и ужасы
- 7.3. Феномен нло
- Глава 8. Экуменизм и «организация объединенных религий»
- 8.1. Экуменизм
- 8.2. «Организация объединенных религий»
- Глава 9. Масонство
- Заключение
- Краткие методические рекомендации преподавателям по реализации дисциплины «Новые религиозные движения»
- Список тем, рекомендуемых для докладов и рефератов
- Примерный список вопросов итогового контроля (экзамен, зачет)
- Рекомендации для подготовки и защиты итоговой квалификационной работы слушателя
- Цели и задачи итоговой квалификационной работы
- 2. Содержание квалификационной работы и требования, предъявляемые к ней
- Структура и оформление квалификационной работы
- Оценка результатов защиты квалификационной работы
- Организационные вопросы
- Литература и электронные источники