Лекция: иконопочитание, христианские праздники и посты.
Иконопочитание в православном христианстве стало устойчивой и развитой традицией. Иконопись в православии является не только искусством священных изображений, но и свидетельством запредельного мира в его образах. Искусство иконописи требует соединения в одном лице и художника, и богослова.
Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию, евангелист Лука оставил несколько изображений Богоматери. Со времени Константина I Великого икона входит во всеобщее употребление в храмах и домах. Вскоре возникло движение против почитания икон. Оно получило название движения иконоборчества. Его сторонники объявили иконопочитание идолопоклонством. Их поддерживали два византийских императора, а именно Лев III Исавр, который правил с 717 по 741 год, и Константин V Копроним, который правил с 741 по 775 год. Но усилия иконоборцев не привели их к успеху. После длительной религиозно-политической борьбы стараниями Константинопольского патриарха Тарасия VII Вселенский церковный собор в городе Никее в 787 году утвердил догмат иконопочитания. На этом же соборе крайности иконопочитания, ведущие к идолопоклонству, были осуждены. Окончательно иконопочитание утвердилось в 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии. В честь этого события установлен праздник Торжества Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого Поста.
Некоторые особо чтимые католические иконы также почитаются Православной церковью. К такой иконе, например, относится Богоматерь Ченстоховская в монастыре на Ясной Гуре в Польше.
У католиков иконопочитание имеет несколько меньшее значение. Кроме икон в католическом храме допускаются скульптурные изображения и портреты высокого духовенства.
Помимо икон в Православной церкви почитаются мощи (останки тела) святых угодников. Согласно православному вероучению существует мистическая связь Святого Духа с телесными останками святых.
Почитание мощей берет свое начало от раннехристианской традиции собираться на могилах мучеников, погибших во время антихристианских гонений. Впоследствии их мощи нередко береглись в храмовых алтарях. Эта традиция сохранилась в наличии антиминса (покрывало с вшитыми в него частицами мощей), возлагаемого на престол, находящегося в алтаре православного храма. Сами мощи обычно находятся в раке (металлический ларец), который помещается в храме.
Главным праздником всех христиан является Пасха. Этот праздник установлен в честь воскресения Христа на третий день после распятия. Согласно Евангелию от Иоанна Иисус был распят накануне иудейской Пасхи, которая в год распятия пришлась на субботу. А в первый день после иудейской Пасхи его гроб был пуст.
Современные исследователи Библии датируют эти события 7-9 апреля 30 года н.э. Долгое время основным ориентиром для ежегодного исчисления даты праздника Воскресения Христова служила иудейская Пасха. Христиане-евреи, соблюдавшие этот праздник, соединили его с празднованием Воскресения Христова, сохранив прежнее наименование Пасхи. После Первого Вселенского собора 325 года в Никее было принято решение праздновать Пасху независимо от иудейского праздника, а именно в первое воскресенье первого полнолуния после весеннего равноденствия.
Пасха открывает собой 12 наиболее важных православных праздников, именуемых двунадесятыми. Они делятся на «преходящие» и «непреходящие». Дата преходящих праздников исчисляется по дате Пасхи. Непреходящие двунадесятые праздники имеют строго определенную дату.
К числу преходящих праздников относятся: Вознесение Господне и День Святой Троицы. Вознесение Господне празднуется на 40 день после Пасхи в память о вознесении Христа на небо. День Святой Троицы празднуется на 50 день после Пасхи и поэтому иначе называется Пятидесятницей. Этот праздник был установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов. Это произошло в городе Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Этот день считается днем основания церкви Христовой. Он празднуется в воскресенье через 7 недель после Пасхи.
К числу непреходящих праздников относятся основные праздники церковного года, который по ветхозаветной традиции начинается осенью. Первый из них называется «Рождество Богородицы». Он празднуется 21 сентября в день рождения Марии в семье благочестивых праведников Иоакима и Анны. Он отмечается церковью, как начало спасения. Второй праздник «Воздвижение Креста Господня» отмечается 27 сентября. Он посвящен дню восстановления креста, на котором был распят Иисус Христос. Согласно рассказу церковных историков Евсевия, Иоанна Златоуста и Руфина город Иерусалим посетила мать Византийского императора Константина I Великого императрица Елена и осуществила раскопки на горе Голгофе, где был найден этот крест. Праздник символизирует искупление грехов человеческих Иисусом Христом путем крестных страданий. Следующий праздник «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» проводится 4 декабря в память принесения маленькой Марии в Иерусалимский храм для посвящения ее Богу. Следует заметить, что подобный обычай у иудеев распространяется лишь на мальчиков. Это единственное посвящение девочки Богу свидетельствует о ее исключительности и высшему избранию Девы Марии. «Рождество Христово» празднуется 7 января. Точная дата рождения Христа не установлена. В Священном Писании упоминается 30 год правления римского императора Октавиана Августа. Одновременно в нем говорится о рождении Христа «во дни царя Ирода». Некоторые церковные историки относят рождение Иисуса на несколько лет раньше точки отсчета европейского летоисчисления «от Рождества Христова», а именно к 7-6 годам до н.э. Основанием для этой точки зрения служит исторический факт о смерти иудейского царя Ирода I Великого в 4 году до н.э. Официально установлено 2 даты Рождества Христова: в Католической церкви - 25 декабря, в Православной – 7 января. Происхождение праздника «Крещение Господне» (19 января) связано с проповедью пророка Иоанна Предтечи, который в Православной церкви именуется еще Крестителем. В своей проповеди он возвестил о скором пришествии Спасителя и призвал людей к покаянию. Над кающимися Иоанн совершал обряд омовения в реке Иордан, которое символизирует начало праведной жизни. Согласно рассказу Священного Писания этот обряд омовения Иоанн совершил и над, явившимся к нему, Иисусом. В момент крещения Иисуса раздался голос Бога с небес и возвестил об Иисусе, как Сыне Божьем, а Святой Дух сошел на Него в виде голубя. Поэтому праздник Крещения Господня именуется также Богоявлением. «Сретение Господне» празднуется 15 февраля на 40 день после Рождества Христова. Этот праздник введен Иерусалимской церковью с IV века в память о принесении младенца Иисуса в Иерусалимский храм для посвящения Его Богу. Во время посвящения произошла встреча Иисуса со старцем Симеоном, который жил при храме. Ему было предсказано, что он при жизни увидит Спасителя. Приняв Иисуса в храм, старец увидел в Нем будущего Спасителя. 7 апреля празднуется «Благовещение» в память о явлении Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего о будущем рождении Сына Божьего. Этот праздник был утвержден IV веке исчислением 9 месяцев назад от Рождества Христова. «Преображение Господне» празднуется 19 августа в память о пребывании Христа на горе Фавор, где во время молитвы Его ученики Петр, Иоанн и Иаков увидели Иисуса преображенным Божественным Светом и в окружении пророков Моисея и Илии. Праздник начал отмечаться в Палестине, когда начинался сбор первых плодов. Поэтому в восточном христианстве утвердился обычай в этот праздник освящать первые плоды (яблоки, виноград). «Успение Пресвятой Богородицы» отмечается 28 августа в память о кончине Богоматери, которая после Воскресения Христова жила в доме апостола Иоанна Богослова. Ее смерть наступила около 48 года н.э. в городе Эфесе, где Иоанна Богослов жил после ссылки. Некоторые церковные историки называют местом ее кончины Гефсиманию. Поэтому в обоих пунктах есть храмы, посвященные Успению Богоматери.
Кроме двунадесятых праздников в православии пользуются почитанием Великие праздники, связанные с важными событиями церковной истории. К ним относятся: «Обрезание Господне», которое отмечается 14 января; «Рождество Иоанна Предтечи» - 7 июля; «День Первоверховных апостолов Петра и Павла» (12 июля), который установлен в память мученической кончины этих апостолов во время антихристианских гонений при Римском императоре Нероне в 64 году. К Великим христианским праздникам относятся также «Усекновение главы Иоанна Предтечи», который отмечается 11 сентября, и «Покров Пресвятой Богородицы» - 14 октября. Последний праздник был установлен в VII веке на основе легендарного видения византийского подвижника Алексия Божия Человека. Это видение пришло к нему во время осады арабами Константинополя. Он увидел в небе Богоматерь, укрывающую осажденный город своим покрывалом.
Христианская церковь помимо двунадесятых и Великих праздников имеет множество мене значительных праздников, которые посвящены отдельным святым.
Кроме праздников большую роль играют посты. Это время когда верующим рекомендуется воздерживаться от животной пищи, чувственных удовольствий и развлечений с целью достижения молитвенного сосредоточения. Существуют 4 главных многодневных поста и однодневные посты. К главным постам относятся: Великий пост проходит 7 недель перед Пасхой; Петров пост – от праздника Всех Святых до Дня Первоверховных апостолов Петра и Павла; Успенский пост соблюдается 2 недели перед Успением Богородицы; Рождественский пост проходит от Дня апостола Филиппа 27 ноября до Рождества Христова. Однодневные посты соблюдаются в среду и пятницу в течение всего года. Они посвящены следующим событиям: в среду Иисус был предан Иудой в руки врагов, а в пятницу – распят. Кроме этих однодневных постов христиане постятся в крещенский сочельник, который проходит в канун Крещения Господня; в День Усекновения главы Иоанна Предтечи; в День Воздвижения Креста Господня.
- Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего профессионального образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
- Кафедра философии, истории, теории искусств и культуры
- Волгоград – 2012 год
- Структура и содержание учебно-методического комплекса по «религиоведению» для студентов направления подготовки: «Социально-культурная деятельность»
- Извлечение из гос впо по дисциплине «религиоведение»
- Компетентностная карта дисциплины «религиоведение»
- Тематический план по Религиоведению
- Для студентов 1-го курса (2-3 семестр)
- По направлению 071800.62 скд; 071900.62 бид:
- Модуль № 1 «Предмет религиоведения, истоки и формы религиозной культуры»
- Модуль № 2 «Особенности, направления, школы и традиции мировых религий»
- Методические рекомендации по дисциплине «религиоведение»
- Методические рекомендации по организации срс по дисциплине «религиоведение»
- Планы семинарских занятий: Модуль 1.
- Модуль 2.
- Темы докладов (Модуль №1):
- Темы докладов (Модуль № 2)
- Контрольные вопросы к зачету.
- Комплект тестовых материалов тесты модуля № 1:
- Тесты модуля № 2:
- Ключ к тестам модуля № 2
- Тесты (3) по религиоведению
- Ключ к тестам по религиоведению (3)
- Лекционный курс по дисциплине:
- Конспект лекций: Лекция I. Историографические концепции религиозной культуры.
- Вербное воскресенье в православном соборе Живоначальной Троицы Данилова монастыря
- Лекция II. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии
- Лекция III. Традиции и обрядность духовной культуры Древнего Египта, Месопотамии и античного мира
- Боги Древнего Египта
- Лекция IV. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян.
- Доспехи скифов и древних славян
- Тема: мировые религии. Их учения, направления, школы и культура
- Лекция: особенности истории, философии и культуры буддизма.
- Лекция: история складывания европейского христианского типа культуры
- Лекция: феномен истории, учения и культуры ислама.
- Лекция: история появления и рапространения христианского движения.
- Лекция: особенности догматики и богослужения в православии и католичестве.
- Лекция: институт монашества в католичестве и православии
- Лекция: иконопочитание, христианские праздники и посты.
- Лекция: протестантизм. Особенности, его появления, распространения и учений.
- Лекция: русская православная церковь в истории россии.
- Глоссарий по мировым религиям:
- Библиография:
- 1.В библиотеке гобук впо «вгиик»
- 2.Справочная литература: словари, энциклопедии:
- 3.Дополнительная литература: монографии, статьи:
- 4.Электронные ресурсы Интернет:
- Контроль результатов обучения студентов в баллах: балльно-рейтинговая система
- Методика формирования результирующей оценки по религиоведению
- Критерии получения оценки студентом по религиоведению
- Критерии автоматического получения оценки студентом по религиоведению