Вербное воскресенье в православном соборе Живоначальной Троицы Данилова монастыря
В католической церковной службе музыка играет доминирующую роль по сравнению со словом. Вместе с тем, слово Божие и здесь имеет большое значение.
Тексты всех священных книг религий, богаты содержательной образностью. Таковыми, например, являются суры Корана. Тексты Вед и Библии, которые поражают воображение, просятся на язык поэтического, театрального и музыкального образа. В этих текстах черпается вдохновение для создания произведений светского искусства и литературы. Слово, музыка, театрализованное представление дополняется церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура постепенно становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия. «Строгие и скромные храмы византийской базилики, трогательные и интимные церковки Ростово-Суздальской земли, суровые и величественные соборы Новгорода и Пскова, пышные и торжественные церкви московского пятиглавия, стремительно взлетающие вверх готические храмы европейского средневековья, ритмы крыльев буддийской пагоды и плывущие силуэты мусульманской мечети – всё это органично вплеталось в сложную систему искусств мировых религий»13.
В каждой мировой религии и её системе искусств существует ведущее искусство, которое придаёт специфику религии, определяет принцип функционирования данной художественной системы, её реальную жизнь. Например, в буддизме и исламе ведущим является декоративно-прикладное искусство, в христианстве – изобразительное и пластическое искусство. Произведения того и другого искусства для верующих представляют собой предметы культового поклонения. Тем не менее, богословские тексты, библейское слово, музыка, архитектура, скульптура, фрески, мозаика, портреты христианской церкви, иконы Андрея Рублёва и других русских богомазов, скульптурные изображения Будды древнеиндийской художественной школы Матхура и прочее – являются произведениями искусства, отражая существенные стороны исторического конкретного бытия, культуры конкретного народа в совокупности и во всей многогранности.
Вопросы и задания для повторения:
Изложите проблему соотношения религии и культуры в историографии.
Охарактеризуйте функции религии в обществе.
Расскажите об образном отношении к миру через религиозное искусство.
В чём значение музыки и слова в богослужении мировых религий?
Какие Вы знаете предметы искусства культового поклонения?
- Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего профессионального образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
- Кафедра философии, истории, теории искусств и культуры
- Волгоград – 2012 год
- Структура и содержание учебно-методического комплекса по «религиоведению» для студентов направления подготовки: «Социально-культурная деятельность»
- Извлечение из гос впо по дисциплине «религиоведение»
- Компетентностная карта дисциплины «религиоведение»
- Тематический план по Религиоведению
- Для студентов 1-го курса (2-3 семестр)
- По направлению 071800.62 скд; 071900.62 бид:
- Модуль № 1 «Предмет религиоведения, истоки и формы религиозной культуры»
- Модуль № 2 «Особенности, направления, школы и традиции мировых религий»
- Методические рекомендации по дисциплине «религиоведение»
- Методические рекомендации по организации срс по дисциплине «религиоведение»
- Планы семинарских занятий: Модуль 1.
- Модуль 2.
- Темы докладов (Модуль №1):
- Темы докладов (Модуль № 2)
- Контрольные вопросы к зачету.
- Комплект тестовых материалов тесты модуля № 1:
- Тесты модуля № 2:
- Ключ к тестам модуля № 2
- Тесты (3) по религиоведению
- Ключ к тестам по религиоведению (3)
- Лекционный курс по дисциплине:
- Конспект лекций: Лекция I. Историографические концепции религиозной культуры.
- Вербное воскресенье в православном соборе Живоначальной Троицы Данилова монастыря
- Лекция II. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии
- Лекция III. Традиции и обрядность духовной культуры Древнего Египта, Месопотамии и античного мира
- Боги Древнего Египта
- Лекция IV. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян.
- Доспехи скифов и древних славян
- Тема: мировые религии. Их учения, направления, школы и культура
- Лекция: особенности истории, философии и культуры буддизма.
- Лекция: история складывания европейского христианского типа культуры
- Лекция: феномен истории, учения и культуры ислама.
- Лекция: история появления и рапространения христианского движения.
- Лекция: особенности догматики и богослужения в православии и католичестве.
- Лекция: институт монашества в католичестве и православии
- Лекция: иконопочитание, христианские праздники и посты.
- Лекция: протестантизм. Особенности, его появления, распространения и учений.
- Лекция: русская православная церковь в истории россии.
- Глоссарий по мировым религиям:
- Библиография:
- 1.В библиотеке гобук впо «вгиик»
- 2.Справочная литература: словари, энциклопедии:
- 3.Дополнительная литература: монографии, статьи:
- 4.Электронные ресурсы Интернет:
- Контроль результатов обучения студентов в баллах: балльно-рейтинговая система
- Методика формирования результирующей оценки по религиоведению
- Критерии получения оценки студентом по религиоведению
- Критерии автоматического получения оценки студентом по религиоведению