7.2. Фэнтези и ужасы
Фэ́нтези(англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов, на ненаучных допущениях, в современном виде сформировавшийся в начале XX в. Нежанровые разновидности фантастической литературы ХХ в. – «фантастический реализм», «магический реализм». Разочарование в прогрессе и науке дало толчок «литературе побега», фантастике, не связанной с реальностью. Вторая половина XX в. переживает бум фэнтези.
Огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин («Хоббит», «Властелин Колец»), а также Клайв С. Льюис («Хроники Нарнии»), вызвавшие в буквальном смысле массовое помешательство читателей и литературных критиков. Вослед им появляется множество писателей, чье творчество основано на мифологии, мистике, средневековой романтике: Урсула Ле Гуин, Роджер Желязны, Пол Андерсон, Майкл Муркок. На данный момент в жанре фэнтези работают сотни писателей-фантастов.
Помимо этого, в западной литературе начала XX в. богато представлены «ужасы» (У. Де ла Мар, Г. Ф. Лавкрафт, Дж. Кольер).
Произведения фэнтези и ужасов чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это или параллельный мир, или другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Сильное влияние на жанр фэнтези оказали средневековые рыцарские романы. Легенды о короле Артуре (снова кельтийское происхождение) с их магией романтикой лежат в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези стран Дальнего Востока эту роль играют и средневековые китайские, японские и корейские романы и повести, во многих из которых фэнтезийный элемент очень велик.
В 1960-х—1970-x гг. популярность фэнтези послужила причиной рождения ролевых игр виртуальном пространстве. В ролевых играх партия из одного или нескольких игроков путешествует по фэнтезийному миру в поисках различных приключений (выполнение заданий, поиск артефактов). При этом каждый игрок имеет разнообразные характеристики, которые изменяются с увеличением опыта. Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы») — одна из наиболее успешных игровых систем.
Параллельно шло развитие живописи в жанре фэнтези и оказалось схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты.
К тематике фэнтези неоднократно обращались музыкальные группы, в основном из играющих «фолк» или «металл». Существует ряд концептуальных альбомов у таких групп, как Blind Guardian, Summoning, Battlelore, с текстами, посвященными произведениям, в большинстве случаев – книгам Р.Толкина. Российская группа «Эпидемия» также создала концептуальный сюжетный альбом «Эльфийская Рукопись» и его продолжение «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена». Существуют целые рок-оперы с фэнтезийными сюжетами, такие как «Avantasia» и «Дорога без Возврата».
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ из древних языческих религй, условно называемых «расами»:
Эльфы (англ. Elves) — гуманоидная древняя раса, похожая на людей; как правило утончённые, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители (в том числе бессмертные);
Гномы (англ. Dwarves) — бородатые подземные карлики крепкого телосложения, изобретательны, занимаются горным и кузнечным делом;
Орки (англ. Orcs) или гоблины (англ. Goblins) — обезьяноподобные воинственные варвары. Основное занятие - грабежи и убийства. Изначально задуманы Толкином как антагонисты эльфов;
Полурослики (англ. Halflings) (под различными названиями) — производные от хоббитов Толкина. Маленькие человекоподобные существа, предпочитают стрелковое оружие. Характер может колебаться от миролюбивых фермеров Толкина до плутов и мошенников из Dragonlance.
Тролли (англ. Trolls) или огры (англ. Ogres) — горные великаны или людоеды, обладающие гигантской силой, но весьма невысоким интеллектом.
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской или (в «славянской фэнтези») славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры. В японской, китайской, корейской или стилизованном под мифологию Дальнего востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии — кицуне, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные. В России жанр прижился на почве именно славянской языческой культуры, породив особую разновидность - «славянское фэнтези» (Мария Семёнова, Юрий Никитин, Ольга Григорьева, Ольга Громыко, Елизавета Дворецкая).
В значительной части фэнтези основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света и Тьмы. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике (отчасти схожей с атрибутикой субкультуры готов), намекающей на их «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил Света менее стоек, и, как правило, схож с христианским. Даже в произведениях, где «тёмные силы» не отождествляются с отрицательными персонажами (!), например, в книгах Ника Перумова, этот стереотип сохраняется.
В более поздний период как следствие дальнейшей деградации общества жанр эпического фэнтези значительно отошёл от борьбы добра и зла, породив близкую к историческому роману, жёсткую и натуралистичную разновидность, иногда выделяемую в отдельный поджанр «постмодернистское фэнтези» (Джордж Реймонд Ричард Мартин, Анджей Сапковский).
Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — буквально «тёмное» или «мрачное» фэнтези) — поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. В «тёмном» фэнтези зло уже находится у власти, и его проявления воспринимаются обывателями как должное (!).
В других видах искусства показательным примером является игра Dark Messiah of Might and Magic, в которой демоны враждуют с некромантами (зло борется со злом), так же как и манга (японский комикс) Кэнтаро Миуры «Берсерк», повествующая о мире, в котором судьба людей направляется Идеей Зла.
Несмотря на существенные различия, фэнтези, аналогично «твердой» фантастике, являет собой пример дальнейшего отхода западной цивилизации от христианства с возрождением язычества и оккультизма и погружения в эскапизм.
- Глава 1. Теоретические основы курса……
- Глава 1. Теоретические основы курса
- 1.1. Важнейшие понятия
- 1.2. Предпосылки возникновения «нового» религиозного движения
- 1.3. Классификация основных направлений «нового» религиозного движения
- Глава 2. Направления сатанистской и близкой ориентации
- 2.1.Сатанизм
- 2.1.1. История, духовные и этические ценности
- Классификации сатанистских сект
- Классификация по практикуемой в сектах магии:
- 2.1.2. Сатанизм в рок-музыке
- 2.2. Хэллоуин
- 2.3. Готы и эмо
- 2.4. Феминизм
- 2.4.Саентология
- Глава 3. Неоязычество и направления «экологической» ориентации
- 3.1. Неоязычество
- 3.2. Квазинеоязычество
- 3.3. «Экологическая» ориентация
- Глава 4. Псевдохристианские направления
- 4.1. «Классические» секты
- 4.1.1. «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны)
- 4.1.2. «Общество Сторожевой башни» (Свидетели Иего́вы)
- 4.2. Псевдохристианство в России
- 4.2.1. Духовное христианство
- Духоборчество
- 4.2.2. Толстовство
- 4.2.3. Русский космизм
- 4.2.4. Учение Вл.С.Соловьева
- 4.3. «Церковь Унификации» (муниты)
- 4.4. Особенности российского псевдохристианства
- Глава 5. Псевдовосточное направление
- 5.1. «Классический» неоиндуизм
- 5.2. «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»
- 5.3. Международное общество Сознания Кришны
- 5.4. Аум Синрикё
- Глава 6. Синкретические направления
- 6.1. «Теософия» е.П.Блаватской
- 6.2. Антропософия
- 6.3. Агни-Йога
- 6.4. Бахаи́
- 6.5. Холодинамика
- Глава 7. Научная фантастика и жанр фэнтези как «светское» проявление «нового религиозного движения»
- 7.1. Научно-фантастическая литература
- 7.2. Фэнтези и ужасы
- 7.3. Феномен нло
- Глава 8. Экуменизм и «организация объединенных религий»
- 8.1. Экуменизм
- 8.2. «Организация объединенных религий»
- Глава 9. Масонство
- Заключение
- Краткие методические рекомендации преподавателям по реализации дисциплины «Новые религиозные движения»
- Список тем, рекомендуемых для докладов и рефератов
- Примерный список вопросов итогового контроля (экзамен, зачет)
- Рекомендации для подготовки и защиты итоговой квалификационной работы слушателя
- Цели и задачи итоговой квалификационной работы
- 2. Содержание квалификационной работы и требования, предъявляемые к ней
- Структура и оформление квалификационной работы
- Оценка результатов защиты квалификационной работы
- Организационные вопросы
- Литература и электронные источники