logo
Гум

1. Мысль, мышление и образование

Вспомним, что каждый человек родом из детства, в котором в его мозгу началось формирование индивидуальной, его собственной картины, образа окружающего его мира и образа самого себя (размеры, физические возможности, потребности). Часть образов и связей между образами в раннем детстве запечатлеваются необратимо.

Индивидуальная картина мира человека – это информационная структура из «живых» образов. Базовые образы (образы «нижнего» уровня сознания) и базовые преобразования образов встроены в мозг, то есть являются результатом работы врожденных мозговых структур. Мозг комбинирует базовые образы и формирует более сложные образы окружающего Мира.

Мы полагаем, что образы окружающих человека предметов, которые и составляют его индивидуальную картину мира, являются как отражением объектов внешнего мира в его мозгу, так результатом применения к образам базового, нижнего уровня операций обобщения, детализации и т.д., важнейшим из которых является рекурсивное распознавание образов, т.е. такой операции, при которой назначение, суть познаваемого предмета как-то проясняется с помощью назначений, смыслов уже имеющихся в мозгу образов. Словом, мозг ведет поиск смысла смыслов или причины причин.

Мыслительная деятельность человека представляет собой «жизнь» индивидуальной картины мира, в которой формируются новые образы, формируются и разрушаются связи между образами. Этот процесс самим человеком не ощущается. Руки-ноги движутся, звуки издаются без предваряющих каких-либо специально «умственных» ощущений. Постоянно обрабатывается текущая ситуация, каждое изменение в ней порождает каскад преобразований образов.

Изначально, речь, видимо, была самопроизвольным комментированием собственных действий для информирования партнеров по совместной деятельности (вспомним, что человек – «стадное», групповое существо). Как оказалось, речь может сама «всплывать» и из неощущаемых мыслительных процессов при возникновении ситуации, требующей комментирования (как бы не связана с наличием партнера).

Человек (как и все высшие животные) умеет (по ситуации) перехватывать выход «в звук» собственного речевого сообщения. Это порождает феномен внутренней речи. То есть, возникшее речевое сообщение, для самого человека сразу становится фактом текущей ситуации, а для партнеров это сообщение может прозвучать или не прозвучать, если человек «перехватывает» звук по какой-то причине (например, опасно производить шум в какой-то ситуации).

Такое «всплывшее» речевое сообщение и называется «мыслью». Эта не прозвучавшая «мысль» своим существованием отражает процесс познания конкретной ситуации, приобщает человека к ней. Это в свою очередь инициирует очередной цикл мыслительного процесса, побочным результатом которого может оказаться новая «мысль». Так человек обдумывает ситуацию, познает Мир.

Коллективная деятельность по выживанию изначально требовала того, чтобы человек мог просчитывать («промысливать») ситуацию за всех партнеров (как бы я поступил на месте каждого другого), но при этом исполнять только свою роль. Кто не умел этого быстро уходил из жизни. Так «мысль» стала и средством для координированной коллективной деятельности и, заодно, источником способности к сопереживанию или человеческим свойством сопереживать.

Кроме первичного простого образа самого себя у человека с возрастом формируется другой образ себя же. Он формируется копированием, подражанием авторитетного для него Воспитателя -Учителя. И в состав этого первичного образа самого себя и своей индивидуальной картины мира включается и второй вариант картины мира, почерпнутой у Воспитателя-Учителя. Встраивается, если это происходит по тем правилам, по которым естественно происходит процесс мышления (эти правила и изучает логика!).

Напомним в этой связи, что понятийное логическое мышление есть ни что иное, как способность и умение индивида систематизировать информацию и использовать адекватные ситуации научные, рациональные и/или моральные понятия для логически обоснованных суждений о: (1) сущности объекта, процесса, явления; (2) причинах этих процессов и явления; (3) целостной картине ситуации и (4) последствиях этих процессов, явлений (прогноз).

В новый, обобщенный вариант картины мира, построенный логически правильно, записываются собственные «мысли» и чужие прозвучавшие речевые сообщения, «прокрутившиеся» в основной картине мира и выдержавшие проверку «обдумыванием», логикой мышления.

Разумеется, та или иная индивидуальная картина мира у человека формируется и при отсутствии регулярного образования.

Мы полагаем, что любое действие человека является результатом индивидуального выбора, произведенного на основе моделирования всего мира в своей картине мира (основной). Несовпадение выбранного поведения с тем, которое следует из «правильной» картины мира, порождает эмоцию досады (недовольства собой), а если действие затрагивает партнеров, то порождает угрызения совести. Однако есть и особый порядок действия – без широкого моделирования, стереотипно - в ожидаемой ситуации.

Человек, обдумывая ситуации, стремится избрать оптимальный вариант поведения (наилучший вариант из возможных). Этот выбор осуществляется циклически в постоянно меняющейся ситуации, по разным ветвям мыслительного процесса, имеющим разную скорость и дающим разный результат. Отсюда – непоследовательность и нерешительность поведения человека.

Критерий оптимальности выбора поведения зависит, прежде всего, от уровня защищенности людей от сегодняшних и будущих угроз их выживанию и развитию. При этом учитывается угрозы и тому коллективу (социальной группе), частью которой является человек, поскольку с этим множеством людей человек связан и общими (разделяемыми) ресурсами, и общим языком, и общей картиной Мира, и пониманием эффективности тех способов выживания, которые дает совместная согласованная по каким-то правилам деятельность.

Именно эта индивидуальная образная картина Мира (мировоззрение и мироощущение) и образ самого себя, оптимальные варианты эффективных действий (и образы общих правил практической деятельности в различных ситуациях), правила для согласованной деятельности во имя личного и социально-группового выживания (образы национальной морали, моральных действий) и формируется, «взращивается» воспитанием и образованием (которые разделить довольно сложно).

С точки зрения изложенного выше, с позиции логики мышления обучение должно обеспечить формирование не только и не столько «правильной» (вложенной в образ самого себя) картины мира, сколько – сформировать основную, непосредственно определяющую выбор поведения индивидуальную картину мира.

И этот выбор поведения невозможен без формирования у обучаемого образов-образцов «правильных», соответствующих нормам и принципам национальной морали действий. Это – важнейшая часть индивидуальной картины Мира и самого себя. И только тогда, когда эта цель достигнута, можно утверждать, что переданная обучаемому информация стала его знанием и руководством к действиям.

Практика показывает, что полное «зачисление» информации в индивидуальное знание происходит по результатам деятельности обучаемого, когда:

(1) обучаемый желает получить знания и имеет способности для их усвоения получать и/или

(2) глубокого сопереживания действующему партнеру и, одновременно, наличия способностей к обучению (к рациональному и научному познанию).

Вообще говоря, имеющиеся (вошедшие в основную картину мира) знания сопровождаются в мозгу какими-то процессами, которые представляют собой в итоге процесс оценки человеком достоверности получаемого знания. Эти процессы управляют уровнем влияния конкретного фрагмента картины мира на результат выбора той или иной деятельности, того или иного поведения.

Замечено, что оценка достоверности информации пересматривается в ходе мыслительных процессов на основе степени согласованности с другими фрагментами картины мира и, главное, на основе эффективности последствий учета соответствующего фрагмента знаний в уже состоявшемся действии (на тренировке, в практических делах реальной жизни и т.д.).

По изложенным причинам, раскрывающим индивидуальную мыслительную логику человека, Учителю в отношении индивида (желающего получить информацию и имеющего способности к обучению!) нужно:

1) предоставить информацию в доступном для индивида виде;

2) привлечь внимание обучаемого к важности этой информации;

3) обеспечить доверие индивида к предоставляемой информации;

4) закрепить информацию адекватной практической деятельностью индивида (практические, лабораторные работы, опыты и т.д.) и/или его сопереживанием действующему с ним партнеру.

Логика мышления подсказывает нам и контроль успешности обучения. Он возможет только по спонтанной деятельности обучаемого в некоторой комплексной испытательной ситуации.

Мы полагаем, что в формировании духовности, наращивании социокультурного потенциала индивида важнейшее значение имеет воспитание-образование, включающее в себя и

(1) передачу-усвоение духовной (социокультурной) информации (от Учителя к Ученику, из учебной и научной литературы, видео и т.д.), и

(2) практический опыт взаимодействия индивида с окружающим миром, в котором как раз и проверяются складывающиеся у Ученика информационные образы мира, и

(3) разнообразные взаимоотношения-взаимосвязи, в которые включен индивид и в учебном процессе, и в реальной жизни.

В процессе образования-воспитания, как подсказывает нам логика мыслительных процессов (которые до конца тоже еще не ясны), открываются возможности обеспечить и «включение» в индивидуальную картину мира желательных образов и связей между образами, и «подавление» участия нежелательных образов в выборе поведения (хотя сами эти образы остаются в индивидуальной картине мира обучаемого).

Сегодня считается, что ключевым элементом «универсального образования» является выработка умения использовать символьные системы (от письменной речи до формализмов математики и схем электроники). Но уже обнаружено, что при использовании символьных систем быстрый ответ (полученный по ветвям процесса мышления, проходящим мимо индивидуального образа самого себя и «правильной» картины Мира) обычно, чаще всего, оказывается неудовлетворительным. А если человек в процессе осмысления задачи опирается на свою уже сформированную «правильную» индивидуальную картину мира, то точность, результативность такого быстрого ответа многократно увеличивается.

Именно это и указывает вновь и вновь на необходимость формирования индивидуальной логически «правильной картины Мира и самого себя». Формирования не только технических знаний и знаний технологий какой-то деятельности, но и мировоззрения, мироощущения, системы национальных моральных ценностей [20; 22].

Вновь подчеркнем, что в обычной жизни сформировать понятийное логическое мышление чрезвычайно трудно. Оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая «понятийная пирамида» формировалась, например, в советской школе по принципу научно-понятийно-логической подачи информации.

Первоочередная роль в развитии понятийного логического мышления принадлежит литературе, истории, логике (ранее преподавалась в советских школах), математике и физике. Такими же важным, закладывающим понимание всеобщих и наиболее общих законов развития и построенном на системно-деятельностном подходе, было и полноценное преподавание природоведения, ботаники, зоологии, анатомии…Человек, не имеющий понятийного логического мышления, легко поддается манипулированию.

Началом процесса формирования понятийного логического мышления является усвоение человеком логических правил образования понятий и логически правильного их использования в собственных суждениях и умозаключениях.