Тема 14. Заключение
Современное естествознание и проблемы социума. Техногенное общество. Роль современного естествознания в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания. Наука, философия, религия - новые возможности диалога. Принципы универсального эволюционизма.Путь к единой культуре. Целостность, широта, разносторонность и фундаментальность образования, и формирование гармоничной личности.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора по рекомендованной литературе;
повторение и углубленное изучение лекционного материала по рекомендованной литературе;
решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;
выполнение индивидуального домашнего задания в виде реферата;
подготовку к экзамену.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов. Развитие идей активной коэволюции.
Развитие идей Вернадского. Путь в ноосферу.
Солнечно-земные связи и их влияние на человека.
Гипотезы о возникновении жизни на планетах, подобных Земле.
Обсуждение гипотез о НЛО.
Солнечная активность, атмосфера и погода.
Представления древних мистиков и современная картина мира.
Астрология и причины ее популярности.
Энергия, энтропия и среда обитания.
Перспективы энергетики с точки зрения термодинамики.
Оценка пользы малой энергетики.
Энтропия и охрана окружающей среды.
Космос и биосфера.
Цивилизация – на путях поиска идеальной энергетики будущего.
Информационные системы и энтропия.
Молекулярные основы эмоциональных состояний человека.
Стохастическая модель «хищник - жертва» и модель морфогенеза.
Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества.
Самоорганизация процессов в геологии, биологии и экологии.
Симметрия в природе.
Возможности экономного расходования энергии.
Проблемы атомной энергетики.
Природные системы на грани хаоса и порядка.
Климат, погода и солнечно-земные связи.
ДНК – основа генетического материала.
Генная инженерия – плюсы и минусы.
Генетически модифицированные продукты.
Необычные состояния материи.
Возможности управления поведением сложных систем.
Биосфера как экосистема и как геологическая оболочка.
Теория катастроф.
Источники энергии Солнца и звезд.
Эволюция жизни на Земле.
Триумф небесной механики и концепция детерминизма в естествознании.
Микромир: теоретические концепции и человеческая практика.
Планета Земля: эволюция, строение, динамика.
Физико-химические основы биологических процессов и психологии человека.
Достижения науки и техники эпохи Средневековья.
Особенности античного научного знания.
Развитие науки в России в 18-19 веках.
Нобелевские лауреаты в области естественных наук России и СССР.
Обмен веществ и энергии в клетке как модель классической динамики живых объектов.
Климат Земли и перспективы его изменения.
Элементарные частицы и поиск «первичных» объектов.
Радиоактивные превращения и искусственные радиоактивные элементы.
Периодическая система элементов и история ее создания.
Понятие физического поля и типы полей фундаментальных взаимодействий.
Пространство и время в классической механике.
Пространство и время в теории относительности А.Эйнштейна.
Роль организмов в эволюции Земли.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Текущий контроль:
проверка выполнения контрольных заданий и задач;
рубежный контроль.
Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;
Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Две культуры – естественно-научная и гуманитарная – как отражение двух типов мышления. Рациональное и образное мышление.
Общенаучные методы эмпирического познания.
Общенаучные методы теоретического познания.
Взаимосвязь теории и эксперимента. Наблюдение, измерение и лабораторный эксперимент в естествознании. Реальные и мысленные эксперименты.
История естествознания. Атомистика древних греков.
Особенности античного научного знания, концепция геоцентризма.
Естествознание в эпоху Возрождения. Борьба за гелиоцентрическую систему мира.
Физика Средневековья. Достижения науки средневекового Востока. Европейская средневековая наука.
Развитие науки в России в 18 -19 веках.
Механическая картина мира и ее ограниченность.
Электромагнитная картина мира и ее ограниченность.
Роль диалектического и метафизического методов в создании естественнонаучной картины мира. Процесс диалектизации науки.
Учение Дарвина как генеральная линия эволюционного естествознания.
Успехи механической картины природы в описании тепловых явлений. Молекулярно-кинетическая теория вещества.
Начала термодинамики и понятие энтропии.
Пространство и время. Свойства пространства и времени. Представления в древности и сейчас.
А. Эйнштейн и относительность пространства-времени.
Основы специальной теории относительности. Релятивистское выражение для импульса и энергии. Взаимосвязь массы и энергии.
Второй этап в развитии электромагнитной картины мира. Представление об общей теории относительности.
Электромагнитная природа света. Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация.
Корпускулярная концепция описания природы. Основные законы классической механики Ньютона. Концепция дальнодействия.
Импульс, момент импульса и энергия как меры движения. Законы сохранения.
Становление квантово-полевой картины мира. Тепловое излучение и гипотеза Планка.
Квантовые свойства света.
Планетарная модель атома Резерфорда и ее особенности.
Модели атома и теория Н.Бора.
Гипотеза де Бройля и формирование квантовой механики Шредингера-Гейзенберга-Дирака.
Особенности свойств микромира. Принцип неопределенности Гейзенберга.
Корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности.
Иерархия структур природы. Микромир: ядра атомов, элементарные частицы, кварки. Фундаментальные взаимодействия.
Мегамир. «Горячее» рождение Вселенной. Модели развития Вселенной, неоднозначность сценария.
Закон Хаббла, «красное смещение» и нестационарность Вселенной.
Образование звезд в галактиках. Классификация звезд и их эволюция. Источники энергии звезд.
Происхождение и строение Солнечной системы. Солнце.
Земля и планеты земной группы.
Планеты-гиганты Солнечной системы. Их особенности.
Формирование планеты Земля, ее строение и эволюция.
Климат на земле. Формирование и эволюция.
Химические элементы и соединения как классические модели вещества. Периодическая система химических элементов.
Уравнения химических реакций как классические модели химических процессов. Типы химических связей и химических реакций.
Концепции возникновения жизни на Земле. Биохимическая эволюция.
Концепция Опарина возникновения жизни на Земле и опыт Миллера.
Клетка как фундаментальная модель живой материи на микроуровне. Жизненный цикл клетки. Единство и многообразие клеточных типов.
Обмен веществ и энергии в клетке как модель классической динамики живых объектов.
Необратимость времени для живых систем. Жизненный цикл организма: от зарождения до гибели. Проблемы старения и смерти организма.
Нуклеиновые кислоты. ДНК – основа генетического материала. Структура ДНК.
Эволюция форм жизни на Земле от анаэробных к аэробным.
Теории эволюции живых организмов. Возникновение и эволюция основных видов живых организмов по Дарвину.
Происхождение и эволюция человека.
Человек: поведение и высшая нервная деятельность.
Человек: эмоции, творчество, работоспособность.
Мутации и генная инженерия. Проблемы.
Научные и этические проблемы клонирования.
Основные принципы и запреты биоэтики.
Биоэтика. Ранговая иерархия высших животных. Иерархия потребностей человека. Проблема жизни и смерти.
Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости.
Структурные уровни биосферы, взаимосвязь ее компонентов.
Ноосфера Вернадского и экология окружающей природной среды.
Синергетика и основные принципы самоорганизации систем.
Современное естествознание и проблема социума. Техногенное общество. Роль современного естествознания в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания : учебник / Т. Я. Дубнищева. – М. : Академия, 2003.
Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. М. Найдыш. – М. : Гардарики, 2004.
Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания : учебник / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2005
Дополнительная:
Бондарев, В. П. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. П. Бондарев. – М. : Альфа-М, 2003.
Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / А. А. Горелов. – М. : ВЛАДОС, 2000.
Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания : учебник / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов. - М. : Дашков и К, 2004.
Концепции современного естествознания : метод. указ, темы семинаров и контрольные задания. Рабочая программа / сост. В. Н. Соловьев, Г. В. Парантаев, А. В. Боровиков. – СПб. : СПбГАСЭ, 2003.
Концепции современного естествознания : практикум /сост. А. А. Романова, В. Б. Коцкович, П. П. Рымкевич, Г. Р Асатрян [и др.]; под. ред. А. А. Романовой – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения:
электронный учебник «Физика»;
электронный учебник «Элементы космологии»;
пакет прикладных программ по моделированию физических процессов ElektroMF.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.
Составители: к.т.н., доц. А.А. Романова, к.т.н., проф. Ю.В. Гомзин кафедры «Прикладная физика».
Рецензент: д.т.н., проф. кафедры «Прикладная физика» Ю.Н. Чилин.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования и науки российской федерации
- 2006 Г.
- 3. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
- 3.1. Федеральный компонент иностранный язык
- Физическая культура
- Раздел 1:Теоретические основы физической культуры (в рамках практических занятий)
- Тема 1.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- Тема 2.Естественнонаучные основы физической культуры
- Раздел 2:Здоровый образ жизни
- Тема 3.Основы здорового образа жизни студента.Физическая культура в обеспечении здоровья человека.
- Тема 4.Физическая подготовка (офп) и здоровье (ору, прикладные упр., акробатические упр.)
- Тема 5.Лыжная подготовка
- Тема 6.Плавание
- Раздел 3:Общая физическая подготовка
- Тема 7.Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания (оФиСп)
- Тема 8.Волейбол, баскетбол, легкая атлетика.
- Раздел 4:Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
- Тема 9.Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
- Тема 10.Прикладная физическая подготовка (пфп, развитие физических качеств): прикладные упражнения, баскетбол, волейбол.
- Раздел 5:Организация и проведение физических упражнений
- Тема 11.Общие основы техники физических упражнений. Судейство. (Волейбол, легкая атлетика, баскетбол).
- Тема 12.Организация и методика проведения ору
- Отечественная история
- Тема 1.Методология и теория исторической науки.
- Тема 2.Проблема этногенеза восточных славян
- Тема 3.Особенности и основные этапы экономического развития России
- Тема 4.Роль хх столетия в мировой истории
- Тема 5.Россия в начале хх века
- Тема 6.Россия в условиях I мировой войны и общенационального кризиса.
- Тема 7.Ссср в Великой Отечественной войне и послевоенный период
- Тема 8.Советский Союз в 1985-1991гг
- Тема 9.Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.)
- Психология и педагогика
- Раздел 1. Введение в психологию
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Тема 2.Психика человека. Сознание.
- Раздел 2. Основныепознавательные психические процессы.
- Тема 3.Ощущение, восприятие, воображение.
- Тема 4.Мышление и речь
- Тема 5.Внимание и память
- Раздел 3. Психология и личность.
- Тема 6.Личность
- Тема 7.Эмоциии мотивации
- Тема 8.Деятельность иобщение.
- Тема 9. Психология малых групп.
- Раздел 1.Теоретико–методологические основы педагогики
- Тема 10.Предмет педагогики, ее задачи и методы
- Тема 11.Педагогика в системе наук
- Раздел 2.Теория ценностного педагогического процесса.
- Тема 12.Педагогический процесскак система и целостное явление
- Тема 13.Обучение в целостном педагогическом процессе
- Тема 14.Воспитаниевцелостномпедагогическом процессе
- Тема 15.Общие формы организации учебной деятельности
- Тема 16.Методыосуществления целостного педагогического процесса
- Раздел 3.Основы управления педагогическим процессом
- Тема 17.Сущность и принципы управления педагогическими системами
- Тема 18.Семья как специфическая педагогическая система
- Правоведение
- Раздел 1:Теоретические основы государства и права
- Тема 1. Понятие государства
- Тема 2.Понятие права
- Тема 3.Система права
- Тема 4.Правоотношения и их участники
- Тема 5.Правонарушения и юридическая ответственность
- Раздел 2:Общая характеристика отраслей российского права
- Тема 6.Основы гражданского права
- Тема 7.Основы трудового права
- Тема 8.Основы административного права
- Тема 9. Наследственное право
- Тема 10. Семейное право
- Тема 11. Основы уголовного права
- Тема 12. Основыэкологического права
- Тема 13. Правовые основы защиты государственной тайны
- Философия
- Тема 1. Введение в философию
- Тема 2. Роль философии в жизни человека и общества
- Тема 3.Исторические типы философии. Античная философия.
- Тема 4. Философия средневековья и Возрождения
- Тема 5. Философия Нового времени
- Тема 6.Немецкая классическая философия
- Тема 7. Философия в России
- Тема 8. Западноевропейская философия 19-20 вв.
- Тема 9.Философское понимание мира
- Тема 10.Философская концепция сознания
- Тема 11.Познание, его возможности и границы.
- Тема 12. Смысл человеческого бытия.
- Тема 13. Философия культуры
- Тема 14. Человек в мире культуры
- Тема 15.Культура и цивилизация
- Тема 16. Философия общества и истории
- Тема 17. Роль научной рациональности в развитии общества
- Тема 18. Человечество и глобальные проблемы современности
- 3.2. Национально-региональный (вузовский) компонент Региональная экономика субъектов российской федерации: Северо-Западный Федеральный округ
- Тема 1. Предмет и методы изучения региональной экономики
- Тема 2. Региональная политика и регионалистика
- Тема 3.Единый народохозяйственный комплекс России. Промышленность России и формы ее территориальной организации. Хозяйственный комплекс Северо-Западного федерального округа.
- Тема 4.Природно-ресурсный потенциал России в целом, Северо-Западного федерального округа в частности и его оценка
- Тема 5.Демографическая ситуация. Размещение населения рф и Северо-Западного федерального округа.
- Тема 6.Проблемы функционирования особых экономических зон рф
- Тема 15.Северо-Западный экономический регион
- Тема 16.Северный экономический регион
- Социология
- Тема 1.Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии.
- Тема 2.Общество и социальные институты
- Тема 3.Социальные группы, общности, слои.
- Тема 4.Социальные организации исоциальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.
- Тема 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как социальный институт.
- Тема 6.Культура как фактор социальных изменений.
- Тема 7.Личность как социальный тип.
- Тема 8.Социальные изменения.
- Тема 9.Методысоциологического исследования.
- Культурология
- Раздел 1:Теория культуры.
- Тема 1. Введение в культурологию.
- Тема 2. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной науке.
- Тема 3. Понятие, структура и функции культуры.
- Тема 4. Актуальные проблемы культуры
- Раздел 2. История культуры.
- Тема 5. Первобытная культура. Культура Древних цивилизаций.
- Тема 6.Античная культура.
- Тема 7. Средневековая культура.
- Тема 8. Культура Нового времени. Культура хх века.
- Тема 9. Русская культура.
- 3.3. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вуЗом политология
- Тема 1.Методологические проблемы политологии
- Тема 2.Проблемы истории политической мысли
- Тема 3.Теория политической власти и политических систем
- Тема 4.Субъекты политических действий
- Тема 5.Политические отношения и процессы
- Тема 6.Политическое сознание
- Тема 7.Мировая политика и международные отношения
- Тема 8. Прикладная политология
- Русский язык и культура речи
- Раздел 1.Культура речи
- Тема 1.Литературный язык – основа культуры речи
- Тема 2.Понятие «языковая норма». Виды языковых норм.
- Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка
- Тема 3.Функциональные разновидности современного русского языка
- Тема 4.Официально-деловой стиль речи
- Тема 5.Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- Тема 6.Научный стиль речи
- Тема 7.Стиль художественной литературы
- Деловой иностранный язык
- Этика и эстетика
- Тема 1.Введение
- Тема 2.Этика как наука. Предмет этики.
- Тема 3.Мораль, ее сущность и роль в обществе
- Тема 4. Важнейшие моральные и этические учения
- Тема 5. Основные моральные понятия
- Тема 6. Проблемы прикладной этики
- Тема 7.Этика делового общения
- Тема 8. Конфликты в деловом общении
- Тема 9. Этикет и культура поведения делового человека
- Тема 10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики.
- Тема 11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли
- Тема 12.Эстетическое отношение к действительности
- Тема 13. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме
- Тема 14. Искусство как полифункциональная система
- Тема 15.Социология искусства
- Тема 16. Искусство и эстетика хх-XXI веков
- Тема 1. Введение в логику
- Тема 2. Предмет и значение логики
- Тема 3. Понятие
- Тема 4. Суждение
- Тема 5. Законы мышления
- Тема 6.Умозаключения
- Тема 7. Логические системы
- Тема 8. Основы теории аргументации
- История мировых религий
- Тема 1. Введение в религиоведение.
- Тема 2. Религия в системе культуры.
- Тема 3. Структура и функции религии.
- Тема 4. Актуальные проблемы религии.
- Тема 5. Первобытные верования.
- Тема 6.Христианство.
- Тема 7. Ислам, иудаизм.
- Тема 8. Религии Древнего Востока.
- Тема 9. Религия в России.
- 4. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
- 4.1. Федеральный компонент математика
- Раздел 1: Аналитическая геометрия и линейная алгебра
- Тема 1. Определители и матрицы
- Тема 2.Системы линейных алгебраических уравнений
- Тема 3.Элементы векторной алгебры и аналитической геометрии
- Тема 4.Элементы линейной алгебры
- Раздел 2.Математический анализ и дифференциальные уравнения
- Тема 5: Введение в анализ
- Тема 6.Дифференциальное исчислениефункции одной переменной
- Тема 7: Интегральное исчислениефункции одной переменной
- Тема 8.Дифференциальные уравнения
- Тема 9.Функции нескольких переменных
- Тема10. Последовательности и ряды
- Раздел 3:Вероятность и статистика
- Тема 11. Теория вероятностей
- Тема 12. Математическая статистика
- Раздел 4:Экономико-математические методы и модели
- Тема 13.Линейное программирование
- Тема 14.Модели нелинейного программирования
- Тема 15.Элементы теории игр
- Тема 16.Основы теории графов
- Тема 17.Элементы теории массового обслуживания и экономико-математические модели
- 1 Семестр
- 2 Семестр
- 3 Семестр
- 4 Семестр
- Информатика
- Тема 1.Данные - как форма документирования информационных процессов
- Тема 2.Современный компьютер и его технические и программные средства реализации информационных процессов
- Тема 3.Операционная система ms dos
- Тема 4.Операционные системы серии ms Windows
- Тема 5.Пакеты прикладных программ общего назначения
- Тема 6.Электронные таблицы
- Тема 7.Алгоритмизация и программирование
- Тема 8.Базы данных
- Тема 9.Специализированные профессионально - ориентированные программные средства
- Тема 10.Принципы построения информационно-вычислительных сетей эвм
- Тема 11.Основы и методы защиты информации в вычислительных системах и сетях
- Экология
- Раздел 1:Основы общей (классической) экологии
- Тема 1. Организм и факторы среды
- Тема 2. Популяция как элементэкосистемы
- Тема 3. Биоценоз как биологическая система
- Тема 4. Концепция экосистемы
- Тема 5. Основные положения учения о биосфере и ее строении
- Раздел 2:Экология человека
- Тема 6. Биосфера и человек
- Раздел 3:Глобальная экология
- Тема 7.Глобальные проблемы окружающей среды
- Раздел 4:Прикладная экология
- Тема 8. Теоретические и правовые основы рационального природопользования
- Тема 9. Стратегия и практика рационального природопользования
- Тема 10. Инженерная защита окружающей среды
- Тема 11.Проблемы современного экологического менеджмента
- Раздел 5:Экологизация общества как инструмент мировой экополитики
- Тема 12. Концепция устойчивого развития биосферы
- Концепции современного естествознания
- Раздел 1:Физика глазами гуманитария
- Тема 1.История естествознания
- Тема 2. Механическая картина мира
- Тема 3. Строение вещества. Основы молекулярной физики
- Тема 4. Электромагнитная картина мира
- Тема 5. Становление квантово-полевой картины мира
- Тема 6. Физика как целое
- Тема 7. Диалектика и проблемы развития химической формы движения материи
- Раздел 2:Жизнь. Живые системы и человек
- Тема 8. Живые системы
- Тема 9.Человек: организм и личность
- Тема 10.Биосфера и цивилизация
- Тема 11.Перспективы биологии
- Раздел 3:Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре
- Тема 12.Формирование эволюционного естествознания
- Тема 13.Динамический хаос - фундаментальное свойство реальности
- Тема 14. Заключение
- Информационные технологии в экономике
- Тема 1. Введение. Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация.
- Тема 2. Информатизация и информационные процессы в экономике
- Тема 3. Технология и методы обработки экономической информации
- Тема 4. Защита от несанкционированного доступа в системах обработки данных
- Тема 5.Типовые информационные системы и их особенности
- 4.2. Национально-региональный (вузовский) компонент природопользование
- Раздел 1:Основы природопользования
- Тема 1.Современные представления о взаимодействии общества и природы
- Тема 2.Рациональное природопользование как основа экологической безопасности государства
- Тема 3.Основные отрасли природопользования
- Раздел 2:Основы экономики природопользования
- Тема 4.Экономический механизм природопользования в условиях перехода к рыночной экономике
- Тема 5.Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 6.Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды в России
- Тема 7.Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды
- Эконометрика
- Раздел 1: Спецификация модели. Метод наименьших квадратов (мнк).
- Тема 1. Спецификация модели
- Раздел 2:Парная регрессия и корреляция
- Тема 2. Парная линейная регрессия и корреляция в эконометрических исследованиях
- Тема 3. Парная нелинейная регрессия и корреляция в эконометрических исследованиях
- Раздел 3: Множественная регрессия и корреляция
- Тема 4.Множественная регрессия
- Тема 5. Множественная корреляция
- Раздел 4:Системы эконометрических уравнений
- Раздел 6:Динамические эконометрические модели
- Тема 9. Динамические эконометрические модели
- 4.3. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вуЗом информационно-поисковые системы
- Тема 1.Виды информационно-поисковых систем
- Учебный практикум по вт
- Тема 1.Вход в среду qBasic
- Системный анализ в сервисе
- Тема 1. Определение категорий системного анализа
- Тема 2. Модели и методы системного анализа
- Тема 3. Экспертные методы в системном анализе
- Тема 4. Формализованные методы системного анализа
- Тема 5. Методики системного анализа в сфере сервиса
- Тема 6. Процесс принятия решений
- Компьютерное обеспечение презентаций
- Тема 1.Создание компьютерной презентации в Microsoft PowerPoint
- Тема 2.Оформление презентации: буквенно-цифровые символы (бцс), тексты, статичные и динамичные изображения
- Тема 3.Методы создания компьютерной презентации
- Тема 4.Создание презентаций, представляемых докладчиком
- Тема 5.Проектирование презентаций, предназначенных для автоматического или интерактивного показа
- Тема 6.Подготовка презентации для распространения в Internet
- Компьютерная графика
- Тема 1.Объекты
- Экономическая география и регионалистика
- Тема 1.Введение
- Тема 2. Политическая и экономическая дифференциации мира
- Тема 3. Общественное разделение труда и мирохозяйственные связи. Глобальные проблемы человечества.
- Тема 4. Условия и факторы размещения производства и населения
- Тема 5. Зарубежные и отечественные концепции размещения производства, расселения людей и развития регионов
- Тема 6. Природные условия и ресурсы рф, проблемы рационального природопользования
- Тема 7. Динамика, структура, размещение населения и трудовых ресурсов России
- Тема 8. Структура народнохозяйственного комплекса в России и проблемы его развития
- Тема 9.Промышленность и промышленные комплексы
- Тема 10. Сельское хозяйство и агропромышленный сектор
- Тема 11. Транспортный комплекс
- Тема 12. Отрасли экономики социально назначения, сфера услуг
- Тема 13. Основы теории экономического районирования
- Тема 14. Типологическая характеристика экономических районов России
- Тема 15. Проблемы административно-территориального устройства Российской Федерации
- Учебно-методический комплекс основной образовательной программы впо специальности 080502.65 (060800) «экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)» Том 1
- 192171, Г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1