logo
НРД конечный

2.3. Готы и эмо

Готы(англ. goths – готы, варвары) – асоциальная квазирелигиозная подростково-молодежная субкультура, лежащая в ее основе идеология и связанное с ними подростково-молодежное движение; характеризуется мистически мрачным, депрессивным восприятием жизни, основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли и мучений.

Субкультура и эстетика гoтов напрямую связаны с образами смерти (как на уровне интимно-личностных переживаний, так и на уровне основ мировоззрения), культивируется все, что каким-либо образом относится к «темной стороне бытия», что хоть как-то связано со смертью, фатализмом. Идеология гoтов близка к танатофилии (фетишизация смерти, особая расположенность к прогулкам и уединениям на кладбищах (тафофилия), пристрастие к произведениям на тему смерти, некрофильное сексуальное поведение (на кладбищах или в окружении некротических атрибутов)).

Как следствие, для гoтов характерны романтически-депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция либо имитация такого состояния, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему, мрачный имидж, повышенный интерес к мистицизму и эзотерике. Отсюда – соответствующий некромантический стиль в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Каждый приверженец движения выбирает себе соответствующий идеологии «ник» типа «Агония», «Черный ангел» и т.п.

Гoтов зачастую путают с эмо по причине некоторого сходства во внешнем облике и из-за общего для гoтов и эмо пассивного протеста и негативного взгляда на мир; однако среди отличительных черт гoтов – отсутствие розовых оттенков в одежде и меньшая склонность к попыткам суицида, обычно показушным.

Движение гoтов в целом является аморфным, общая иерархия и иерархические структуры в конкретных объединениях или направлениях отсутствуют. Однако направления движения готов можно классифицировать следующим образом:

  1. классические гoты-интеллектуалы – наиболее малочисленная часть движения, характеризуется увлеченностью кинофильмами, литературой и иными направлениями в культуре, имеющими отношения к средневековой готической культуре; в основном в возрасте старше 18 лет;

  2. гoты-сатанисты;

  3. гoты-вампиры – характерные черты: особое распространение бисексуализма среди участников, а также демонстративное «кусание в шею» в качестве приветствия между гoтами и как своего рода визитная карточка гoта-вампира;

  4. гoты-позеры или бэби-гoты, иные наименования – херки, готелки и гoтники;

  5. кибер-гoты – виртуальные группы, более общающиеся в интернете; помимо черного цвета акцент в одежде делается на розовый и фиолетовый; девочки кибер-гoты часто носят огромные ботинки, рваные колготки, короткие латексные юбки, иные элементы одежды также из латекса;

  6. панк-гoты – внешняя атрибутика является сходной с панковской;

  7. фетиш-гoты – пропагандирующие садомазохизм;

  8. трайбл-гoты – поклонники культа друидов;

  9. маргинальные слои гoтов;

  10. окологотические фанатские сообщества;

  11. гoты-модники – увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения.

Средний возраст гoтов – 15-19 лет, минимальный – 14 лет, реже встречаются лица 20-22 лет. По данным МВД России, фиксируется существенное численное превалирование девочек: на десять девочек – два-три мальчика.

Идеология ряда объединений и направлений гoтов носит сатанистский характер. По мнению специалистов, за последние десять лет отмечен целый ряд контактов гoтов с сатанистскими сектами, как правило, на кладбищенских сходах. Другие объединения связаны с исповеданием искаженных форм буддизма, что исключает как их интерес к сатанизму, так и негативное восприятие ими сатанизма с позиций христианского понимания.

Движение гoтов характеризуется распространением среди участников обоих полов бисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни гoта. На готических вечеринках и встречах, в том числе на кладбищах и в заброшенных зданиях и сооружениях практикуется «свободная любовь».

Существуют определенные течения в музыке, оцениваемые и воспринимаемые гoтами как готическое (группы «HIM», «Lacrimosa», «Hellirius», «Arcana», «Sophia»).

Рассуждения о том, что гoты – это всего лишь безобидная молодежь, которая «просто слушает музыку», являются ложным прикрытием асоциальной идеологии, социально опасного движения. Субкультура гoтов содержит в себе определенные характерные черты, обуславливающие ее потенциальную криминогенность и высокую социальную опасность:

  1. выбор кладбищ в качестве предпочтительных мест сходок (в Москве среди гoтов популярны Ваганьковское и Введенское кладбища, на которых много старинных немецких могил); некоторые группы гoтов склонны к вандализму на кладбищах, открыто заявляя об этом в Интернете; по сообщениям СМИ, уже неоднократно фиксировались факты участия гoтов в актах кладбищенского вандализма;

  2. пограничное, маргинальное состояние сознания многих гoтов, происходящие в их среде процессы характеризуются тенденцией к увеличению агрессивности сообщества;

  3. близость с идеологией сатанизма и расширяющиеся контакты с сатанистскими сектами;

  4. суицидальная направленность отдельных движений гoтов.

Эмо (англ. emotional – эмоциональный) – молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Эмо – особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя зачастую визг, стоны, шёпот, рёв. Тексты песен носят личностный характер — о переживаниях авторов, реже — политический характер. В настоящее время этот стиль музыки подразделяется на эмо, эмокор, сан-диего хардкор (хардкор эмо), эмо вайоленс, скримо, френч скримо.

Представителей субкультуры эмо называют эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой, эмо-гёрл. Главное правило для эмо-кидов – выражение эмоций; их отличает самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках.

Несмотря на то, что эмо-кор появился и развивался как подвид панк-рока, ценностные ориентации этих субкультур совершенно различны. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо больше обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. Эмо-культура начисто лишена агрессии, характерной для хардкора – предшественника эмо.

Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает протест как у готов, так и у эмо-кидов. Несмотря на очевидные сходства (романтизация смерти, депрессивность, любовь к чёрному цвету, и общие корни (готик-рок, как и эмокор, развился из панк-рока), между этими субкультурами есть много различий. Некоторые исследователи субкультуры предположили, что эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства, чем готы. Один веб-сайт, посвящённый культуре эмо, описал ключевое различие между этими категориями: эмо ненавидят себя, готы ненавидят всех. Можно говорить (хотя формальных исследований на эту тему не проводилось), что самодеструктивное поведение часто встречается в данной группе и является ключевой особенностью эмо-культуры.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны «детские», смешные причёски — два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» — «сердечки» по бокам, бантики. Для создания этих причёсок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос. Часто эмо-киды прокалывают уши и губы. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем; глаза густо подводят карандашом или тушью, ногти покрывают чёрным лаком. Характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Символика – розовое сердце, часто с поперечной трещиной или разорванное в клочья, череп с костями, чёрная пятиконечная звезда на розовом фоне.

Эмо-субкультура появилась в России в начале 2000-х гг. и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что субкультура эмо культивирует депрессию и пропагандирует самоубийство [113].

И в заключении – в 2010 г. к длительным срокам заключения за людоедство были приговорены два молодых человека – один «гот», а другой «эмо» (дело Максима Главатских) [124]. Это только самые громкие, получившие огласку происшествия, подобных которым становится все больше и больше.