2006 Г.
содержание
содержание 3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
3. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 28
3.1. Федеральный компонент 28
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 28
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 36
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 42
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 49
ПРАВОВЕДЕНИЕ 62
ФИЛОСОФИЯ 70
3.2. Национально-региональный (вузовский) компонент 82
Региональная экономика субъектов российской федерации: 82
Северо-Западный Федеральный округ 82
СОЦИОЛОГИЯ 90
КУЛЬТУРОЛОГИЯ 96
3.3. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ВУЗом 106
ПОЛИТОЛОГИЯ 106
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 114
ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 120
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА 125
ЛОГИКА 133
ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ 138
4. общие математические и естественнонаучные дисциплины 144
4.1. Федеральный компонент 144
МАТЕМАТИКА 144
ИНФОРМАТИКА 157
ЭКОЛОГИЯ 164
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 174
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ 183
4.2. Национально-региональный (вузовский) компонент 187
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 187
ЭКОНОМЕТРИКА 196
4.3. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ВУЗом 200
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ 200
УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ВТ 203
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В СЕРВИСЕ 206
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ 211
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА 214
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА 216
1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Концептуальная записка основной образовательной программы (далее – ООП) для специальности 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса), утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000г. №686, разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности, утвержденного 17.03.2000 г. (рег. №238 эк/сп), а также нормативных документов Министерства образования и науки РФ, инструктивных материалов Учебно-методического объединения по образованию в области производственного менеджмента.
ООП представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
Цель обучения
Конечной целью обучения и воспитания специалистов в рамках настоящей ООП является подготовка высококвалифицированных кадров, адекватных потребностям рынка труда, способных к самостоятельной жизни и продуктивной профессиональной организационно-управленческой, экономической, аналитической, внешнеэкономической и предпринимательской деятельности на предприятиях сферы услуг и в органах государственного и местного самоуправления, а также к научно-исследовательской и образовательной деятельности в учреждениях образования и науки. Реализация конечной цели видится в передаче и воспроизводстве не только знаний и умений теоретического характера, но и практических навыков в области профессиональной деятельности, а также характера мышления, миропонимания, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания гражданина России, отвечающих социальным ожиданиям современного общества, путем привития высокоинтеллектуальных личностных и поведенческих качеств.
Требования к уровню подготовки абитуриентов
Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образование.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
Квалификационная характеристика выпускника
Квалификация выпускника: экономист-менеджер
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» при очной форме обучения - 5 лет.
Области профессиональной деятельности:
работа на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 №37, в области управления экономикой, производством и социальным развитием предприятий сферы сервиса всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования;
работа на научно-педагогических должностях, а также в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний отраслевой экономики и экономики предприятия.
Объекты профессиональной деятельности:
предприятия сферы услуг различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения;
объекты инфраструктуры предприятия;
проектные организации;
научно-исследовательские учреждения;
образовательные учреждения;
органы государственного управления и местного самоуправления.
Виды профессиональной деятельности.
организационно-управленческая;
планово-экономическая;
проектно-экономическая;
финансово-экономическая;
аналитическая;
внешнеэкономическая;
предпринимательская;
научно-исследовательская;
образовательная.
Задачи профессиональной деятельности выпуска.
Выпускник по специальности – 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса) подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
Организационно-управленческая деятельность:
организовывать производственные процессы на предприятии отрасли;
разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях; должностные инструкции;
проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;
рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;
разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат.
Планово-экономическая деятельность:
разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;
разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов (создание или реорганизация предприятия, освоение производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств);
составлять калькуляции себестоимости продукции;
определять доходы и расходы предприятия;
разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);
рассчитывать сметы комплексных расходов;
осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия.
Проектно-экономическая деятельность:
проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций;
Финансово-экономическая деятельность:
разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;
формировать планы инвестиций;
осуществлять финансовый анализ;
контролировать управление оборотными средствами;
обосновывать потребность и выбор источников финансирования;
осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций.
Аналитическая деятельность:
проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия различных организационно-правовых форм;
проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;
определять тенденции развития предприятия;
проводить анализ бюджетов (сметы).
Внешнеэкономическая деятельность:
планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия;
оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены;
определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности.
Предпринимательская деятельность:
создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития;
разрабатывать маркетинговую политику предприятия;
определять конкурентоспособность предприятия;
рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги.
Научно-исследовательская деятельность:
проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; научных основ организации производства и труда.
Образовательная деятельность:
использовать основные методические приемы чтения лекций, проведения практических занятий;
применять активные методы обучения.
Возможность продолжения образования выпускника
Экономист-менеджер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса) подготовлен для продолжения образования в аспирантуре по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»
Содержательная часть основной образовательной программы специальности 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)
Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера разрабатывается на основании государственного образовательного стандарта по данной специальности и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы экономиста-менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются государственным образовательным стандартом по данной специальности.
Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера по специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)» предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД факультативы.
Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)» обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом, и учитывает отраслевые и региональные особенности деятельности.
Перечень дисциплин:
Национально-регионального (вузовского) компонента:
по циклу ГСЭ:
Региональная экономика субъектов Российской Федерации: Северо-Западный федеральный округ
Социология
Культурология
по циклу ЕН:
Природопользование
Эконометрика
по циклу ОПД:
Государственное регулирование экономики
Человек и его потребности (сервисология)
Коммерческое и трудовое право
Дисциплин по выбору студентов:
по циклу ГСЭ:
Политология / Этика и эстетика
Русский язык и культура речи / Логика
Деловой иностранный язык / История мировых религий
по циклу ЕН:
Информационно-поисковые системы / Компьютерное обеспечение презентаций
Учебный практикум по ВТ / Компьютерная графика
Системный анализ в сервисе / Экономическая география и регионалистика
по циклу ОПД:
Основы внешнеэкономической деятельности / Муниципальное управление
Логистика / Научная организация труда и организационное проектирование
по циклу СД:
Управление затратами на предприятиях сферы сервиса
Введение в специальность
Организация обслуживания населения
Налоги и налогообложение
Управление персоналом
Страхование
Прогнозирование развития отрасли
Факультативы не являются обязательными для изучения студентами и включают дисциплины:
Работа в Интернет
Деятельность населения в чрезвычайных ситуациях
Физическая культура по секциям
Целостность ООП строится на основе сочетания фундаментальности подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности. Фундаментальность подготовки раскрывается в целях, особенностях и отличии ООП. Междисциплинарный характер профессиональной подготовки строится на логической последовательности изучения учебных дисциплин. Профессиональная подготовка отражена во всех программах учебных дисциплин специализаций в рамках специальности.
Срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии – 183 недели;
практики – 16 недель, в том числе:
учебные практики:
ознакомительная по специальности – 2 недели;
по технологии отраслевого производства – 2 недели;
по информатике и информационным технологиям в экономике – 2 недели;
производственные практики:
производственно-профессиональная – 4 недели;
преддипломная – 6 недель;
итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы – 14 недель;
каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) – 47 недель.
Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по заочной форме обучения составляет 5,5 лет.
Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, всего часов по плану теоретического обучения – 9882 часа
Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения не более 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
Доля аудиторных часов (4660 часов) составляет 47% от общего количества часов по плану.
При заочной форме обучения студент обеспечен возможностью занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 8-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
Условия реализации и обеспечение учебного процесса
Кадровое обеспечение
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило, ученую степень (звание), соответствующее профилю преподаваемой дисциплине и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью: более 30% из общего количества преподавателей должны состоять в штате высшего учебного заведения.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями более 0,5 экз. на одного студента. Библиотечный фонд основной учебной литературы (с грифами Минобрнауки России, Учебно-методическими объединениями учебных заведений Российской Федерации и др.) составляет более 70%, укомплектован с учетом устареваемости литературы (по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического профиля за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим – за последние 10 лет, по общепрофессиональным – за последние 10 лет, по специальным – за последние 3 года).
Фонд дополнительной литературы включает в себя научную литературу и периодические издания: - собрание законодательства Российской Федерации: о труде, по общим вопросам хозяйственной деятельности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и другие; все кодексы Российской Федерации; компьютерные базы данных нормативных правовых документов Российской Федерации;
периодические журналы: «Маркетинг в России и за рубежом», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Бухгалтерский учет», «Деньги и кредит» и другие;
реферативные журналы: «Экономика», «Организация управления» и другие;
газеты: «Российская газета», «Экономика и жизнь» (с приложениями), «Финансовая газета» (с региональным выпуском), «Коммерсантъ» и другие.
Методическое обеспечение учебного процесса включает также внутривузовские издания и разработки: учебные пособия и лабораторные практикумы, в том числе с грифами УМО, методические указания по выполнению контрольных, курсовых работ, практикумов, дипломного проекта и др.
Практические занятия предусмотрены при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации согласно учебному плану и проводятся в форме ролевых и деловых игр, «круглых столов» с применением коммуникативных методов, методов активного обучения и др., с использованием наглядных пособий и технических средств обучения, а для выполнения расчетно-графических работ с использованием методов автоматизированного расчета.
По гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам проводятся семинарские занятия в форме обсуждения учащимися сообщений, докладов, рефератов, самостоятельного выполнения заданий в присутствии преподавателя и под его руководством. Семинары используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий.
Программно-информационное обеспечение образовательных программ включает в себя использование в учебном процессе компьютерных технологий, обеспечение обучающихся компьютерными классами с локальными компьютерными сетями, терминалами с доступом к сети Интернет, программным обеспечением.
Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплин учебных планов отражено в рабочих программах дисциплин.
Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплин учебных планов отражено в рабочих программах дисциплин. Обеспеченность вуза по заочной форме обучения всеми видами учебно-методических материалов по всем дисциплинам основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера - 1,0 экземпляр на одного обучающегося.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение включает материально-техническую базу, которая обеспечивает нормальное и ритмичное проведение всех видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом, и планом научно-исследовательской работы. Материально-техническое обеспечение соответствует действующим санитарно-техническим нормам.
Лабораторные работы проводятся в специализированных классах, оснащенных учебно-наглядными пособиями, лабораторными стендами и оборудованием, специализированными измерительными средствами и современной компьютерной, мультимедийной аудио, видео техникой.
Лекционные занятия проводятся в специализированных аудиториях, оснащенных учебно-наглядными пособиями и оборудованием, обеспечивающими демонстрацию тематических иллюстраций.
Организация практик
Цель учебной ознакомительной практики - подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин. Практика очной формы обучения проводится на базе специализированных классов ВУЗа и путем проведения экскурсий на предприятия отрасли, для студентов заочной формы обучения и обучающихся по целевым договорам - в форме самостоятельного практикума.
Цель практики по информатике и информационным технологиям в экономике: выравнивание навыков работы на персональном компьютере, закрепление и расширение навыков использования возможностей пакетов прикладных программ и закрепление навыков использования пакетов прикладных программ, ориентированных на обеспечение решения управленческих задач на предприятии отрасли. Практика проводится на специализированных мультимедийных классах вуза.
Цель практики по технологии отраслевого производства: подготовка к осознанному и углубленному изучению инженерно-технологических дисциплин, отражающих специфику отраслевого производства. Практика проводится в учебно-производственных лабораториях ВУЗа или на предприятиях в соответствии с заключенными договорами, для студентов заочного отделения и обучающихся по целевым договорам - в форме самостоятельного практикума.
Цель производственно-профессиональной практики: закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения деятельности предприятия отрасли.
Цель преддипломной практики: обобщение знаний и навыков работы студентов по специальности. Производственно-профессиональная и преддипломная практики студентов дневного отделения проводится на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и вузом, для студентов заочного отделения и обучающихся по целевым договорам - в форме самостоятельного практикума.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам всех видов практик, кроме преддипломной выставляется зачет, по итогам преддипломной практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Требования к уровню подготовки выпускника
Требования к уровню подготовки выпускника
Специалист должен:
иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики;
понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия;
знать:
теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;
законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность предприятия; законодательство о налогах и сборах; стандарты бухгалтерского учета; экологическое законодательство; основы трудового законодательства; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
методы изучения рыночной конъюнктуры;
отраслевую номенклатуру продукции, виды выполняемых работ и оказываемых услуг; основные технические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов; порядок разработки и оформления технической документации;
условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции; порядок разработки договоров с поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения;
номенклатуру потребляемых материалов; основы технологии производства в отрасли и на предприятии; технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации, организацию обслуживания и ремонта;
основы социологии и психологии труда;
формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании;
организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы;
организацию производства в отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах;
современные методы планирования и организации исследований, разработок;
меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
уметь:
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии;
владеть:
специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;
навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия;
методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии;
методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм; методами нормирования труда, разработки нормативов по труду;
методами финансового планирования на предприятии;
методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления;
Итоговая государственная аттестация выпускника
Итоговая государственная аттестация экономиста-менеджера включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями.
Государственный экзамен предшествует защите дипломного проекта, имеет комплексный, междисциплинарный характер и проводится по программам, охватывающим весь спектр основных вопросов по базовым курсам специальности. Формы и содержание государственного экзамена обеспечивают контроль выполнения требований к уровню подготовки студентов, завершивших обучение, и подтверждают их соответствие квалификационным требованиям государственного образовательного стандарта. Программа государственного экзамена, вид и форма их проведения, а также критерии оценки знаний студентов определяются по представлению выпускающей кафедры Методическим советом по специальности.
Форма проведения государственного междисциплинарного экзамена – смешанная: письменный ответ на билет и устная беседа с целью выявления навыков выпускника к логическому осмыслению экономических и управленческих процессов. В билете предусмотрено 3 контрольных вопроса (по дисциплине общепрофессионального, специального циклов и дисциплине специализации) и задача. На подготовку отводится 30-40 минут. Условия проведения государственного экзамена доводятся до сведения выпускников не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственного экзамена. Все студенты обеспечиваются программами экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, для желающих должны проводиться консультации.
Требования к выпускной квалификационной работе специалиста:
Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломного проекта или дипломной работы исследовательского характера.
Дипломный проект представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для конкретного предприятия задача в виде проекта по совершенствованию экономики и управления предприятием. Темы работ отражают основные сферы и направления деятельности экономистов-менеджеров и утверждены Учебно-методическим Советом по специальности. Дипломный проект по содержанию и по форме представляет собой технико-экономическое обоснование мероприятий, повышающих эффективность деятельности предприятия и план его работы с учетом реализации предлагаемых мероприятий. Основная часть его структурно содержит:
теоретическое осмысление сущности и состояния проблемы, являющейся темой дипломного проекта, возможных вариантов ее решения, анализ показателей, которые характеризуют степень достижения поставленной цели;
анализ деятельности предприятия и его производственной структуры, основных видов выполняемых работ и услуг, организации труда и управления, технологического процесса, показателей работы предприятия по фактическому их состоянию и динамике с критической оценкой существующего положения и выявлением возможных проблем и путей их решения;
анализ или разработку технологии производства конкретной услуги (продукта), либо части ее (отдельной операции), анализ используемой техники и технологии, либо обоснование выбора техники или технологии для планируемой закупки;
анализ состояния системы охраны труда и техники безопасности на предприятии;
технико-экономическое обоснование предлагаемых мероприятий, план работы предприятия, составленный с учетом внедрения предложенных мероприятий.
Дипломная работа исследовательского характера обычно выполняется в рамках проведения работ по программе НИР кафедры или по заказу от организаций или органов государственного управления. Она содержит анализ информации по рассматриваемой проблеме, исследовательскую часть и обоснование предложений по ее решению. Работа может быть ориентирована на решение сложной расчетно-аналитической или исследовательской экономической задачи, а полученные в ней результаты в виде выявленных закономерностей, тенденций, разработанных прогнозов, выводов по результатам анализа, предложений по совершенствованию методик анализа и планирования, созданию новых нормативных и инструктивных материалов и других, могут в дальнейшем использоваться для разнообразных предложений и проектов по совершенствованию экономики и управления. Темы исследовательских дипломных работ определяются ежегодно решением выпускающей кафедры, а их исполнителями назначаются студенты, которые в дальнейшем могут быть рекомендованы для обучения в аспирантуре.
В выпускной квалификационной работе дипломник должен показать умение использовать компьютерные методы сбора и обработки информации, применяемые в сфере профессиональной деятельности.
Для оценки качества подготовки специалистов разрабатывается фонд контрольных заданий. Фонд используется для регулярного проведения самоанализа работы, а также при аттестации специальности и СПБГУСЭ.
Фонд включает операционные формы заданий, вопросов, тестов, задач, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям настоящего стандарта и квалификационным требованиям.
- Министерство образования и науки российской федерации
- 2006 Г.
- 3. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
- 3.1. Федеральный компонент иностранный язык
- Физическая культура
- Раздел 1:Теоретические основы физической культуры (в рамках практических занятий)
- Тема 1.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- Тема 2.Естественнонаучные основы физической культуры
- Раздел 2:Здоровый образ жизни
- Тема 3.Основы здорового образа жизни студента.Физическая культура в обеспечении здоровья человека.
- Тема 4.Физическая подготовка (офп) и здоровье (ору, прикладные упр., акробатические упр.)
- Тема 5.Лыжная подготовка
- Тема 6.Плавание
- Раздел 3:Общая физическая подготовка
- Тема 7.Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания (оФиСп)
- Тема 8.Волейбол, баскетбол, легкая атлетика.
- Раздел 4:Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
- Тема 9.Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
- Тема 10.Прикладная физическая подготовка (пфп, развитие физических качеств): прикладные упражнения, баскетбол, волейбол.
- Раздел 5:Организация и проведение физических упражнений
- Тема 11.Общие основы техники физических упражнений. Судейство. (Волейбол, легкая атлетика, баскетбол).
- Тема 12.Организация и методика проведения ору
- Отечественная история
- Тема 1.Методология и теория исторической науки.
- Тема 2.Проблема этногенеза восточных славян
- Тема 3.Особенности и основные этапы экономического развития России
- Тема 4.Роль хх столетия в мировой истории
- Тема 5.Россия в начале хх века
- Тема 6.Россия в условиях I мировой войны и общенационального кризиса.
- Тема 7.Ссср в Великой Отечественной войне и послевоенный период
- Тема 8.Советский Союз в 1985-1991гг
- Тема 9.Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.)
- Психология и педагогика
- Раздел 1. Введение в психологию
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Тема 2.Психика человека. Сознание.
- Раздел 2. Основныепознавательные психические процессы.
- Тема 3.Ощущение, восприятие, воображение.
- Тема 4.Мышление и речь
- Тема 5.Внимание и память
- Раздел 3. Психология и личность.
- Тема 6.Личность
- Тема 7.Эмоциии мотивации
- Тема 8.Деятельность иобщение.
- Тема 9. Психология малых групп.
- Раздел 1.Теоретико–методологические основы педагогики
- Тема 10.Предмет педагогики, ее задачи и методы
- Тема 11.Педагогика в системе наук
- Раздел 2.Теория ценностного педагогического процесса.
- Тема 12.Педагогический процесскак система и целостное явление
- Тема 13.Обучение в целостном педагогическом процессе
- Тема 14.Воспитаниевцелостномпедагогическом процессе
- Тема 15.Общие формы организации учебной деятельности
- Тема 16.Методыосуществления целостного педагогического процесса
- Раздел 3.Основы управления педагогическим процессом
- Тема 17.Сущность и принципы управления педагогическими системами
- Тема 18.Семья как специфическая педагогическая система
- Правоведение
- Раздел 1:Теоретические основы государства и права
- Тема 1. Понятие государства
- Тема 2.Понятие права
- Тема 3.Система права
- Тема 4.Правоотношения и их участники
- Тема 5.Правонарушения и юридическая ответственность
- Раздел 2:Общая характеристика отраслей российского права
- Тема 6.Основы гражданского права
- Тема 7.Основы трудового права
- Тема 8.Основы административного права
- Тема 9. Наследственное право
- Тема 10. Семейное право
- Тема 11. Основы уголовного права
- Тема 12. Основыэкологического права
- Тема 13. Правовые основы защиты государственной тайны
- Философия
- Тема 1. Введение в философию
- Тема 2. Роль философии в жизни человека и общества
- Тема 3.Исторические типы философии. Античная философия.
- Тема 4. Философия средневековья и Возрождения
- Тема 5. Философия Нового времени
- Тема 6.Немецкая классическая философия
- Тема 7. Философия в России
- Тема 8. Западноевропейская философия 19-20 вв.
- Тема 9.Философское понимание мира
- Тема 10.Философская концепция сознания
- Тема 11.Познание, его возможности и границы.
- Тема 12. Смысл человеческого бытия.
- Тема 13. Философия культуры
- Тема 14. Человек в мире культуры
- Тема 15.Культура и цивилизация
- Тема 16. Философия общества и истории
- Тема 17. Роль научной рациональности в развитии общества
- Тема 18. Человечество и глобальные проблемы современности
- 3.2. Национально-региональный (вузовский) компонент Региональная экономика субъектов российской федерации: Северо-Западный Федеральный округ
- Тема 1. Предмет и методы изучения региональной экономики
- Тема 2. Региональная политика и регионалистика
- Тема 3.Единый народохозяйственный комплекс России. Промышленность России и формы ее территориальной организации. Хозяйственный комплекс Северо-Западного федерального округа.
- Тема 4.Природно-ресурсный потенциал России в целом, Северо-Западного федерального округа в частности и его оценка
- Тема 5.Демографическая ситуация. Размещение населения рф и Северо-Западного федерального округа.
- Тема 6.Проблемы функционирования особых экономических зон рф
- Тема 15.Северо-Западный экономический регион
- Тема 16.Северный экономический регион
- Социология
- Тема 1.Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии.
- Тема 2.Общество и социальные институты
- Тема 3.Социальные группы, общности, слои.
- Тема 4.Социальные организации исоциальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.
- Тема 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как социальный институт.
- Тема 6.Культура как фактор социальных изменений.
- Тема 7.Личность как социальный тип.
- Тема 8.Социальные изменения.
- Тема 9.Методысоциологического исследования.
- Культурология
- Раздел 1:Теория культуры.
- Тема 1. Введение в культурологию.
- Тема 2. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной науке.
- Тема 3. Понятие, структура и функции культуры.
- Тема 4. Актуальные проблемы культуры
- Раздел 2. История культуры.
- Тема 5. Первобытная культура. Культура Древних цивилизаций.
- Тема 6.Античная культура.
- Тема 7. Средневековая культура.
- Тема 8. Культура Нового времени. Культура хх века.
- Тема 9. Русская культура.
- 3.3. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вуЗом политология
- Тема 1.Методологические проблемы политологии
- Тема 2.Проблемы истории политической мысли
- Тема 3.Теория политической власти и политических систем
- Тема 4.Субъекты политических действий
- Тема 5.Политические отношения и процессы
- Тема 6.Политическое сознание
- Тема 7.Мировая политика и международные отношения
- Тема 8. Прикладная политология
- Русский язык и культура речи
- Раздел 1.Культура речи
- Тема 1.Литературный язык – основа культуры речи
- Тема 2.Понятие «языковая норма». Виды языковых норм.
- Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка
- Тема 3.Функциональные разновидности современного русского языка
- Тема 4.Официально-деловой стиль речи
- Тема 5.Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- Тема 6.Научный стиль речи
- Тема 7.Стиль художественной литературы
- Деловой иностранный язык
- Этика и эстетика
- Тема 1.Введение
- Тема 2.Этика как наука. Предмет этики.
- Тема 3.Мораль, ее сущность и роль в обществе
- Тема 4. Важнейшие моральные и этические учения
- Тема 5. Основные моральные понятия
- Тема 6. Проблемы прикладной этики
- Тема 7.Этика делового общения
- Тема 8. Конфликты в деловом общении
- Тема 9. Этикет и культура поведения делового человека
- Тема 10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики.
- Тема 11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли
- Тема 12.Эстетическое отношение к действительности
- Тема 13. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме
- Тема 14. Искусство как полифункциональная система
- Тема 15.Социология искусства
- Тема 16. Искусство и эстетика хх-XXI веков
- Тема 1. Введение в логику
- Тема 2. Предмет и значение логики
- Тема 3. Понятие
- Тема 4. Суждение
- Тема 5. Законы мышления
- Тема 6.Умозаключения
- Тема 7. Логические системы
- Тема 8. Основы теории аргументации
- История мировых религий
- Тема 1. Введение в религиоведение.
- Тема 2. Религия в системе культуры.
- Тема 3. Структура и функции религии.
- Тема 4. Актуальные проблемы религии.
- Тема 5. Первобытные верования.
- Тема 6.Христианство.
- Тема 7. Ислам, иудаизм.
- Тема 8. Религии Древнего Востока.
- Тема 9. Религия в России.
- 4. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
- 4.1. Федеральный компонент математика
- Раздел 1: Аналитическая геометрия и линейная алгебра
- Тема 1. Определители и матрицы
- Тема 2.Системы линейных алгебраических уравнений
- Тема 3.Элементы векторной алгебры и аналитической геометрии
- Тема 4.Элементы линейной алгебры
- Раздел 2.Математический анализ и дифференциальные уравнения
- Тема 5: Введение в анализ
- Тема 6.Дифференциальное исчислениефункции одной переменной
- Тема 7: Интегральное исчислениефункции одной переменной
- Тема 8.Дифференциальные уравнения
- Тема 9.Функции нескольких переменных
- Тема10. Последовательности и ряды
- Раздел 3:Вероятность и статистика
- Тема 11. Теория вероятностей
- Тема 12. Математическая статистика
- Раздел 4:Экономико-математические методы и модели
- Тема 13.Линейное программирование
- Тема 14.Модели нелинейного программирования
- Тема 15.Элементы теории игр
- Тема 16.Основы теории графов
- Тема 17.Элементы теории массового обслуживания и экономико-математические модели
- 1 Семестр
- 2 Семестр
- 3 Семестр
- 4 Семестр
- Информатика
- Тема 1.Данные - как форма документирования информационных процессов
- Тема 2.Современный компьютер и его технические и программные средства реализации информационных процессов
- Тема 3.Операционная система ms dos
- Тема 4.Операционные системы серии ms Windows
- Тема 5.Пакеты прикладных программ общего назначения
- Тема 6.Электронные таблицы
- Тема 7.Алгоритмизация и программирование
- Тема 8.Базы данных
- Тема 9.Специализированные профессионально - ориентированные программные средства
- Тема 10.Принципы построения информационно-вычислительных сетей эвм
- Тема 11.Основы и методы защиты информации в вычислительных системах и сетях
- Экология
- Раздел 1:Основы общей (классической) экологии
- Тема 1. Организм и факторы среды
- Тема 2. Популяция как элементэкосистемы
- Тема 3. Биоценоз как биологическая система
- Тема 4. Концепция экосистемы
- Тема 5. Основные положения учения о биосфере и ее строении
- Раздел 2:Экология человека
- Тема 6. Биосфера и человек
- Раздел 3:Глобальная экология
- Тема 7.Глобальные проблемы окружающей среды
- Раздел 4:Прикладная экология
- Тема 8. Теоретические и правовые основы рационального природопользования
- Тема 9. Стратегия и практика рационального природопользования
- Тема 10. Инженерная защита окружающей среды
- Тема 11.Проблемы современного экологического менеджмента
- Раздел 5:Экологизация общества как инструмент мировой экополитики
- Тема 12. Концепция устойчивого развития биосферы
- Концепции современного естествознания
- Раздел 1:Физика глазами гуманитария
- Тема 1.История естествознания
- Тема 2. Механическая картина мира
- Тема 3. Строение вещества. Основы молекулярной физики
- Тема 4. Электромагнитная картина мира
- Тема 5. Становление квантово-полевой картины мира
- Тема 6. Физика как целое
- Тема 7. Диалектика и проблемы развития химической формы движения материи
- Раздел 2:Жизнь. Живые системы и человек
- Тема 8. Живые системы
- Тема 9.Человек: организм и личность
- Тема 10.Биосфера и цивилизация
- Тема 11.Перспективы биологии
- Раздел 3:Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре
- Тема 12.Формирование эволюционного естествознания
- Тема 13.Динамический хаос - фундаментальное свойство реальности
- Тема 14. Заключение
- Информационные технологии в экономике
- Тема 1. Введение. Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация.
- Тема 2. Информатизация и информационные процессы в экономике
- Тема 3. Технология и методы обработки экономической информации
- Тема 4. Защита от несанкционированного доступа в системах обработки данных
- Тема 5.Типовые информационные системы и их особенности
- 4.2. Национально-региональный (вузовский) компонент природопользование
- Раздел 1:Основы природопользования
- Тема 1.Современные представления о взаимодействии общества и природы
- Тема 2.Рациональное природопользование как основа экологической безопасности государства
- Тема 3.Основные отрасли природопользования
- Раздел 2:Основы экономики природопользования
- Тема 4.Экономический механизм природопользования в условиях перехода к рыночной экономике
- Тема 5.Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 6.Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды в России
- Тема 7.Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды
- Эконометрика
- Раздел 1: Спецификация модели. Метод наименьших квадратов (мнк).
- Тема 1. Спецификация модели
- Раздел 2:Парная регрессия и корреляция
- Тема 2. Парная линейная регрессия и корреляция в эконометрических исследованиях
- Тема 3. Парная нелинейная регрессия и корреляция в эконометрических исследованиях
- Раздел 3: Множественная регрессия и корреляция
- Тема 4.Множественная регрессия
- Тема 5. Множественная корреляция
- Раздел 4:Системы эконометрических уравнений
- Раздел 6:Динамические эконометрические модели
- Тема 9. Динамические эконометрические модели
- 4.3. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вуЗом информационно-поисковые системы
- Тема 1.Виды информационно-поисковых систем
- Учебный практикум по вт
- Тема 1.Вход в среду qBasic
- Системный анализ в сервисе
- Тема 1. Определение категорий системного анализа
- Тема 2. Модели и методы системного анализа
- Тема 3. Экспертные методы в системном анализе
- Тема 4. Формализованные методы системного анализа
- Тема 5. Методики системного анализа в сфере сервиса
- Тема 6. Процесс принятия решений
- Компьютерное обеспечение презентаций
- Тема 1.Создание компьютерной презентации в Microsoft PowerPoint
- Тема 2.Оформление презентации: буквенно-цифровые символы (бцс), тексты, статичные и динамичные изображения
- Тема 3.Методы создания компьютерной презентации
- Тема 4.Создание презентаций, представляемых докладчиком
- Тема 5.Проектирование презентаций, предназначенных для автоматического или интерактивного показа
- Тема 6.Подготовка презентации для распространения в Internet
- Компьютерная графика
- Тема 1.Объекты
- Экономическая география и регионалистика
- Тема 1.Введение
- Тема 2. Политическая и экономическая дифференциации мира
- Тема 3. Общественное разделение труда и мирохозяйственные связи. Глобальные проблемы человечества.
- Тема 4. Условия и факторы размещения производства и населения
- Тема 5. Зарубежные и отечественные концепции размещения производства, расселения людей и развития регионов
- Тема 6. Природные условия и ресурсы рф, проблемы рационального природопользования
- Тема 7. Динамика, структура, размещение населения и трудовых ресурсов России
- Тема 8. Структура народнохозяйственного комплекса в России и проблемы его развития
- Тема 9.Промышленность и промышленные комплексы
- Тема 10. Сельское хозяйство и агропромышленный сектор
- Тема 11. Транспортный комплекс
- Тема 12. Отрасли экономики социально назначения, сфера услуг
- Тема 13. Основы теории экономического районирования
- Тема 14. Типологическая характеристика экономических районов России
- Тема 15. Проблемы административно-территориального устройства Российской Федерации
- Учебно-методический комплекс основной образовательной программы впо специальности 080502.65 (060800) «экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)» Том 1
- 192171, Г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1