Лекционный курс по дисциплине:
Тезисы:
Модуль № 1
«Предмет религиоведения, истоки и формы религиозных культур»
1. Введение.
Цель и задачи курса. Концепции происхождения религии в историографии. Истоки религии. Генезис религиозного сознания в исторической ретроспективе: ранние формы религиозной культуры (тотемизм, шаманизм, магия гомеопатическая и контагиозная, анимизм); полидемонизм; политеизм; национальные и мировые религии.
Тема 2. Религия как феномен культуры.
Проблема соотношения религии и культуры в историографии. Основополагающая роль религии на протяжении веков в создании «жизненного мира человека». Функции и роли религии. Сущностные характеристики религии. Религия как сфера духовной жизни общества, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. Мировые религии и система искусств.
Тема 3. Языческие формы религиозной культуры у древних народов, автохтонные религии, античной цивилизации, древних кельтов, германцев, славян.
Культура автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии. Религиозная культура Древнего Египта, Древней Месопотамии. Античная религиозная культура. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян, протоиндийской цивилизации. Ведическая культура. Брахманизм. Джайнизм.
Тема 4. История национальных религий Индии, Китая, Японии, Ближнего Востока.
Истоки, история формирования, направления, философско-нравственные концепции, литература, традиции и обрядность Индуизма, Конфуцианства, Даосизма, Джайнизма, Синтоизма, Сикхизма, Иудаизма. Национальные религии и современность.
Модуль № 2
«История, особенности, направления, школы и традиции мировых религий»
Тема 1. Буддизм и его ассимиляция с местными культурами. Буддизм в России.
Источники и литература по теме. История формирования, основные идеи и учения буддизма. Школы и направления буддизма. Причины отсутствия антагонистического характера между направлениями и школами буддизма. Традиционные районы буддийской религии в Российской Федерации. Калмыкия.
Тема 2. Институт монашества в христианской культуре. Православная культура России по византийскому образцу.
История развития института монашества в регионе и его формы. Отношение православного монашества к оружию в исторической ретроспективе. Аскетика. Исихазм. Григорий Синаит. Григорий Палама. Афон как общепризнанный центр православного монашества. О видных представителях российского православия, живших в регионе.
О преемственности православной культуры России от Византии. Особенность русского православия региона в процессе ассимиляции языческой культуры с православной культурой Византии.
Тема 3. Особенности католического и православного искусства и богослужения.
Значение слова и музыки в православном и католическом богослужении. Наследие духовной музыки русских композиторов XVIII-XX веков. Традиции и обрядность двунадесятых праздников и постов. История Иконопись. Зодчество. Традиции, нравственность, обряды, праздники в мирской жизни. Церковные таинства и их обрядность. Православная одежда духовенства и мирян. Православный этикет.
Тема 4. Протестантская культура.
История лютеран на Нижней Волге. Особенности лютеранской вероисповедной системы «Чья власть, того и вера». Баптизм, его течения и учения. Общее и отличное в вероучении и культе пятидесятников. Маргинальные религии: Бахаизм, Мормоны, Свидетели Иеговы и т.д.
Тема 5. Столпы, школы и правовые основы исламской культуры.
Столпы, религиозно-правовые школы, праздники ислама. Отличительная черта конфессиональной организации ислама. Сходство суфизма с мистическими учениями буддизма и христианства. Ветхозаветные пророки в Коране. Персонажи христианских книг Нового Завета в Коране. Наличие в исламе культа Иерусалима как священного города. Идейное влияние эллинизма на догматику ислама. Семитская традиция в проповеди Мухаммада.
Тема 6. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм.
Сущности понятий «модернизм» и «постмодернизм» в историографии. Исторические и политические предпосылки фундаментализма в протестантизме и исламе. Причины и элементы дехристианизации Запада. Умножение сект. Пробуждение интегризма в исламе. Причины эволюции индуизма. Причины отсутствия будущего у воинствующего атеизма. Причины тревожного будущего иудаизма. Ислам и причины его ощущения своей неприспособленности к современному миру.
Тема 7. Социокультурные аспекты межконфессионального диалога.
Факторы социокультурной детерминации межконфессиональных отношений. Функции социокультурных аспектов меконфессионального диалога. Диффузия как стихийное распространение духовной культуры в социальном и географическом пространств. Трансферт как заимствование внешних образцов одной духовной культуры у другой без глубокого их освоения. Синтез, симбиоз и конфликт как традиционные функции духовной культуры в межконфессиональных отношениях. Введение в практику экуменического диалога между христианскими общинами. Влияние социально-экономических и политических факторов, средств массовой информации на расширение миссионерской деятельности и на отношения между собой различных религий.
- Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего профессионального образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
- Кафедра философии, истории, теории искусств и культуры
- Волгоград – 2012 год
- Структура и содержание учебно-методического комплекса по «религиоведению» для студентов направления подготовки: «Социально-культурная деятельность»
- Извлечение из гос впо по дисциплине «религиоведение»
- Компетентностная карта дисциплины «религиоведение»
- Тематический план по Религиоведению
- Для студентов 1-го курса (2-3 семестр)
- По направлению 071800.62 скд; 071900.62 бид:
- Модуль № 1 «Предмет религиоведения, истоки и формы религиозной культуры»
- Модуль № 2 «Особенности, направления, школы и традиции мировых религий»
- Методические рекомендации по дисциплине «религиоведение»
- Методические рекомендации по организации срс по дисциплине «религиоведение»
- Планы семинарских занятий: Модуль 1.
- Модуль 2.
- Темы докладов (Модуль №1):
- Темы докладов (Модуль № 2)
- Контрольные вопросы к зачету.
- Комплект тестовых материалов тесты модуля № 1:
- Тесты модуля № 2:
- Ключ к тестам модуля № 2
- Тесты (3) по религиоведению
- Ключ к тестам по религиоведению (3)
- Лекционный курс по дисциплине:
- Конспект лекций: Лекция I. Историографические концепции религиозной культуры.
- Вербное воскресенье в православном соборе Живоначальной Троицы Данилова монастыря
- Лекция II. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии
- Лекция III. Традиции и обрядность духовной культуры Древнего Египта, Месопотамии и античного мира
- Боги Древнего Египта
- Лекция IV. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян.
- Доспехи скифов и древних славян
- Тема: мировые религии. Их учения, направления, школы и культура
- Лекция: особенности истории, философии и культуры буддизма.
- Лекция: история складывания европейского христианского типа культуры
- Лекция: феномен истории, учения и культуры ислама.
- Лекция: история появления и рапространения христианского движения.
- Лекция: особенности догматики и богослужения в православии и католичестве.
- Лекция: институт монашества в католичестве и православии
- Лекция: иконопочитание, христианские праздники и посты.
- Лекция: протестантизм. Особенности, его появления, распространения и учений.
- Лекция: русская православная церковь в истории россии.
- Глоссарий по мировым религиям:
- Библиография:
- 1.В библиотеке гобук впо «вгиик»
- 2.Справочная литература: словари, энциклопедии:
- 3.Дополнительная литература: монографии, статьи:
- 4.Электронные ресурсы Интернет:
- Контроль результатов обучения студентов в баллах: балльно-рейтинговая система
- Методика формирования результирующей оценки по религиоведению
- Критерии получения оценки студентом по религиоведению
- Критерии автоматического получения оценки студентом по религиоведению