4.1.1. «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны)
Первая по времени появления организация псевдохристианского толка в XIXв. (1830). Основатель – Джозеф Смит (1805-1844, масон с 1842 г.). Ряд специалистов квалифицируют мормонов как синкретическую неоязыческую оккультную секту с хилиастическим (милленаристским) уклоном, где все ритуалы и обряды основаны на концепции множества богов, что не позволяет считать моромонов христианами-протестантами, но язычниками, политеистами.
Вероучение мормонов, однако, основано на догмах протестантизма и «откровениях» Смита. Главные источники вероучения – Библия и «Книга Мормона» (псевдобиблейское повествование). Одной из характерных черт является вера в то, что откровение не закончилось и продолжается все время – следуют все новые обновляющиеся «Новые Заветы».
В учении мормонов Бог Отец, Иисус Христос и Святой Дух изображаются как три разных Божественных существа (три Бога), имеющих разную природу и объединённых лишь в своём намерении. Бог Отец и Иисус Христос имеют материальные, осязаемые тела «из плоти и костей».
Мормоны отрицают первородный грех Адама: «Мы, в отличие от православия, не считаем, что человек тварь, что он изначально грешен, мы считаем, что человек будет отвечать за содеянное им самим и что у него есть божественные возможности. Мы по-другому относимся к первородному греху. В Книге Мормона сказано так: «Адам пал, дабы человечество могло быть. А человечество есть, дабы иметь радость». Или еще: «Если бы Адам не согрешил, то не пал бы … и все, что было сотворено, должно было остаться в том первобытном виде, в котором было создано …». Иначе говоря, это и есть начало человеческой истории, причем полное оптимизма» [63]. Не возникает сомнений, для кого грехопадение Адама было большой радостью, «полной оптимизма»… Налицо совпадение с мыслями в вышеприведенном учебнике для младшей школы (раздел 3.3).
Мормоны также отрицают непорочное рождение Христа («Рождество спасителя – самое обычное событие, такое же, как рождение наших детей»), Крест Христов, как орудие смерти и искупительную жертву Христа.
Помимо «Книги Мормона» (отсюда и пошло название последователей этого религиозного течения), которая представляет собой перевод «золотых листов», сделанный Джозефом Смитом с неизвестного языка с помощью «дара толкования», священные писания мормонов включают «Учение и заветы» и «Драгоценную жемчужину», описывающую историю создания церкви Иисуса Христа святых последних дней. (В 1832 г. первое название — церковь Христа — было заменено на «церковь святых последнего дня», а в 1834 г. появилось современное название).
По мнению Смита, в христианской церкви отсутствовало многое: провидцы, пророки, апостолы, подлинное священство, настоящее крещение и дополнительные писания. Все это было «восстановлено» в новой церкви.
В 1829 г. Джозеф Смит и Оливер Каудери, один из переписчиков «Книги Мормона», объявили, что около Хармони, штат Пенсильвания, им явился Иоанн Креститель и повелел окрестить друг друга в реке Сосквегана. После этого они стали священниками, унаследовавшими права древнего священства. «Сразу же по выходе из воды, — пишет Смит, — мы испытали великие и чудесные благословения от нашего Отца Небесного. Как только я крестил Оливера Каудери, Святой Дух сошел на него, и он, встав на ноги, предсказал многие события, которые должны были скоро исполниться...».
Спустя некоторое время Смиту и Каудери явились апостолы Петр, Иаков и Иоанн, посвятив их в более высокий чин священства рукоположением. Это давало новым священникам «власть возлагать руки, прося дар Святого Духа», т. е. самим посвящать в сан новых членов церкви.
Самым высокопоставленным лицом в церкви мормонов является пророк. У него двое помощников — первый и второй советники. Втроем они составляют высшее президентство церкви мормонов. Новым пророком после смерти предыдущего избирается президент двенадцати апостолов. За советом двенадцати апостолов следует кворум семидесяти. Эти 70 членов церкви являются как бы современными двойниками тех семидесяти, которых послал служить Иисус. Президент, апостолы и кворум семидесяти руководят церковью мормонов.
«Книга Мормона» повествует о первых обитателях Американского континента. В ней сказано, что американские индейцы на самом деле — потомки иудеев. Именуются они в «Книге Мормона» ламанийцами, происходящими от колена Легия и сына его Нефия — иудея, покинувшего Иерусалим примерно в 600 г. до н. э. Потомки их, разделившиеся на два враждующих народа, образовали расы краснокожих и белых, но белые были истреблены. Последний из них, Мороний, записал историю обоих народов на «золотых листах», а позже, уже в виде ангела, открыл Джозефу Смиту их местонахождение.
«Интересно» предание мормонов об Иисусе Христе. У Отца земли и его жены-богини есть дети, старший среди них — Иисус. Вторым по старшинству мормоны считают Люцифера. Вообще же, Иисус — один из многих богов во вселенной. Человек, как считают мормоны, — это развивающееся существо, со временем способное стать богом. Джозеф Смит в «Учении и заветах» записал откровение, в котором говорилось: «Тогда (при воскресении) они (верные мормоны, прим. авт, А.Е.) будут богами, потому что нe будут иметь конца, а будут существовать вовеки... Тогда они будут богами, потому что будут обладать всем могуществом». Поэтому высшая цель существования человека у мормонов – стать самому богом, иметь свою планету, создавать новые царства, причем многоженство (от которого мормоны формально отказались еще в концеXIXв.) как символ, в частности, и материального благополучия – неотъемлемая часть такой «божественности».
Миссией Церкви Иисуса Христа святых последних дней мормоны считают совершенствование святых, заключающееся в постоянном наставничестве современных пророков; проповедь Евангелия тем, кто его не принял, и спасение мертвых. О последнем следует сказать особо, потому что подобный обряд существует только у мормонов. Те, кто не узнал Евангелие в земной жизни, тем не менее получают возможность принять его после смерти. Святые обряды для их спасения могут быть исполнены за них другими. Мормоны проводят генеалогические изыскания, находят тех, кто не принял крещения и других обрядов, и исполняют эти обряды в храмах от имени умерших.
Еще одной необычной чертой религии мормонов является вера в то, что Иисус Христос после воскресения посетил Американский континент и проповедовал там.
История становления мормонов полна сложных и даже трагических моментов. Первым приверженцам новой церкви пришлось испытать гонения, они были в числе «пионеров» — первых переселенцев на запад Американского континента, на их долю выпали суровые испытания. В западной художественной литературе сложился и некоторое время удерживался образ мормона-фанатика, что не могло не вызвать отрицательного отношения к ним со стороны окружающих. Однако следует отметить, что этот период был недолгим, и сегодня вклад мормонов в политику и культуру Соединенных Штатов весьма значителен, в настоящее время мормоны представлены во всех органах власти и представляют собой мощное лобби. Например, на церемонии инаугурации президента США по традиции играет симфонический оркестр мормонов. Какие бы необычные элементы ни содержала религия мормонов, ныне число их сторонников достигает 8 млн, а 40 тыс. их миссионеров работают по всему миру.
В наши дни мормонизм и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней – не вполне тождественные понятия, потому что после смерти основателя от первоначального движения начали откалываться большие и малые группы, провозглашавшие себя хранителями истинного учения. Среди последних наиболее известны Сообщество Христа (ранее Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, РСПД) и Фундаменталистская Церковь Иисуса Христа святых последних дней.
- Глава 1. Теоретические основы курса……
- Глава 1. Теоретические основы курса
- 1.1. Важнейшие понятия
- 1.2. Предпосылки возникновения «нового» религиозного движения
- 1.3. Классификация основных направлений «нового» религиозного движения
- Глава 2. Направления сатанистской и близкой ориентации
- 2.1.Сатанизм
- 2.1.1. История, духовные и этические ценности
- Классификации сатанистских сект
- Классификация по практикуемой в сектах магии:
- 2.1.2. Сатанизм в рок-музыке
- 2.2. Хэллоуин
- 2.3. Готы и эмо
- 2.4. Феминизм
- 2.4.Саентология
- Глава 3. Неоязычество и направления «экологической» ориентации
- 3.1. Неоязычество
- 3.2. Квазинеоязычество
- 3.3. «Экологическая» ориентация
- Глава 4. Псевдохристианские направления
- 4.1. «Классические» секты
- 4.1.1. «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны)
- 4.1.2. «Общество Сторожевой башни» (Свидетели Иего́вы)
- 4.2. Псевдохристианство в России
- 4.2.1. Духовное христианство
- Духоборчество
- 4.2.2. Толстовство
- 4.2.3. Русский космизм
- 4.2.4. Учение Вл.С.Соловьева
- 4.3. «Церковь Унификации» (муниты)
- 4.4. Особенности российского псевдохристианства
- Глава 5. Псевдовосточное направление
- 5.1. «Классический» неоиндуизм
- 5.2. «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»
- 5.3. Международное общество Сознания Кришны
- 5.4. Аум Синрикё
- Глава 6. Синкретические направления
- 6.1. «Теософия» е.П.Блаватской
- 6.2. Антропософия
- 6.3. Агни-Йога
- 6.4. Бахаи́
- 6.5. Холодинамика
- Глава 7. Научная фантастика и жанр фэнтези как «светское» проявление «нового религиозного движения»
- 7.1. Научно-фантастическая литература
- 7.2. Фэнтези и ужасы
- 7.3. Феномен нло
- Глава 8. Экуменизм и «организация объединенных религий»
- 8.1. Экуменизм
- 8.2. «Организация объединенных религий»
- Глава 9. Масонство
- Заключение
- Краткие методические рекомендации преподавателям по реализации дисциплины «Новые религиозные движения»
- Список тем, рекомендуемых для докладов и рефератов
- Примерный список вопросов итогового контроля (экзамен, зачет)
- Рекомендации для подготовки и защиты итоговой квалификационной работы слушателя
- Цели и задачи итоговой квалификационной работы
- 2. Содержание квалификационной работы и требования, предъявляемые к ней
- Структура и оформление квалификационной работы
- Оценка результатов защиты квалификационной работы
- Организационные вопросы
- Литература и электронные источники