logo search
Гум

2. Базовые понятия системной логики и их объяснение

Такими понятиями, отражающими процесс мышления людей, известный русский философ А.А.Зиновьев считал:

Субъект = Исследователь = любой человек. Исследователь (субъект) всегда присутствует при всех логических операциях. Это - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ОПЕРАТОР - познающий и действующий человек. В науке, юриспруденции, литературе - человек как носитель каких-то свойств, физическое или юридическое лицо (как носитель юридических прав и обязанностей) и т.д. А в логике - предмет суждения.

Предмет – очень широкое понятие: все, что угодно, что можно увидеть, услышать, почувствовать, представить, вообразить.

«Объект» (= ПРЕДМЕТ) – все, на что направлено сознание исследователя, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира. В любой деятельности – ПРЕДМЕТ или явление, процесс, на который направлена чья-то какая-то (научная, учебная оценочная, предметная и т.д.) деятельность (см.субъект).

«Обобщение» - познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира.

«Отношение» - выделение каких-то предметов и их сравнение (и то и другое по разумению исследователя; см. сравнение) по каким-то признакам.

«Сравнение» - часть процесса отношения (выделения); сопоставление (того и так, как считает исследователь) всегда по каким-то признакам; сравнение вводит и равенство, превосходство или идентичность выделенных предметов по какому-то признаку (это отношения!) или их нахождение между этих признаков; из превосходящего предмета возможно вывести определения терминов (понятий) для меньших предметов (экспликация, см.далее).

Например, если «необходимость» превосходящее понятие, то «возможность» есть то, что не является «необходимостью».

«Скопление» - множество одинаковых предметов в реальности в каком-то месте, на какой-то территории.

«Событие» - предмет, который утратил признаки (перестал существовать); предмет, который возник с какими-то признаками (стал существовать); смена состояние предмета – «изменение».

«Состояние» - предмет с какими-то признаками, предмет без каких-то признаков, предмет с неопределенными признаками.

«Язык» (с системно-логических позиций) - знаковый аппарат мышления человека, созданный людьми для передачи чувственных образов, воспринимаемых мышлением, для обеспечения процесса мышления и деятельности общения; основной носитель культуры - возникающих в социальных системах и развивающихся духовных и материальных феноменов, выделяющих человека в мире живых существ.

«Язык» с системной точки зрения – форма и способ проявления всеобщего объективного закона самоорганизации-саморазвития материального мира в способностях сознания человека (1) создавать, накапливать и использовать результаты познания мира независимо от биологических способностей (природного аппарата), (2) создавать, накапливать и развивать материальную часть культуры (орудия и предметы труда и т.д.) независимо от биологического аппарата и (3) самоорганизовываться, создавать человеческие (социальные) объединения.

Системно-логические функции языка с позиции структурно-функциональной теории и его социокультурных аспектов [31]:

1.Функция целеполагания. С помощью языка выражаются результаты мыслительных процессов, которые логически обосновывают рациональные и безопасные цели социальных и политических субъектов (или какие-то цели, навязываемые социальным и политическим субъектам камуфлируются и выдаются манипуляторами за рациональные и безопасные).

2. Функции адаптации. С помощью языка, используя результаты познавательных мыслительных процессов, уже имеющейся новой научной и рациональной информации, общество, народ приспосабливается к меняющимся внутренним и внешним условиям своего существования, выявляет пути своего хозяйственного саморазвития и самореализации индивидов. Понятно, что, используя язык можно и срывать эту адаптацию народа.

3. Функции интеграции. Язык является тем орудием, которое позволяет объединять общество, народ вокруг поставленных понятных и принимаемых абсолютным большинством общества задач, программ изменения страны на базе национальных ценностей, налаживать взаимопонимание и взаимопомощь индивидов и народов. Понятно, что, используя язык можно инициировать и дезинтеграцию народа.

4. Функции воспроизводства структуры и самосохранения общества и государства. Именно языком народ описывает и разъясняет своим членам национальные духовные ценности, именно он используется как основное средство передачи и формирования знаний и навыков практической деятельности, логики мышления, традиционных ценностей во всех организациях, ведущих социализацию юных и молодых граждан (в семье, в дошкольных и школьных воспитательно-образовательных и высших образовательно-воспитательных учреждениях, в армии).

Поэтому информационный агрессор, помимо задач внедрения в сознание и подсознания руководителей этих организаций и всего народа необходимых ему жизненных ценностей, стимулирующих самоликвидацию индивидуальности граждан и народа, проводит информационные операции, которые маскируют экономические, законодательные и организационно-административные мероприятия по развалу традиционной для народа семьи, ликвидации воспитательных задач системы образования и примитивизации учебных программ и кадров этой системы и т.д.

Знаки языка (любого) как объект логики. Мозг, мышление оперируют не знаками, а образами знаков. Высказывание, суждение, понятия, умозаключение – все это термины логики. И мы можем сказать, что термины и высказыванияосновной объект логики, человеческого мышления.

Высказывание. Это понятие объединяет любые предложения, фразы. Это и эмоциональная оценка («Ну ты и даешь!»), и лозунг («Вперед, заре на встречу!»), и призыв («На свободу с чистой совестью!».

Это и то, чем занимается наша системная логика: суждение, умозаключение. Или, иначе говоря, теми высказываниями, которые содержат какое-то утверждение, констатацию факта или отрицание («Этот стол изготовлен из металла»).

Высказывания, содержащие какое-то утверждение, констатацию или отрицание, т.е. суждения и умозаключения, можно разделить на простые и сложные (длинные и длиннющие).

Такие простые высказывания содержат: (1) то, о ЧЕМ ( о КОМ) говориться и (2) ЧТО об этом говориться. Например, «стол металлический». Сложные высказывания состоят из 2-х и более терминов и их «связки» (см. далее операторы).

Например: «Ночными ведьмами» называли гитлеровцы наших летчиц, летавших на фанерных самолетах «ПО-2» ночами на бомбежку объектов врага».

Для нас важно то, что субъект (исследователь) обладает способностью выделять высказывания из речевого потока и отличать суждения и умозаключения от иных высказываний.

Суждение. Это высказывание, которое обычно употребляется в следующих значениях:

(1) в логике: форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых одно (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат);

(2) мнение, заключение (утвердительное, отрицательное, констатирующее) о чем-то, ком-то («Иванов - умный студент», «Эта жидкость не содержит спирта», «Стул металлический»);

(3) умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности («Живой человек более чем на 80 % состоит из воды. И это научная истина»).

Умозаключение - умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, вид высказывания. Для действительно образованного человека умозаключение (утверждение), как правило, является итоговым суждением (выводом из предыдущего), совпадающим с правилами и законами формальной логики.

Например: «Живой человек более чем на 80 % состоит из воды. Поэтому качество потребляемой им воды является очень важным для здоровья человека».

Заметим, что знание и понимание законов формальной логики необходимо каждому человеку, который хотел бы мыслить самостоятельно, противостоять неумышленному и умышленному манипулированию его сознанием и подсознанием. Любому человеку, который хотел бы отстаивать свою точку зрения и опровергать те идеи, взгляды, которые он считает неправильными или неприемлемыми для себя.

При этом следует иметь в виду, что «логика» (греч. logike), если мы ставим задачу постижения реальности (истины), того, как и каким образом наши высказывания будет соответствовать самому предмету, то логика – наука о выявлении неявного из высказываний, наука об истине. Что невозможно логически, то не существует эмпирически.

Следует постоянно помнить, что в логике рассуждения обычно завершаются какими-то итоговыми суждениями (умозаключениями), которые кратко выражают какую-то основную мысль. Напомним, что умозаключение, выдвинутое положение, кратко излагающее какую-то идею, одну из основных мыслей выступающего, пишущего о чем-то, называется «тезис». А в логике тезис, как какое-то умозаключение (утверждающее или опровергающее что-то), всегда требует доказательства.

Составными частями высказываний (суждений и умозаключений), знаками языка являются термины. По типу термины бывают простые и сложные. Простые: «стол», «стул» и т.д. Сложные: «стол металлический письменный»

Из простых терминов можно образовывать сложные термины с помощью «образующих операторов». Термин – знак языка, оператор – взаимосвязь терминов. Образующие операторы есть взаимосвязь элементов 2-й подсистемы.

Например: «Стол и стул»»: «стол», «стул» – термины, а «и» - соединяющий оператор. «Курящий человек» может быть представлен, как «человек, который курит». Здесь запятая и «который» - образующие операторы.

Часто используемые операторы: «и», «или», «но», «который», «каждый из…», «по крайней мере один из…», «и то и другое», «один из…, и только один», «нет, не так говорят», «если А, то Б», «не всегда верно, что все А, и не верно, что не все А» (оператор неопределенности), знаки запятой, тире, двоеточия, скобок и т.д.

Термины могут быть двух видов: субъектные и предикатные. «Металлический стол».

Субъектный – то, о чем идет речь («стол»), то, что понятно само по себе.

Предикат – то, что мы говорим о субъекте, о его признаках, свойствах: «металлический» - какой-то предмет, обладающий признаком «металл», т.е. свойством предмета, изготовленного из металла. Предикаты имеют значение только как свойство предметов. Это то, что мы думаем о предмете.

Значение любого термина в том, что он:

1) не существует без того, кто им оперирует. Вне его только буквы С, Т, О, Л. Он (Исследователь) связывает их в понятие «стол». И знает значение (назначение) его;

2)обладает каким-то смыслом (что-то обозначает). И если исследователь знает смысл термина, то он знает и его значение.

Если термин сложный, то его смысл известен (как истина!) только тогда, когда известны;

(1) смыслы простых терминов, из которых состоит сложный (смыслы их не вызывают споров, понятны, истинны);

(2) значения операторов, соединяющих эти термины.

«Это - круглый белый стол» - (это есть стол, который круглый и белый). Известны смыслы терминов «белый» и круглый», известно значение операторов «есть», «запятая» и «который». Следовательно, известно и значение всего сложного термина «Круглый белый стол», примененного к конкретному («этому») столу. И это есть истина.

«Круглый квадрат» - известны смыслы «круглый» и «квадрат», оператор – «который» («квадрат который круглый»); а значения нет, т.к. не может быть квадрата, который круглый! Словом, такого феномена не бывает в природе. Это – фантастический термин. И в этом значении это тоже истина.

Понятия. Это термины, которые вводятся в употребление с помощью определения их содержания. И ясно, что они бывают простые и сложные. Задача логической операции «определение содержания термина» в том, чтобы термин понимался всеми однозначно.

Для чего используются понятия? Первое: для сокращения выражений (предложение «число, которое делится на 2 без остатка» заменяется коротким понятием «четное число»). Второе. Для того, чтобы произвести уточнение, т.е. исследователь вводит в оборот новое простое понятие, уточняя какое-то «языковое» выражение, предложение, сокращая его.

При этом должно соблюдаться правило: новое простое понятие должно иметь точно определенный смысл.

Например, исследователем вводится понятие «западные страны». Для этого он вначале перечисляет эти страны (Англия, Германия и т.д.), т.е. говорит, что под этим понятием он будет подразумевать «западные страны» и обязательнодобавляет «и никакие другие страны я этим понятием в своих дальнейших рассуждениях обозначать не буду».Словом, он логически грамотно произвел операции «сокращения» и «уточнения».

Хотя законченной теории определений нет, мы можем утверждать, что существуют различные виды мыслительных, т.е. логических операций по определению содержания термина, превращения его в понятие.

Итак, содержание понятия - это совокупность признаков предме­тов, отражённых в нем.

Например, «молекула» - мельчайшая частица вещества, сохраняющая физические и химические свой­ства данного вещества. Объём понятия— это множество (тип, класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. Например, «река» - включает в себя все реки: Неву, Дон, Волгу, Неман, Дунай….

В формальной логике по отношению к содержанию и объёму понятия формулируется закон их обратного отношения: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем (и наоборот).

Например, если к содержанию понятия. «треугольник» добавить признак «иметь равные стороны», то содержание исходного понятия увеличилось, т.к. возросло число признаков в содержании этого понятия. А объём исходного понятия «треугольник» уменьшилось, т.к. полученный «равносторонний треугольник» меньше по охватываемому объему предметов, чем просто «треугольник».

Теперь обратим внимание на следующее. Как мы говорили, субъект (исследователь) обладает от Природы способностью выделять высказывания из речевого потока и отличать суждения и умозаключения от иных высказываний.

Но оценивать их он может лишь при условии наличия у него каких-то уже приобретенных (в семье, в системе образования, в общении с авторитетными для него людьми) норм-критериев. Это – моральные нормы и принципы морального поведения, образцы такого поведения (из истории народа, из литературы, из проповедей священнослужителей) и законодательства, которое этим человеком признается справедливым и честным. Эти нормы-критерии и являются основными регуляторами деятельности современного общества и госаппарата.

Анализ направлений ведущейся сегодня информационно-психологической войны указывает на то, что наш противник, прежде всего, старается скомпрометировать и уничтожить главные регуляторы традиционного цивилизованного государства:

- культуру (язык, литературу, историю, науку, образование, понятийное логическое мышление, традиционные нормы морали, традиционную религию, защищающую эти нормы и т.д.),

- институт традиционной семьи, национально-ориентированные элиты общества (включая и авторитетных священнослужителей - батюшек, пасторов, мулл, улемов и т.д.) традиционных религий страны и

- национально-ориентированные кадры госаппарата, системы образования и науки, отечественных СМИ.

С помощью различных манипулятивных технологий национальные ценности стремятся подменить искусственными, откровенно людоедскими суррогатами, поставив во главу угла идеологию индивидуализма, вседозволенности, сексуальной свободы и распущенности.

Сегодня под предлогом главенства «общечеловеческих ценностей», абсолютизации прав личности и приоритета международного права и на страны Запада, и на Россию обрушился вал разрушительных законодательных инициатив: ювенальная юстиция, легализация однополых браков, браков с неодушевленными предметами, с самим собой или животными, легализация педофилии, болонский процесс разрушения национальных систем образования и ее «непродуманные» реформы, уничтожение науки, закон о культуре и т.д., и т.п.

Все делается для того, чтобы в России были запущены процессы гарантированного самоуничтожения. Особая роль в этих процессах отводится госаппарату, обладающему силой государственного принуждения, и законодательным основам этого принуждения.

Если в первом случае речь идет о продвижении в госаппарат кадров, обладающих необходимыми для противника личностными качествами (т.е. уже усвоивших «прогрессивные ценности»), то во втором случае - о переориентации национальной законодательной системы на такую деятельность, которая и обеспечивает своими нормативными основами репрессивный механизм государства.

Механизм, который должен быть направлен на уничтожение традиционных духовно-нравственных и национально-культурных ценностей, включая институт семьи, на замену коллективистских принципов общежития народов страны и личности принципами индивидуализма и личной выгоды.

Ставится задача через обработанных должным образом «своих людей» в правительстве и парламенте осуществить:

1) подмену внутригосударственного права ложно понятым международным (точнее, колониальным правом),

2) использовать узаконенный приоритет «международного права» для заимствование из него чуждых народу норм и обычаев при одновременном отказе государства от защиты своих собственных традиционных ценностей (национальной культуры и идеологии).

Это, как обоснованно полагают информационные агрессоры, позволит (и уже позволяет!) использовать всю мощь репрессивного аппарата государства для разрушения материальных и духовных основ народа.

Таким образом, окончательное уничтожение базовых традиционных ценностей, института семьи, материнства и детства будет, по - сути, осуществляться уже нашими собственными руками – руками одураченных и разобщенных соотечественников.

Агрессоры, опираясь на исторический опыт, полагают, что на смену уничтожаемым идеалам, духовным ценностям и их материальным носителям ничего нового не придет и прийти не сможет. Дискредитация, шельмование и физическое уничтожение морально авторитетных для народа людей (национальной элиты: ученых, учителей, священников, военных, госдеятелей, предпринимателей и т.д. ) одновременно с внедрением в сознание и подсознание людей чуждых народу традиций и морали «рациональных ценностей» личного обогащения и моральной вседозволенности, как считают наши геополитические противники:

(а) вызовет неизбежный массовый протест населения;

(б) создаст необходимую питательную среду для наполнения непримиримыми бойцами раскинутой ими сети радикальных организаций нео-праволиберального, шовинистического и ультра-исламистского (ваххабитского) толка;

(в) позволит перехватить инициативу у государства (которое не будет защищать традиционные ценности) и вести борьбу за традиционные ценности под руководством непримиримых противников государства.

Что будет происходить в стране в результате этих информационных диверсионных операций понятно каждому.