2.3. Готы и эмо
Готы(англ. goths – готы, варвары) – асоциальная квазирелигиозная подростково-молодежная субкультура, лежащая в ее основе идеология и связанное с ними подростково-молодежное движение; характеризуется мистически мрачным, депрессивным восприятием жизни, основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли и мучений.
Субкультура и эстетика гoтов напрямую связаны с образами смерти (как на уровне интимно-личностных переживаний, так и на уровне основ мировоззрения), культивируется все, что каким-либо образом относится к «темной стороне бытия», что хоть как-то связано со смертью, фатализмом. Идеология гoтов близка к танатофилии (фетишизация смерти, особая расположенность к прогулкам и уединениям на кладбищах (тафофилия), пристрастие к произведениям на тему смерти, некрофильное сексуальное поведение (на кладбищах или в окружении некротических атрибутов)).
Как следствие, для гoтов характерны романтически-депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция либо имитация такого состояния, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему, мрачный имидж, повышенный интерес к мистицизму и эзотерике. Отсюда – соответствующий некромантический стиль в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Каждый приверженец движения выбирает себе соответствующий идеологии «ник» типа «Агония», «Черный ангел» и т.п.
Гoтов зачастую путают с эмо по причине некоторого сходства во внешнем облике и из-за общего для гoтов и эмо пассивного протеста и негативного взгляда на мир; однако среди отличительных черт гoтов – отсутствие розовых оттенков в одежде и меньшая склонность к попыткам суицида, обычно показушным.
Движение гoтов в целом является аморфным, общая иерархия и иерархические структуры в конкретных объединениях или направлениях отсутствуют. Однако направления движения готов можно классифицировать следующим образом:
классические гoты-интеллектуалы – наиболее малочисленная часть движения, характеризуется увлеченностью кинофильмами, литературой и иными направлениями в культуре, имеющими отношения к средневековой готической культуре; в основном в возрасте старше 18 лет;
гoты-сатанисты;
гoты-вампиры – характерные черты: особое распространение бисексуализма среди участников, а также демонстративное «кусание в шею» в качестве приветствия между гoтами и как своего рода визитная карточка гoта-вампира;
гoты-позеры или бэби-гoты, иные наименования – херки, готелки и гoтники;
кибер-гoты – виртуальные группы, более общающиеся в интернете; помимо черного цвета акцент в одежде делается на розовый и фиолетовый; девочки кибер-гoты часто носят огромные ботинки, рваные колготки, короткие латексные юбки, иные элементы одежды также из латекса;
панк-гoты – внешняя атрибутика является сходной с панковской;
фетиш-гoты – пропагандирующие садомазохизм;
трайбл-гoты – поклонники культа друидов;
маргинальные слои гoтов;
окологотические фанатские сообщества;
гoты-модники – увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения.
Средний возраст гoтов – 15-19 лет, минимальный – 14 лет, реже встречаются лица 20-22 лет. По данным МВД России, фиксируется существенное численное превалирование девочек: на десять девочек – два-три мальчика.
Идеология ряда объединений и направлений гoтов носит сатанистский характер. По мнению специалистов, за последние десять лет отмечен целый ряд контактов гoтов с сатанистскими сектами, как правило, на кладбищенских сходах. Другие объединения связаны с исповеданием искаженных форм буддизма, что исключает как их интерес к сатанизму, так и негативное восприятие ими сатанизма с позиций христианского понимания.
Движение гoтов характеризуется распространением среди участников обоих полов бисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни гoта. На готических вечеринках и встречах, в том числе на кладбищах и в заброшенных зданиях и сооружениях практикуется «свободная любовь».
Существуют определенные течения в музыке, оцениваемые и воспринимаемые гoтами как готическое (группы «HIM», «Lacrimosa», «Hellirius», «Arcana», «Sophia»).
Рассуждения о том, что гoты – это всего лишь безобидная молодежь, которая «просто слушает музыку», являются ложным прикрытием асоциальной идеологии, социально опасного движения. Субкультура гoтов содержит в себе определенные характерные черты, обуславливающие ее потенциальную криминогенность и высокую социальную опасность:
выбор кладбищ в качестве предпочтительных мест сходок (в Москве среди гoтов популярны Ваганьковское и Введенское кладбища, на которых много старинных немецких могил); некоторые группы гoтов склонны к вандализму на кладбищах, открыто заявляя об этом в Интернете; по сообщениям СМИ, уже неоднократно фиксировались факты участия гoтов в актах кладбищенского вандализма;
пограничное, маргинальное состояние сознания многих гoтов, происходящие в их среде процессы характеризуются тенденцией к увеличению агрессивности сообщества;
близость с идеологией сатанизма и расширяющиеся контакты с сатанистскими сектами;
суицидальная направленность отдельных движений гoтов.
Эмо (англ. emotional – эмоциональный) – молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Эмо – особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя зачастую визг, стоны, шёпот, рёв. Тексты песен носят личностный характер — о переживаниях авторов, реже — политический характер. В настоящее время этот стиль музыки подразделяется на эмо, эмокор, сан-диего хардкор (хардкор эмо), эмо вайоленс, скримо, френч скримо.
Представителей субкультуры эмо называют эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой, эмо-гёрл. Главное правило для эмо-кидов – выражение эмоций; их отличает самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках.
Несмотря на то, что эмо-кор появился и развивался как подвид панк-рока, ценностные ориентации этих субкультур совершенно различны. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо больше обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. Эмо-культура начисто лишена агрессии, характерной для хардкора – предшественника эмо.
Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает протест как у готов, так и у эмо-кидов. Несмотря на очевидные сходства (романтизация смерти, депрессивность, любовь к чёрному цвету, и общие корни (готик-рок, как и эмокор, развился из панк-рока), между этими субкультурами есть много различий. Некоторые исследователи субкультуры предположили, что эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства, чем готы. Один веб-сайт, посвящённый культуре эмо, описал ключевое различие между этими категориями: эмо ненавидят себя, готы ненавидят всех. Можно говорить (хотя формальных исследований на эту тему не проводилось), что самодеструктивное поведение часто встречается в данной группе и является ключевой особенностью эмо-культуры.
Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны «детские», смешные причёски — два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» — «сердечки» по бокам, бантики. Для создания этих причёсок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос. Часто эмо-киды прокалывают уши и губы. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем; глаза густо подводят карандашом или тушью, ногти покрывают чёрным лаком. Характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Символика – розовое сердце, часто с поперечной трещиной или разорванное в клочья, череп с костями, чёрная пятиконечная звезда на розовом фоне.
Эмо-субкультура появилась в России в начале 2000-х гг. и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что субкультура эмо культивирует депрессию и пропагандирует самоубийство [113].
И в заключении – в 2010 г. к длительным срокам заключения за людоедство были приговорены два молодых человека – один «гот», а другой «эмо» (дело Максима Главатских) [124]. Это только самые громкие, получившие огласку происшествия, подобных которым становится все больше и больше.
- Глава 1. Теоретические основы курса……
- Глава 1. Теоретические основы курса
- 1.1. Важнейшие понятия
- 1.2. Предпосылки возникновения «нового» религиозного движения
- 1.3. Классификация основных направлений «нового» религиозного движения
- Глава 2. Направления сатанистской и близкой ориентации
- 2.1.Сатанизм
- 2.1.1. История, духовные и этические ценности
- Классификации сатанистских сект
- Классификация по практикуемой в сектах магии:
- 2.1.2. Сатанизм в рок-музыке
- 2.2. Хэллоуин
- 2.3. Готы и эмо
- 2.4. Феминизм
- 2.4.Саентология
- Глава 3. Неоязычество и направления «экологической» ориентации
- 3.1. Неоязычество
- 3.2. Квазинеоязычество
- 3.3. «Экологическая» ориентация
- Глава 4. Псевдохристианские направления
- 4.1. «Классические» секты
- 4.1.1. «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны)
- 4.1.2. «Общество Сторожевой башни» (Свидетели Иего́вы)
- 4.2. Псевдохристианство в России
- 4.2.1. Духовное христианство
- Духоборчество
- 4.2.2. Толстовство
- 4.2.3. Русский космизм
- 4.2.4. Учение Вл.С.Соловьева
- 4.3. «Церковь Унификации» (муниты)
- 4.4. Особенности российского псевдохристианства
- Глава 5. Псевдовосточное направление
- 5.1. «Классический» неоиндуизм
- 5.2. «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»
- 5.3. Международное общество Сознания Кришны
- 5.4. Аум Синрикё
- Глава 6. Синкретические направления
- 6.1. «Теософия» е.П.Блаватской
- 6.2. Антропософия
- 6.3. Агни-Йога
- 6.4. Бахаи́
- 6.5. Холодинамика
- Глава 7. Научная фантастика и жанр фэнтези как «светское» проявление «нового религиозного движения»
- 7.1. Научно-фантастическая литература
- 7.2. Фэнтези и ужасы
- 7.3. Феномен нло
- Глава 8. Экуменизм и «организация объединенных религий»
- 8.1. Экуменизм
- 8.2. «Организация объединенных религий»
- Глава 9. Масонство
- Заключение
- Краткие методические рекомендации преподавателям по реализации дисциплины «Новые религиозные движения»
- Список тем, рекомендуемых для докладов и рефератов
- Примерный список вопросов итогового контроля (экзамен, зачет)
- Рекомендации для подготовки и защиты итоговой квалификационной работы слушателя
- Цели и задачи итоговой квалификационной работы
- 2. Содержание квалификационной работы и требования, предъявляемые к ней
- Структура и оформление квалификационной работы
- Оценка результатов защиты квалификационной работы
- Организационные вопросы
- Литература и электронные источники