logo search
НРД конечный

6.3. Агни-Йога

Агни-Йога (Живая Этика, рерихианство). Основатели – семейство Рерихов. Агни-Йога представляется своими адептами чисто светской идеологией, вобравшей в себя все лучшее из мировых религий, оставаясь при этом светским учением. «Не правы те, кто считает нашу общину молитвенным домом» – пишет Е.И. Рерих. С позиций Православия Агни-Йога религиозная, а не светская доктрина, носящая явно выраженный антихристианский характер.

Совместный путь Н.К. и Е.И.Рерих по изучению культур России и Индии, познанию мирового религиозно-философского наследия начинается в 1901 г. На мировоззрение Рерихов большое влияние оказали, с одной стороны, религиозно-философские идеи теософии, с другой стороны — идеи восточных философий и религий, прежде всего в изложении Рамакришны и Вивекананды, а также таких значимых на Востоке трудов, как Бхагавад-гита. Имена Е. И. и Н. К. Рерихов некоторые исследователи относят к так называемой восточной линии русского космизма.

Учение было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924-1938 гг. «Источниковая база» Живой Этики та же, что и «Тайной доктрины» Е.П.Блаватской, переводчиком которой была Е. И. Рерих. Сочинения эти представляют собой избранные беседы с анонимной группой учителей, называемых на Востоке Махатмами. Реальность существования людей, с которыми можно было бы отождествить Великих Учителей, до настоящего времени остаётся спорной. Из дневниковых записей Е. И. Рерих следует, что на первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо (космический диктант), дальнейшие записи были получены путём яснослышания, которым якобы обладала Е. И. Рерих. Впоследствии она уверяла, что сама не пользовалась автоматическим письмом для бесед с Великим Учителем. Основу учения Агни-Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Е. И. Рерих как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 г.

Согласно Живой Этике, космос содержит проявленные и непроявленные миры. Он беспределен в пространстве и вечен во времени. Мироздание — это целостная энергетическая структура. Все её части, включая и человека, взаимодействуют между собой в энергоинформационном обмене, который рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции. В основе Мироздания лежит материя, в понятие которой включены как формы, изучаемые современной наукой, так и более тонкие, науке пока не известные. Множественные миры в космосе образуются за счёт существования и развития разных состояний материи с различным числом измерений. Вселенная развивается по космическим законам. В её развитии принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли. Поэтому изучение космических законов является важнейшей задачей человечества.

Главная задача эволюции — одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение её энергетики. Одухотворяет материю дух, который является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой. Материя есть кристаллизованный дух, дух есть сублимированная материя. Он занимает в Мироздании главенствующее положение и выступает в качестве основы космического творчества. Человек как энергетическая структура не только является частью космоса, но и несет его в своём внутреннем мире. Это даёт возможность человеку посредством энергетики своего духа влиять на эволюционное творчество космоса.

В Живой Этике широко поставлена проблема Культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов. Культура трактуется как самоорганизующаяся система духа, которая связана с тонко-энергетической (духовной) составляющей человека. Возникающие в пространстве Культуры Любовь и Красота, согласно Живой Этике, являются устоями эволюции и определяют её качество. Отсутствие какого-либо из этих устоев прерывает космическую эволюцию и уводит процесс в инволюцию. Поэтому человечеству необходимо стремиться к духовному самосовершенствованию, расширению сознания и созиданию культуры. Важно сохранять и преумножать культурное богатство всех народов Земли.

С процессом расширения сознания и эволюции человечества тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики — «Учитель — ученик» — принцип, который известен ещё из культуры и философии Древнего Востока. В методологии Живой Этики этот важнейший принцип расширен до универсальных масштабов и рассматривается как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. Если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он представлен как один из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы. Эта Иерархическая цепь «Учитель — ученик» состоит из многочисленных звеньев, переходящих одно в другое и уходящих в Беспредельность, но она имеет и свою земную часть — земных Учителей и земных учеников. Человек же включен в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна ни эволюция Космоса, ни развитие человечества.

Придавая большое значение религии в истории человеческого общества, Живая Этика на современном этапе отводит основную роль такой форме познания как наука: «Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претвориться в научные формулы». Живая Этика в своём понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всем явлениям мироздания. «Наука пусть шире ведет к познанию неограниченному». Эти идеи Живой Этики схожи с программой Тейяра де Шардена, который считал, что «удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире».

Согласно Живой Этике, важнейшей задачей эволюции на современном этапе является переход от вражды, конфронтации и разъединения к согласию, единению и сотрудничеству. Человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало. Без искоренения несовершенства и невежества невозможно установить справедливую жизнь на Земле. Поэтому каждый человек должен стремиться к совершенствованию: изживать самость, эгоизм (во всех его видах), утверждать и развивать самоотверженность и терпимость в отношениях между людьми. В этом процессе человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, страной и всем человечеством и действовать во имя общего блага. Нет необходимости отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества.

Живая Этика называет наступающую эпоху Эпохой Женщины. Женщине предстоит сыграть важную роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать своё космическое предназначение, восстановить свои «попранные права», внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности. «Идущее время снова должно предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, её вечным сотрудником. Ведь все величие Космоса зиждется на этих двух Началах. Основа Бытия есть величие двух Начал. Как же возможно умаление одного из них? Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину — унижение женщины».

«Прогрессивные» мысли Рерихов, проясняются, однако, при углубленном изучении Живой Этики. Согласно Агни-Йоге, Бог (Дух) тождественен миру; таким образом зло, существующее в мире, присуще богу, оно законно и необходимо, так как имеет божественную санкцию. «В Абсолюте зла как такового не существует, но в мире проявленном все противоположения налицо – свет и тьма, дух и материя, добро и зло. <…> Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном» (Е.И. Рерих).

«Дар распознавания <…> был жертвенно дарован Силами Света. Потому первоначальное имя такого вестника и было Люцифер-Светоносец. Но с веками на Западе великий смысл этой легенды был утерян. <…> Сатана, когда его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека – божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон духа Жизни и освобождает его от греха неведения…» («Живая Этика»).

Соответственно, христианский Бог – «демон мстительный, несправедливый, жестокий и тупой, … небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое раболепное обожание» (Письма махатм, 57). Аналогично и об Аллахе и др.: «Существуют «Коганы тьмы» – несовершенные «разумы», которые никогда не войдут в число «строителей» Вселенной, чистых планетных Разумов… «Мамо Коганы» и их разрушительный разум – те боги, которым индусские, христианские, магометанские и все другие фанатические религии и секты поклоняются. Мамо являются олицетворением вроде Шивы, Иеговы и других выдуманных чудовищ …» (Письмо 153).

Сами Рерихи заверяли, что трактаты цикла Агни-Йоги они пишут не сами, а записывают "космический диктант". Это известный феномен автоматического письма, когда сам человек находится в медитативно-полубессознательном состоянии, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю некоего духа, «вышедшего на контакт».

«Когда колесница направлена ко благу, то возница не отвечает за раздавленных червей»; Е. Рерих уточняет: «Конечно, изречение о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти...». Здесь утверждается возможность убийства в целях, выгодных для распространения этой секты. Еще один пример: «Фундаментальные трактаты живой этики допускают необходимость убийства во имя торжества своих идеалов» (Трактат «Община»).

«Христос уничтожил свое тело» (Е.И. Рерих). Христос не воскресал, но мессия придет и уже пришел в Европу в период захвата власти фашистами!

Н. К. Рерих, раскрывая учение «Агни-йога» писал в 1926 г.: «Ни философия наша, ни мы сами не верим в Бога, менее всего в Того, местоимение которого требует прописной буквы» (цит.по [27, с.50]).

Агни-Йога проповедует установление нового мирового порядка. По мнению Рерихов, «Евангелие не соответствует истинному учению Махатмы Иисуса» (совсем, как у М.А.Булгакова), а значит и Евангелие и вся христианская литература будут по их плану изъяты из библиотек. Предположения рерихианцев на будущее включают такие мероприятия как: уничтожение кладбищ, как рассадников эпидемий; отмена денежной милостыни; в новой общине нужно забыть о доброте, ибо доброта не есть благо; народности с их историей и культурой должны быть отменены.

Религиозно-философские идеи Рерихов привели к образованию во многих странах мира обществ и организаций, основывающих свою деятельность на наследии семьи Рерихов. Современными последователями Агни-Йоги все иные формы религии рассматриваются как неполноценные проявления религии истинной – Агни Йоги. Христианство – лишь «логический и исторический результат развития Абсолютной Духовности» (В.И. Мурашов, один из современных идеологов Агни-Йоги).

В книге «Космическая Педагогика Эпохи Огня» (автор В.И. Мурашов) идеи Агни-Йоги предлагаются к внедрению в современное образование: «Живая Этика учит накоплению огненных элементов бессмертия. Чтобы до конца понять Учение Жизни и превратить его в практическое мировоззрение, надо достичь духовной ступени Владык Света». Е.И. Рерих объявлена «спасительницей», имеющей оккультно-божественное происхождение: «У нас, у Сынов Разума – руководителей планеты, говорит Великий Владыка, есть на нашей планете доверенная, испившая чашу опыта», это – «Великий Дух», который «в наиболее критический момент эволюции Земли был послан для надземного подвига»; «Дочь Великого Владыки, стоящего во главе Иерархии нашей планеты, воплотилась среди людей»; «Опыт Матери Агни Йоги был … искуплением человечества, испитием всех ужасных ядов, которые наводнили планету до такой степени, что угрожали ей взрывом». «Великий Дух, давший это Учение России через русскую женщину, был в своем прошлом воплощении Великим Святым Земли русской – Сергием Радонежским» (В.И. Мурашов). До такого еще никто не додумывался …

«Эволюция нашей планеты проходит точку равновесия духа и материи. Человечество движется навстречу огненной стихии, откуда оно когда-то по дуге инволюции снизошло в материю». «Огненные энергии в страшном напряжении устремлены к Земле, и, неосознанные и непримененные, они будут вызывать и уже вызывают разрушительные землетрясения и другие космические пертурбации, так же как и революции, войны и новые эпидемии. Мы находимся у самого преддверия нового века, новой расы, и потому наше время может быть приравнено к последним временам Атлантиды…» (В.И. Мурашов).

«Нужно приучать всех семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни»; «противоречие между духом ученика, как тускло мерцающей искрой космического Огня, погруженной в плотные оболочки материи и полыхающим пламенем Божественного Огня» преодолевается в процессе «вдохновенного труда, медитации… через… огненную трансмутацию и слияние духа ученика с духом Учителя, с Иерархией Света, с Мировым Духом» (В.И. Мурашов, «научная» терминология оставляется на совести автора).

Вице-президент Международного центра Рерихов Людмила Шапошникова утверждает, что Агни-Йога находится как бы «вне»: вне конфессий, вне традиционного эзотеризма и вне официальной философии, строя на их основе, на достижениях научной мысли, на достижениях русской философии Серебряного века новое оригинальное мировоззрение, называемое «Философией космической реальности».

Признание Рерихами приоритетной роли культуры в развитии человечества получило своё практическое развитие в общественно-культурной деятельности Н. К. Рериха, который, являясь масоном и крупнейшим «агентом влияния» в Евразии, стал основателем нескольких культурных и научных центров и институтов, инициатором международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя мира». Знамя Мира — символ Международного Пакта охраны культурных ценностей, предложенного Н. К. Рерихом в 1929 г. и подписанного в 1935 г. странами американского континента (в том числе США). В 1954 г. на основе этого Пакта была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.

Хорошо известны большевистские пристрастия Рерихов; ниже приводится Послание Махатм, переданное Рерихами Советскому правительству: «На Гималаях мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов для общего блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь, утверждая единение Азии! Знаем, многие построения совершатся в 28-31-36 годах. Привет вам, ищущим общего блага!».

В СССР Рериховское движение как таковое начало активно развиваться только в период «перестройки» в конце 1980-х гг. Но его фундамент заложил ещё Ю. Н. Рерих (1902—1960), известный востоковед, старший сын Н. К. и Е. И. Рерихов. Начиная с 1960-х гг. сформировались группы по изучению и разработке рериховского наследия. Новый импульс развитию Рериховского движения придал проживавший в Индии известный художник и общественный деятель С. Н. Рерих (1904—1993) — младший сын Е. И. и Н. К. Рерихов. По его инициативе в 1989 г. в Москве был создан Советский Фонд Рерихов (с 1991 г. - Международный Центр Рерихов), в который С. Н. Рерих передал культурное наследие своих родителей. Основная установка многочисленных рериховских организаций, которых концу прошлого века насчитывалось более 5000, делается на решение насущных проблем современности, улучшение окружающего мира, личного самосовершенствования и развитие гражданского самосознания.

Влияние идей Живой Этики в искусстве неоспоримо. Композитор Игорь Стравинский справедливо писал о своем друге Н.К.Рерихе: « … картины которого возрождали российское язычество». Зарождение идеи балета «Весна священная» и его написание происходило в имении известной либеральной меценатки княгини Тенишевой, совместно с Рерихом; сам балет явился триумфом Стравинского, Рериха и Нижинского. (Радио «Россия», 25.07.07, программа «Причалы»).

В 1921 г. в Берлине вышел сборник стихов Н. К. Рериха «Цветы Мории», ставший единственным прижизненным поэтическим изданием художника. Стихи «Цветы Мории», как и картины Н. К. Рериха (около 7000), пронизаны идеями учения Живой Этики и могут рассматриваться как пролог к этому учению. В основе эстетических взглядов Рерихов лежит философское учение о преобразующей силе искусства (аналогия с антропософией). Среди первых представителей этого направления в искусстве исследователи творчества Н. К. Рериха называют группу художников «Амаравелла». Новый расцвет космизма в художественном творчестве начался в конце 1980-х гг. С момента своего окончательного открытия в 1997 г. музей имени Н. К. Рериха, регулярно предоставляет свои залы современным художникам-космистам. Известный ученый и писатель И.А.Ефремов использовал тексты Учения Живой Этики в своём романе «Туманность Андромеды», описывающем общество будущего.

Русская православная церковь относит «Живую этику» к новым религиозным движениям оккультно-теософского характера, являющегося продолжением учения Е. П. Блаватской «Тайная доктрина». РПЦ справедливо заявляет об опасном проникновении учения в государственные, общественные организации, в систему образования. Позиция Русской православной церкви в отношении учения Живой Этики была сформулирована на Архиерейском соборе 2 декабря 1994 г.(приведены выдержки):

«5. … Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвящённых. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой.

13. освящённый Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Новый мировой порядок, который предлагает Агни-Йога, в корне противоречит христианскому миропониманию. Поэтому Архиерейский Собор РПЦ ясно определил Агни-Йогу как религиозное течение антихристианского характера. В 1994 г. семья Рерихов и их последователи отлучены от церкви Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. «Вражеский закон отживших сознаний» «проявился в мыслях, словах и делах современных иерархов Православия, которые не только не признали Агни Йогу, но и отлучили Рерихов от Церкви» (В.И. Мурашов). «Ни одно Учение не входило в жизнь без противодействий. Так и Новое Учение должно войти при криках и нападках отживших сознаний» (Е.И. Рерих).

Характерно, что часть современных псевдохристианских движений использовала имя Рерихов как символ причастности к оккультно-теософской доктрине. Например, руководитель Белого Братства Мария Деви Христос назвала себя воплощением Е. И. Рерих.

И последнее. Рерихов и их последователей всегда отличала нетерпимость к иным, чем их собственные, идеям, религиозным убеждениям, книгам (планируемая чистка библиотек в условиях нового мирового порядка), умалчивание о тоталитарном характере рериховской Общины, в которой управление людьми должно осуществляться путём психического зомбирования. Вчитываясь в тексты «теософии» и Живой Этики, приходим к выводу, что они только на первый взгляд повышают значимость индивида, на деле же все обстоит совершенно иначе. Учение, провозглашая тезис о безграничных возможностях человека и санкционируя его духовное совершенствование, в то же время полностью лишает его свободы. Каждая мысль индивида контролируется. Ни одно действие не остаётся без оценки. Самое существование его зависит от решений «Высшего Разума». «Эволюция» души человека протекает под неусыпным контролем «высших сил», начиная с «первого воплощения». Так, свободолюбивые мечты о высоком метафизическом достоинстве человека, о его светлой миссии во Вселенной оборачиваются максимальной несвободой — глобальной космической тюрьмой, из которой некуда бежать.

Международный Центр Рерихов продолжает вести активную деятельность в направлении представления учения Живой Этики как части нового «космического мышления», «новой теории познания», при этом привлекаются метафизические и псевдонаучные идеи, которые позиционируются в качестве научных. Пресловутое Знамя Мира было вывешено в здании Госдумы РФ.