logo
ТОМ_1

2006 Г.

содержание

содержание 3

1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

3. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 28

3.1. Федеральный компонент 28

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 28

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 36

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 42

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 49

ПРАВОВЕДЕНИЕ 62

ФИЛОСОФИЯ 70

3.2. Национально-региональный (вузовский) компонент 82

Региональная экономика субъектов российской федерации: 82

Северо-Западный Федеральный округ 82

СОЦИОЛОГИЯ 90

КУЛЬТУРОЛОГИЯ 96

3.3. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ВУЗом 106

ПОЛИТОЛОГИЯ 106

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 114

ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 120

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА 125

ЛОГИКА 133

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ 138

4. общие математические и естественнонаучные дисциплины 144

4.1. Федеральный компонент 144

МАТЕМАТИКА 144

ИНФОРМАТИКА 157

ЭКОЛОГИЯ 164

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 174

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ 183

4.2. Национально-региональный (вузовский) компонент 187

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 187

ЭКОНОМЕТРИКА 196

4.3. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ВУЗом 200

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ 200

УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ВТ 203

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В СЕРВИСЕ 206

КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ 211

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА 214

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА 216

1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Общие положения

Концептуальная записка основной образовательной программы (далее – ООП) для специальности 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса), утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000г. №686, разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности, утвержденного 17.03.2000 г. (рег. №238 эк/сп), а также нормативных документов Министерства образования и науки РФ, инструктивных материалов Учебно-методического объединения по образованию в области производственного менеджмента.

ООП представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.

      1. Цель обучения

Конечной целью обучения и воспитания специалистов в рамках настоящей ООП является подготовка высококвалифицированных кадров, адекватных потребностям рынка труда, способных к самостоятельной жизни и продуктивной профессиональной организационно-управленческой, экономической, аналитической, внешнеэкономической и предпринимательской деятельности на предприятиях сферы услуг и в органах государственного и местного самоуправления, а также к научно-исследовательской и образовательной деятельности в учреждениях образования и науки. Реализация конечной цели видится в передаче и воспроизводстве не только знаний и умений теоретического характера, но и практических навыков в области профессиональной деятельности, а также характера мышления, миропонимания, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания гражданина России, отвечающих социальным ожиданиям современного общества, путем привития высокоинтеллектуальных личностных и поведенческих качеств.

      1. Требования к уровню подготовки абитуриентов

Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

      1. Квалификационная характеристика выпускника

Квалификация выпускника: экономист-менеджер

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» при очной форме обучения - 5 лет.

Области профессиональной деятельности:

Объекты профессиональной деятельности:

Виды профессиональной деятельности.

Задачи профессиональной деятельности выпуска.

Выпускник по специальности – 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса) подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

Организационно-управленческая деятельность:

Планово-экономическая деятельность:

Проектно-экономическая деятельность:

Аналитическая деятельность:

Внешнеэкономическая деятельность:

Предпринимательская деятельность:

Научно-исследовательская деятельность:

Образовательная деятельность:

      1. Возможность продолжения образования выпускника

Экономист-менеджер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса) подготовлен для продолжения образования в аспирантуре по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»

    1. Содержательная часть основной образовательной программы специальности 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)

      1. Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера разрабатывается на основании государственного образовательного стандарта по данной специальности и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

      2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы экономиста-менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются государственным образовательным стандартом по данной специальности.

      3. Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

      4. Основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера по специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)» предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:

      1. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)» обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом, и учитывает отраслевые и региональные особенности деятельности.

Перечень дисциплин:

Национально-регионального (вузовского) компонента:

по циклу ГСЭ:

по циклу ЕН:

по циклу ОПД:

Дисциплин по выбору студентов:

по циклу ГСЭ:

по циклу ЕН:

по циклу ОПД:

по циклу СД:

Факультативы не являются обязательными для изучения студентами и включают дисциплины:

      1. Целостность ООП строится на основе сочетания фундаментальности подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности. Фундаментальность подготовки раскрывается в целях, особенностях и отличии ООП. Междисциплинарный характер профессиональной подготовки строится на логической последовательности изучения учебных дисциплин. Профессиональная подготовка отражена во всех программах учебных дисциплин специализаций в рамках специальности.

      2. Срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

учебные практики:

производственные практики:

      1. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по заочной форме обучения составляет 5,5 лет.

      2. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, всего часов по плану теоретического обучения – 9882 часа

      3. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения не более 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

Доля аудиторных часов (4660 часов) составляет 47% от общего количества часов по плану.

      1. При заочной форме обучения студент обеспечен возможностью занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

      2. Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 8-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

    1. Условия реализации и обеспечение учебного процесса

      1. Кадровое обеспечение

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило, ученую степень (звание), соответствующее профилю преподаваемой дисциплине и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью: более 30% из общего количества преподавателей должны состоять в штате высшего учебного заведения.

      1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями более 0,5 экз. на одного студента. Библиотечный фонд основной учебной литературы (с грифами Минобрнауки России, Учебно-методическими объединениями учебных заведений Российской Федерации и др.) составляет более 70%, укомплектован с учетом устареваемости литературы (по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического профиля за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим – за последние 10 лет, по общепрофессиональным – за последние 10 лет, по специальным – за последние 3 года).

Фонд дополнительной литературы включает в себя научную литературу и периодические издания: - собрание законодательства Российской Федерации: о труде, по общим вопросам хозяйственной деятельности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и другие; все кодексы Российской Федерации; компьютерные базы данных нормативных правовых документов Российской Федерации;

Методическое обеспечение учебного процесса включает также внутривузовские издания и разработки: учебные пособия и лабораторные практикумы, в том числе с грифами УМО, методические указания по выполнению контрольных, курсовых работ, практикумов, дипломного проекта и др.

Практические занятия предусмотрены при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации согласно учебному плану и проводятся в форме ролевых и деловых игр, «круглых столов» с применением коммуникативных методов, методов активного обучения и др., с использованием наглядных пособий и технических средств обучения, а для выполнения расчетно-графических работ с использованием методов автоматизированного расчета.

По гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам проводятся семинарские занятия в форме обсуждения учащимися сообщений, докладов, рефератов, самостоятельного выполнения заданий в присутствии преподавателя и под его руководством. Семинары используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий.

Программно-информационное обеспечение образовательных программ включает в себя использование в учебном процессе компьютерных технологий, обеспечение обучающихся компьютерными классами с локальными компьютерными сетями, терминалами с доступом к сети Интернет, программным обеспечением.

Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплин учебных планов отражено в рабочих программах дисциплин.

Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплин учебных планов отражено в рабочих программах дисциплин. Обеспеченность вуза по заочной форме обучения всеми видами учебно-методических материалов по всем дисциплинам основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера - 1,0 экземпляр на одного обучающегося.

      1. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение включает материально-техническую базу, которая обеспечивает нормальное и ритмичное проведение всех видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом, и планом научно-исследовательской работы. Материально-техническое обеспечение соответствует действующим санитарно-техническим нормам.

Лабораторные работы проводятся в специализированных классах, оснащенных учебно-наглядными пособиями, лабораторными стендами и оборудованием, специализированными измерительными средствами и современной компьютерной, мультимедийной аудио, видео техникой.

Лекционные занятия проводятся в специализированных аудиториях, оснащенных учебно-наглядными пособиями и оборудованием, обеспечивающими демонстрацию тематических иллюстраций.

      1. Организация практик

Цель учебной ознакомительной практики - подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин. Практика очной формы обучения проводится на базе специализированных классов ВУЗа и путем проведения экскурсий на предприятия отрасли, для студентов заочной формы обучения и обучающихся по целевым договорам - в форме самостоятельного практикума.

Цель практики по информатике и информационным технологиям в экономике: выравнивание навыков работы на персональном компьютере, закрепление и расширение навыков использования возможностей пакетов прикладных программ и закрепление навыков использования пакетов прикладных программ, ориентированных на обеспечение решения управленческих задач на предприятии отрасли. Практика проводится на специализированных мультимедийных классах вуза.

Цель практики по технологии отраслевого производства: подготовка к осознанному и углубленному изучению инженерно-технологических дисциплин, отражающих специфику отраслевого производства. Практика проводится в учебно-производственных лабораториях ВУЗа или на предприятиях в соответствии с заключенными договорами, для студентов заочного отделения и обучающихся по целевым договорам - в форме самостоятельного практикума.

Цель производственно-профессиональной практики: закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения деятельности предприятия отрасли.

Цель преддипломной практики: обобщение знаний и навыков работы студентов по специальности. Производственно-профессиональная и преддипломная практики студентов дневного отделения проводится на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и вузом, для студентов заочного отделения и обучающихся по целевым договорам - в форме самостоятельного практикума.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам всех видов практик, кроме преддипломной выставляется зачет, по итогам преддипломной практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

    1. Требования к уровню подготовки выпускника

      1. Требования к уровню подготовки выпускника

Специалист должен:

знать:

уметь:

владеть:

      1. Итоговая государственная аттестация выпускника

Итоговая государственная аттестация экономиста-менеджера включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Государственный экзамен предшествует защите дипломного проекта, имеет комплексный, междисциплинарный характер и проводится по программам, охватывающим весь спектр основных вопросов по базовым курсам специальности. Формы и содержание государственного экзамена обеспечивают контроль выполнения требований к уровню подготовки студентов, завершивших обучение, и подтверждают их соответствие квалификационным требованиям государственного образовательного стандарта. Программа государственного экзамена, вид и форма их проведения, а также критерии оценки знаний студентов определяются по представлению выпускающей кафедры Методическим советом по специальности.

Форма проведения государственного междисциплинарного экзамена – смешанная: письменный ответ на билет и устная беседа с целью выявления навыков выпускника к логическому осмыслению экономических и управленческих процессов. В билете предусмотрено 3 контрольных вопроса (по дисциплине общепрофессионального, специального циклов и дисциплине специализации) и задача. На подготовку отводится 30-40 минут. Условия проведения государственного экзамена доводятся до сведения выпускников не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственного экзамена. Все студенты обеспечиваются программами экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, для желающих должны проводиться консультации.

Требования к выпускной квалификационной работе специалиста:

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломного проекта или дипломной работы исследовательского характера.

Дипломный проект представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для конкретного предприятия задача в виде проекта по совершенствованию экономики и управления предприятием. Темы работ отражают основные сферы и направления деятельности экономистов-менеджеров и утверждены Учебно-методическим Советом по специальности. Дипломный проект по содержанию и по форме представляет собой технико-экономическое обоснование мероприятий, повышающих эффективность деятельности предприятия и план его работы с учетом реализации предлагаемых мероприятий. Основная часть его структурно содержит:

Дипломная работа исследовательского характера обычно выполняется в рамках проведения работ по программе НИР кафедры или по заказу от организаций или органов государственного управления. Она содержит анализ информации по рассматриваемой проблеме, исследовательскую часть и обоснование предложений по ее решению. Работа может быть ориентирована на решение сложной расчетно-аналитической или исследовательской экономической задачи, а полученные в ней результаты в виде выявленных закономерностей, тенденций, разработанных прогнозов, выводов по результатам анализа, предложений по совершенствованию методик анализа и планирования, созданию новых нормативных и инструктивных материалов и других, могут в дальнейшем использоваться для разнообразных предложений и проектов по совершенствованию экономики и управления. Темы исследовательских дипломных работ определяются ежегодно решением выпускающей кафедры, а их исполнителями назначаются студенты, которые в дальнейшем могут быть рекомендованы для обучения в аспирантуре.

В выпускной квалификационной работе дипломник должен показать умение использовать компьютерные методы сбора и обработки информации, применяемые в сфере профессиональной деятельности.

      1. Для оценки качества подготовки специалистов разрабатывается фонд контрольных заданий. Фонд используется для регулярного проведения самоанализа работы, а также при аттестации специальности и СПБГУСЭ.

Фонд включает операционные формы заданий, вопросов, тестов, задач, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям настоящего стандарта и квалификационным требованиям.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4