logo
Гум

1.Основные понятия «Гуманитарных аспектов информационной

безопасности». Сущность понятийно-логического, аналитического

и фрагментарно-клипового мышления

Наша учебная дисциплина имеет название «Гуманитарные аспекты информационной безопасности». Что составляет предмет этой дисциплины? О чем она? В логике есть правило: сложные понятия раскрываются через объяснение содержания составляющих его понятий.

Любая наука представляет собой познавательную деятельность по получению нового знания. Ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Цели этой деятельности: (1) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов и (2) предложение субъектам практики (людям) общих правил (принципов) практической деятельности, вытекающих из открытых законов, закономерностей и способствующих их выживанию и развитию.

Словом, любая наука должна рассматриваться как некое единство двух своих сторон. Одна сторона теории характеризуется выделением закономерностей в явлениях, другая - применением этих закономерностей в общественной практике, формулировании принципов (общих правил) практической деятельности. Вообще же, откровенно говоря, исследователю, управленцу не очень нужна теория, от которой он не видит практической отдачи, обеспечивающей его выживание и развитие (см. рис. 1)

Рис.1

принципы практической деятельности СУБЪЕКТ

НАУКА ПРАКТИКИ

(поиск,открытие (например, аналитик,

законов, закономерных специалист, управленец)

тенденций и

формулирование принципов воздействие

практической деятельности на объективный мир и

в соответствии с этими законами) обратная связь («нащупывание»

объективных закономерностей)

ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР

А что такое «деятельность», как вообще наукой определяются типы-виды деятельности?

Деятельность есть условие существования человека, выживания и развития народа в постоянно меняющемся мире. Любое живое существо вообще должно как-то действовать, чтобы выжить в этом Мире. Содержанием любой деятельности является изменение человеком окружающего мира или самого себя в интересах выживания и развития. Осмысленная деятельность включает в себя обязательно: анализ окружающей среды (включая и угрозы выживанию и развитию), прогнозируемую цель, средства, результат и сам процесс достижения цели.

Как известно, вся деятельность человека, народа, общества может быть условно представлена четырьмя типами деятельности:

(1) познавательная (о ней мы говорили выше);

(2) материально-преобразовательная;

(3) нормативно-оценочная и

(4) деятельность общения.

Отметим очень важное для нас обстоятельство: деятельность общения пронизывает все остальные типы деятельности и является по своей природе информационной деятельностью.

Отметим, что деятельность общения с системно-логических позиций не является равнозначной коммуникативной деятельности. Последняя подразумевает просто передачу информации от А к Б. Или от Б к А. Без всякого учета взаимоотношений А и Б.

Деятельность общения [см.: 16] характеризуется тем, что происходит взаимообщение, т.е. информационное взаимодействие не равное «взаимнокоммуникативному» и предполагает тот или иной уровень взаимопризнания «законности» интересов и А и Б в этом общении. В любом случае деятельность общения предполагает отношение А к Б и Б к А как к личности, индивиду. И максимально эффективна эта деятельность бывает при условии не только признания «законности» наличия личных интересов А и Б, но и при учете этих интересов в самом процессе общении. В системе русской морали это называется «взаимоуважением».

Обратим сейчас внимание на (3) нормативно-оценочную деятельность людей. Она осуществляется с опорой на моральные законы (нормы) и общие правила (принципы) национальной морали. С позиций эти норм и принципов (моральных законов и правил) люди оценивают существующие и проектируемые взаимоотношения-взаимосвязи.

При этом, если весь спектр социальных (общественных) взаимоотношений представить как тип отношений, то их подтипами будут:

1.Социально-групповые - между членами нации, народа по поводу совместной жизни: семейная мораль, традиции и обычаи взаимоотношений внутри сословий, классов, социальных групп народа; поведение отдельного представителя народа и т.д.

2. Социально-экономические - между членами нации, народа по поводу совместной или индивидуальной хозяйственной жизни.

3. Социально-экологические - между членами нации, народа по поводу взаимосвязей с Природой.

4.Социально-политические - между членами нации, народа по поводу политической власти; оценка взаимоотношений «народ-госаппарат».

5. Межнациональные – между одним народом (нацией) и другим, традиции и обычаи взаимоотношений между людьми, представляющими разные народы одной страны, одного общества.

6. Международные - между одним народом (нацией) или несколькими народами одной страны и народами, нациями другой страны.

И первый вывод из рассмотренного следующий: в центре рассуждений находятся взаимоотношения-взаимосвязи народа (нации), т.е. социокультурные характеристики народа, его социокультурного потенциала.

Теперь вновь вернемся к познавательной деятельности, к познанию индивидом Мира и самого себя. (см.рис.2).

Уровни познавательной деятельности можно условно представить следующим образом: «чувственно-эмоциональный»(1), «рассудочно-рациональный»(2) и «научно-абстрактный» (3).

(3)

Рис.2 (2)

процесс

познания

(1)

Заметим, что процесс познания на первом, чувственно-эмоциональном уровне (и в значительной степени на втором уровне) характеризуется тем, что знаки языка перекодируются в какие-то чувственно окрашенные образы тех предметов, которые эти знаки обозначают. Словом, человек мыслит не знаками, а образами (см.рис. 2).

Система наук сегодня условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Естественные науки представляют собой совокупность наук о Природе. Общественные науки - наук об обществе, об исторически сложившихся формах совместной познавательной, материально-преобразовательной, нормативно-оценочной деятельностью и деятельностью общения. И порожденных этими типами деятельности определенных социальных, социально-экономических и т.д. (см. выше) взаимоотношений-взаимосвязей.

Второй вывод из наших рассуждений: общественные науки также имеют своим предметом деятельность и взаимоотношения-взаимосвязи людей, возникающие в процессе разнообразной деятельности (т.е. социокультурные характеристики людей, их социокультурного потенциала).

Гуманитарные науки (филология, культурология, искусство, история, психология, теория образования и т.д.).

Заметим, что философия (греч. - «мудрость») также является гуманитарной наукой, исследуя формы общественного сознания, мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека и народа (общества); изучая познавательное, социально-политическое, политико-экономическое, морально-ценностное, этическое, эстетическое и т.д. отношение людей к Миру. В эту науку входят (исторически) онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания),логика, этика, эстетика.

Обратим внимание, что и в этом случае речь идет о деятельности людей и их отношениях-взаимоотношениях-взаимосвязях. И это – третий вывод из наших рассуждений. И здесь опять речь идет о социокультурных характеристиках людей, их социокультурном потенциале.

Понятие «аспект» означает «точка зрения, взгляд на что-то».

Таким образом, можно кратко сказать, что понятие «гуманитарные аспекты» означает взгляды на что-то с позиции какой-то истории, культуры, какой-то системы идей, точки зрения с опорой на логику.

Напомним, что логика, этика, эстетика, мировоззрение, социально-политические, социально-экономические и социально-экологические и т.д. взгляды традиционно включаются в понятие «культура» в его широком значении.

Подход к каким-то предметам, явлениям, процессам с позиции культуры какого-то народа, с точки зрения представлений этого народа о жизненных ценностях, принципах поведения, с позиции содержания понятий, характерных для культуры (языка) какой-то нации (народа) мы обозначаем понятием «в парадигме национальной культуры» [греч. Paradeigma - пример, образец].

В парадигме русской, немецкой, британской и т.д. культур могут быть рассмотрены, например, содержания различных понятий. Например, содержание понятия «государства» в русской культуре отличается от этого понятия (их несколько) в англо-саксонской культуре. В парадигме русской культуры может быть рассмотрены и результаты приватизации, залоговых аукционов, воспитательные процессы и результаты образования и т.д.

А деятельность (социальная, политическая, экономическая, художественная, научно-техническая и т.д.), осуществляемая с целью обеспечения выживания и развития нации (народа), обозначается нами как «национально-ориентированная деятельность»

В конечном итоге можно сказать, что гуманитарные аспекты есть взгляды на что-то с позиции какой-то культуры и истории, т.е. с каких-то социокультурных позиций.

А в нашем случае, гуманитарные аспекты есть взгляды на что-то в парадигме русской культуры. И взгляды, в фокусе которых находятся, как мы доказали выше, во-первых, та или иная деятельность и возникающие в результате этой деятельности взаимоотношения-взаимосвязи между людьми. Во-вторых, деятельность, описываемая в парадигме русской культуры и направленная в итоге на формулирование каких-то итоговых национально-ориентированных умозаключений.

Этим «что-то» в нашем случае является «информационная безопасность».

Информация представлена нами тремя типами «сведений-сигналов» (далее названия даны чисто условно, рабочие):

1) метаинформация – сигналы-сведения передаваемые на клеточном уровне материей на ее «языке»;

2) «аппаратная» информация - сигналы-сведения передаваемые от одного технического устройства к другому на «аппаратном языке»;

3) «образно-языковую» информация («человеческая информация») - сигналы-сведения передаваемые от человека к человеку (от людей к людям) на языке, понятном человеку и отражающие результат работы сознания и подсознания человека (включая и информацию, передаваемую и воспринимаемую человеком с помощью технических устройств).

Эта информация воспринимается сознанием и подсознанием человека в виде каких-то образов предметов, процессов, действий и включает в себя сигналы, отражающие чувственно-эмоциональные, рациональные и научные «сведения» естественного, общественного, гуманитарного и технического характера.

Таким образом, «гуманитарными аспектами информации» в их широком смысле являются взгляды с позиции деятельности и взаимоотношений людей на метаинформацию, аппаратную информацию и «человеческую». Строго говоря, это результат «работы» сознания и подсознания людей по восприятию, переработки и распространению всей разнообразной информации с социокультурных позиций в парадигме какой-то национальной культуры.

В этом пособии мы ограничивается лишь той «человеческой» информацией, которая:

(1) описывается языком (терминами, понятиями) гуманитарных и общественных наук в парадигме русской культуры и воспринимается сознанием и подсознанием людей в виде соответствующих образов;

(2) инициирует и стимулирует мыслительную (познавательную), предметно-материальную и оценочную деятельность, деятельность общения людей, принадлежащих к русской культуре;

(3) ведет в итоге к возникновению в процессе этой деятельности каких-то взаимоотношений-взаимосвязей между людьми.

Кратко говоря, речь идет об информации, описываемой с социокультурных позиций нации или индивида, принадлежащих к русской культуре, т.к. предметом, общим для этих наук, как мы уже показали, являются деятельность и взаимоотношения-взаимосвязи между людьми, возникающие в ходе этой деятельности.

Это значит, что мы будем далее вести речь об определении предмета нашей дисциплины в ее узком значении. Хотя, разумеется, с социокультурных позиций может быть осмыслен и весь спектр информации (метаинформация, естественная, техническая и т.д.).

В широком смысле «безопасность субъекта, объекта» есть такое состояние защищенности субъекта (объекта) от различных угроз, при котором ему не угрожает опасность. В реальной жизни субъект (объект) подвержен различным угрозам, которые могут быть классифицированы по их основным типам (источникам): природные, техногенные, социальные и политические.

С системной точки зрения безопасность субъекта (объекта), как системы, характеризуется таким состоянием своих внутренних взаимосвязей-взаимоотношений (своих составных частей) и такими внешними взаимосвязями-взаимоотношениями с окружающей его средой, которые вследствие каких-то защитных мер не несут опасность его существованию, угрозы его выживанию и развитию.

Теперь перейдем к определению более узкого содержания понятия «безопасность», ограничившись узким подходом ко всему спектру угроз и их источников.

Выделим из информационного потока «образно-языковой» информации ту его часть, которая содержит социокультурную информацию, а из источников этой информации только информацию, исходящая от социальных и политических субъектов. Напомним, что эта информация инициирует и мотивирует познавательную, оценочную, материально-преобразовательную деятельность и «чисто информационную» деятельность общения, которая пронизывает первые три типа деятельности. И именно в процессе деятельности и возникают какие-то взаимоотношения-взаимосвязи индивида со внешней средой и с самим собой.

С учетом изложенного, социокультурной (по содержанию) и враждебной индивиду (по своим целям) является информация, исходящая от социальных и политических субъектов, которая подрывает безопасность индивида:

во-первых, путем разрушения его способности самостоятельно мыслить, а, следовательно, самостоятельно действовать (определять свои цели, направления и способы их достижения) и оценивать эти действия и возникающие в их процессе взаимоотношения самостоятельно, с позиции национальной культуры, ее моральных и интеллектуальных ценностей;

во-вторых, путем инициировании и стимулирования такой деятельности и таких возникающих при этом взаимоотношений-взаимосвязей индивида, которые ведут его к саморазрушению (умственному и нравственному, и/или физическому), к самоликвидацию.

А поскольку индивид всего является неделимой частью народа (социальной системы), постольку такая внешняя инициация его деятельности ведет в конечном итоге и к саморазрушению всего народа.

Понятно, что безопасность системы есть состояние динамическое, а не стационарное, т.к. внутренняя и внешняя среда постоянно изменяются. Поэтому, рассуждая с самых широких позиций, мы может сказать, что безопасность народа, как необходимое для выживания и развития народа условие, есть динамическое состояние его защищенности от различных угроз его внутренним и внешним взаимосвязям-взаимоотношениям, обеспечиваемое какими-то мерами безопасности.

В случае информационной безопасности народа – защищенность, прежде всего того, на чем основывается объединение членов нации в какую-то общую социальную систему, что являет собой качество этой социальной системы, что выделяет ее из ряда аналогичных, т.е. основ внутренних и внешних взаимосвязей народа от информационных угроз (важнейшая часть социокультурного, т.е. морального и интеллектуального потенциала народа).

Как известно, основами взаимосвязей-взаимоотношений народа являются нормы и принципы морали (нравственные ценности и нравственные ориентации, включающие в себя национальные обычаи и традиции) и законодательные акты государства.

Обычай - традиционно установившиеся правила общественного поведения; национальные традиции - то, что унаследовано народом от предшествующих поколений (образ жизни, образ действий, идеи, взгляды, вкусы и т.д.), это и обычаи бытовой, повседневной жизни (т.е. исторически установившийся порядок, правила повседневного поведения в быту, соблюдаемые абсолютным большинством представителей данного народа).

«Социокультурная информационная безопасность нации», таким образом, есть такое обеспечиваемое какими-то мерами динамическое состояния защищенности основ внутренних и внешних взаимосвязей народа, которое (1) сохраняет духовный (социокультурный) потенциал ее членов от враждебных попыток изменения их сознания и подсознания, (2) не допускает инициирования враждебными социальными и политическими субъектами деятельности представителей этой нации, подрывающей внутренние и внешние взаимосвязи-взаимоотношения нации, обеспечивающие ее выживание и развитие, ведущей к самоликвидации (духовной и физической) индивида и нации [5;11; 18; 19; 34; 41].

Вспомним в этой связи классическое правило военной стратегии: «Лучшая оборона это наступление». И назовем субъектов опасных информационных угроз «информационным агрессором».

«Информационная агрессия» есть борьба между глобальными группировками спербогатых людей планеты и национальными государствами, между государствами или между классами внутри государства, которая ведется за установление господства глобальных группировок, государства, класса путем подрыва социокультурного потенциала и переформатирования сознание и подсознание конкретных групп населения чужой или своей страны и стимулирования деятельности этих групп (народов, наций, иных социальных групп), ведущей к их самоликвидации (физической и/или духовной) [подробнее см.: 41; 43; 44].

Повторим: познавательная деятельность включает в себя обязательно анализ окружающей среды (включая и угрозы выживанию и развитию), прогнозируемую цель, средства, результат и сам процесс достижения цели.

В итоге наших рассуждений мы может сделать вывод о предмете нашей дисциплины «Гуманитарные аспекты информационной безопасности» в узком и рабочем для нас его значении.

«Гуманитарные аспекты информационной безопасности» - учебная дисциплина:

(1) выявляющая и изучающая информационные угрозы социокультурному потенциалу нации и закономерности переформатирования информационным агрессором сознания и подсознания членов нации в целях ее самоликвидации,

(2) прогнозирующая опасные последствия реализации различных информационных угроз,

(3) вырабатывающая практические рекомендации по предотвращению, локализации и устранению ущерба, причиненного этой информационной агрессией и

(4) формулирующая цели, содержание, средства, результат активного информационного и иного воздействия на информационного агрессора и тех групп населения, которые попали под его влияние

Таково содержание первого, рабочего понятия, давшего название нашей дисциплины. Заметим, что оно сформулировано логическим путем, т.е. логически обосновано, и будет уточняться нами в последующих логических рассуждениях.

«Логика». Под «логикой» обычно подразумевают науку о способах доказательств и опровержений или совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений и т.д.

С системно-логических позиций, когда мы ставим задачу постижения реальности (истины), того, как и каким образом наши высказывания будут соответствовать самому предмету, тогда логику можно представить как науку о выявлении неявного из высказываний, как науку об истине. Науку, опирающуюся на базовую аксиому: что невозможно логически, то не существует эмпирически.

Основателем логики считается Аристотель. Различают индуктивную и дедуктивную логику, а в последней — классическую, интуиционистскую, конструктивную, модальную и др. Особое значение имеет математическая логика.

Понятия, выводимые из такого понимания логики, будут иметь следующие содержания: «логичный» - вполне закономерный, разумный, последовательный. «логический»: (1) последовательный в рассуждениях, умозаключениях или (2) разумный, внутренне закономерный.

«Логику» и «логичность» следует отличать от «логистики» и не использовать термин «логистичный», происходящий от «логистика». Дело в том, что термин «логистика» (от англ. logistics — материально-техническое снабжение) используется в предпринимательстве и означает контроль за всеми видами деятельности и взаимоотношений, связанными с закупкой ресурсов для производства и доставкой готовой продукции покупателю, включая необходимое информационное обеспечение этих процессов. Логистика также координирует взаимоотношения всех членов системы снабжения и распределения.

«Сознание», сознавание – «… состояние сознающего что-то. Сознание - сознание себя, полная память, состояние человека в здравом смысле своем, могущего отдать отчет в своих действиях; сознательный поступок - смысл и свобода отчетливой воли, поступок, сделанный с полным пониманием, со ЗНАНИЕМ дела…»

«Мыслить» – «…думать, размышлять, судить умом, про себя, доходить своим умом до истины; способность мыслителя: обдумывать, обсуждать дело основательно, со всех сторон; убедившись в истине, признать или понять ее, изменить прежнее мнение свое..».

Так эти понятия представлялись русским людям (см. у В.И.Даля). Сознание, способность мыслить представлялась русским людям как проявление (1) наследственности (генетическая предрасположенность, задатки), (2) семейного воспитания и обучения, (3) внесемейного (дошкольного, школьного и т.д.) образования и (4) жизненного опыта.

На Руси считалось, что эта способность может быть разной и задается при рождении. Но лишь находясь на определенном уровне развития способности думать, мыслить человек приобретает возможность самостоятельно думать. И только от него и внешних сил зависит, воспользуется ли он этим. Те из думающих, которые способны донести свои мысли, быть понятыми (хотя бы частично) обычным людям, признавались мыслящими, мыслителями.

Русский народ полагал, что люди имеют разные способности думать и развитая способность мыслить не даётся изначально и обретается далеко не всеми. Народ, не заботящийся о развитии у своих детей этой способности, обречен на деградацию. Характерным показателем этого является отношение к нравственным лидерам, их авторитетность у народа, его молодежи. К лидерам, которые своим примером задают нормы взаимоотношений между людьми, отношений к власти, природе, материальным и духовным предметам, явлениям…

На Руси считалось, что «…нравственность - одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.); ко нраву относятся воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму - разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, морали и мышления образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку.

Нрав человека - природный, прирожденный, естественный, поскольку всяк родится с известными наклонностями, расположеньем; и выработанный, сознательный и возрожденный, насколько человек успел согласовать в себе сердце и думку. То же свойство целого народа, населенья, племени, не столько зависящее от личности каждого, сколько от условно принятого; житейских правил, привычки, обычая.

Не то хорошо, что хорошо, а то, что нравно. Нравственный – противоположный телесному, плотскому - духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало - к умственному относится «истина» и « ложь»; к нравственному «добро» и «зло».

Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской - первая требует только строгого исполненья законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога.

Нравоученье есть ученье о нравственности; нравственная философия; всякое честное поученье, наставленье к добру, особенно как заключение при обдумывании событий, как вывода из какого-либо случая, рассказа. Сухие нравоучения детям докучают…»

Без понятий нравственности само понятие «мышление» выхолащивается и утрачивается осмысление народом, человеком происходящего с ним и вокруг него, т.к. исчезают ориентиры оценки фактов, событий процессов, опоры в осмыслении внешнего мира и самого себя.

В этой связи обучение не связанное с воспитанием («образование» у русских = обучение+воспитание) готовит для страны не свободных, мыслящих индивидуумов с развитой системой нравственных координат, а безнравственных дегенератов с интеллектом (мыслительными способностями) на уровне физиологии таракана. Словом, создает основу «нового общества» с идеологией потребления, пронизывающего все сферы жизни этого общества. А ученым остается лишь констатировать дальнейшее снижение «правильно-думающих».

Корни такого подхода русских лежат в тех идеях, которые они исповедовали многие тысячелетия. Ведическая культура, являющаяся исторической основой русского мировоззрения, основана на том понимании, что все мы живем в трёх телах, - в трёх связанных друг с другом голографическим принципом образовательных информационных системах: в физическом теле, в теле своего народа и в теле Вселенной, которая является материальным проявлением Всевышнего.

Каждый из нас играет важную роль клетки (ткани, органа) как в теле народа, так и в гигантском космическом теле. Чтобы достичь духовного совершенства, человек должен: 1) научиться поддерживать своё физическое тело здоровым и умение правильно (т.е. логически) мыслить; 2) поддерживать здоровые, нравственные отношения в теле народа; 3) поддерживать экологическое равновесие с Природой.

Такое ведическое восприятие мира является, как сказали бы сегодня, эколого-социальным мышлением. Оно абсолютно укладывается как в лоно современной науки, так в лоно всех существующих ныне религий.

«Святость» – здоровое состояние психики. Это состояние, когда человек перестает противопоставлять свои интересы интересам окружающих, когда он действует в гармонии С самим собой и окружающим миром и как его (Его) ЧАСТЬ. Это и есть состояние С-ЧАСТЬ-Я, вернуться в которое нормальный человек всегда стремится. Смысл жизни всех сотворённых существ - в наслаждении (все тянутся к радостям жизни и избегают боли); смысл ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ жизни – в достижении высшего уровня наслаждения в состоянии С-ЧАСТЬ-Я – эмоционального и деятельного единения с миром в любви.

Но не все люди такие. Есть и те, которые, как считается в ведизме, идут на службу «Темным силам, теневым братьям», становятся на путь демонизма, проверяя «на прочность» взаимоотношения людей (в семье, в роде, в профессиональном сообществе).

Демонизм – это не тип тела, а состояние сознания, которое развивается у человека при сосредоточении внимания только на приобретении материальных вещей, для индивидуального наслаждения в чем-то негативном для народа и его самого, без развития «чистых» взаимоотношений с другими. В то время как нравственное восприятие мира развивается через направленность сознания на развитие бескорыстных возвышенных отношений с каждым живым существом.

Согласно Рамаяне, могущественный демон Равана внешне был очень красив, хорошо образован, но поступки его были ужасны, выдавая его внутренний мир. В записанной 5 тысяч лет назад в Индии, Бхагавад-Гите, в 16 главе, которая называется «Божественные и демонические натуры» даётся подробное определение демонов: «Люди демонической природы не знают, что можно делать, а что делать нельзя. Им не свойственны ни чистота, ни благонравие, ни правдивость. Они говорят, что мир – нереален, что у него нет основы, нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового влечения, и у него нет иной причины, кроме вожделения. Убеждённые в этом, потакая лишь своему вожделению, лишённые разума и потерянные для себя, самодовольные и дерзкие, опьянённые гордыней, демоны поглощены греховной пагубной деятельностью, ведущей к уничтожению мира. Введённые в заблуждение ложным эго, силой, гордыней, вожделением и гневом, демоны ненавидят Бога, который пребывает в их телах и в телах всех остальных живых существ, и разрушают истинную религию…».

Ведизм, например, считает, что каждая часть тела должна исполнять свои функции. Но если с головою проблемы, другие части тела не могут действовать полноценно. Их обязанность – вылечить голову, взять «лекарство» (совесть, нравственность, умение логически мыслить или растительные препараты при физических заболеваниях) и устроить «противопаразитарную» чистку от дурных идей, целей, интересов, болезней. И затем, восстановив духовный иммунитет и здоровый обмен веществ, руководствуясь чистым и ясным логическим сознанием-мышлением вернуться к исполнению своих повседневных обязанностей члена семью, рода, профессионального сообщества, мыслителя.

Это положение применимо как индивиду по отношению к самому себе, так и к народу в отношениях к человеку с начинающей «дуреть» головой (только начинающих впадать в дикость, в невежество, в «потребительский дебилизм»; с перешедшими уже на сторону демонов людьми отношения народа строятся уже иначе).

«Понятийное логическое мышление» есть ни что иное, как способность и умение индивида систематизировать информацию и использовать адекватные ситуации научные, рациональные и/или моральные понятия для логически обоснованных суждений о:

(1) сущности объекта, процесса, явления;

(2) причинах этих процессов и явлений;

(3) целостной картине ситуации с ее оценкой по какой-то вертикальной шкале (этической, экономической (финансовой), карьерной, «имиджевой» и т.д.) и

(4) последствиях этих процессов, явлений (прогноз).

Например, оценивая так: «безнравственный, морально низкий – терпимый – высокоморальный»; «низкий – высокий - очень высокий»; «дешевый – дорогой - очень дорогой»; «не модный, старье,–модный, современный - очень модный, высший класс»…

«Аналитическое мышление» – вид понятийно-логического мышления. Суждения выносятся так же, как и при понятийно-логическом, но при преобладании у индивида «аналитического мышления» все (факты, ситуации, идеи, целостная картина) включается в какую-то таблицу фактов, ситуаций, идей, «расфасованных» по какому-то абстрактному основанию. Основанию, удобному аналитику для последующего анализа, исследования, сравнения, прогнозирования и т.д. При этом на «финансовый вес» или «имиджевый» ранг (стоимость, зарплату, должность, место в списке специалистов и т.д.) внимание обращается далеко не в первую очередь.

Например, оценивается так: «справедливо для отдельных (таких-то) лиц – справедливо для такой-то группы лиц – справедливо для большинства народа»; «общее – особенное - единичное»; «тип – категория – род – вид» и т.п.

В дальнейшем мы, употребляя понятие «понятийное логическое мышление», будем подразумевать и его «аналитический» вид.

Те, кто обладают понятийным логическим мышлением (как и у «логиков-аналитиков»), как правило, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы. У тех, кто не обладают таким мышлением, планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, как правило, что виноваты в неудачах окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

В обычной жизни сформировать понятийное логическое мышление чрезвычайно трудно. Оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая «понятийная пирамида» формировалась в советской школе. Первоочередная роль в развитии понятийного логического мышления принадлежит литературе, истории, логике (ранее преподавалась в советских школах), математике и физике.

Такими же важным, закладывающим понимание всеобщих и наиболее общих законов развития и построенном на системно-деятельностном подходе, было и полноценное преподавание природоведения, ботаники, зоологии, анатомии… От них в нынешней школе остались только «презентации» (т.е. краткий пересказ в картинках).

Словом, принцип научно-понятийно-логической подачи информации полностью заменен калейдоскопом меняющихся картинок, «винегретом» без всякой логики. Человек, не имеющий понятийного логического мышления, легко поддается манипулированию.

«Фрагментарное (клиповое) сознание». Это ни что иное, как неспособность и неумение индивида систематизировать информацию и использовать адекватные ситуации научные, рациональные и/или моральные понятия для логически обоснованных суждений о: (1) сущности объекта, процесса, явления; (2) причинно-следственных связях этих процессов и явлений; (3) целостной картине ситуации и (4) последствиях этих процессов, явлений (прогноз).

Это - «болезнь» современного человека, выросшего под воздействием рекламы, операций информационной войны, намеренной деградации системы образования и т.д. Возникает такое сознание в результате зафрагментированности «диска» (мозга) информационным мусором. Человек уже не может обобщать данные и строить из них единую последовательность.

Большинство таких людей не помнят длинные тексты. Они не видят связи между разделенными по времени историческими событиями (как и между событиями современной жизни), потому что понимают их образно и фрагментами. Научившись мыслить клипами, человек стал складывать мозаику общей картины из мелких кусочков. Теперь у него нет времени отойти от созданной картины, и посмотреть на неё издалека, чтобы увидеть картину целиком.

Это очень серьезная и опасная проблема современного человека. У него возникает патологическая неспособность сконцентрировать внимание на определенной цели в течение длительного времени, сохранить интерес и внимание  к предмету познания, исследования.

Человек начинает мыслит дискретными, обрывочными конструкциями, образами, моделями. В этом ему помогают «средства мозгового истощения», продвигающие парадигму «клипового мышления», когда на человека сыплется бесконечный вал маленьких, фрагментарных, удобоваримых информационных пакетов. У человека нет времени обработать этот информационный пакет, «встроить» его в свою систему мировосприятия. Он просто «проглатывает» его, этот «информационный фаст-фуд» и не очень задумывается о том, зачем вообще этот «пакет» ему нужен.

Сегодня у человека с детства формируется привычка воспринимать мир и самого себя посредством короткого и ярко-эмоционального посыла, воплощенного в виде видеоклипа, получать информацию «пульсами», короткими пакетами, не фокусируясь на идеях, а лишь на каких-то часто примитивных, но привлекательно выглядящих образах.

Между этими фрагментарными информационными пакетами нет никакой взаимосвязи. Они совершенно разобщены и зачастую не представляют никакой самостоятельно ценности. Но человек продолжает накапливать эту информацию, в надежде, что так он станет умнее и будет лучше разбираться в том, что происходит. Обман заключается в том, что главную ценность представляют не сами информационные пакеты, а взаимосвязи-взаимоотношения между ними, т.е. то, что является качеством.

Иначе говоря, человека лишают основ системного логического мышления, потому, что этих взаимосвязей обывателю как раз никто и не дает, и давать не собирается, т. к. именно они могут дать хоть сколько-нибудь новую и ценную информацию о мироустройстве, о фактах, процессах. Словом, позволить человеку сделать какие-то системные выводы и принять какие-то самостоятельные решения. 

Для продвижения в сознание человека этой фрагментарности в комплекте с привлекательными образами, «речевками-лозунгами» (типа «права человека – главное», «СССР – плохое государство», «Ты достойна этой прокладки», «Эта автомашина – символ успешного делового человека», «Татуировка – круто и современно», «Однополый брак – символ раскрепощения, признак свободной личности» и т.д.) в сознание молодого человека (и это главное!) закладываются и готовые решения, которые он должен принять, опираясь на этот информационный пакет. Должен потому, что человек не может принять никаких самостоятельных решений в виду отсутствия у него достаточной для этого информации.

Чаще всего такой человек с радостью проглатывает готовое решение, к которому его так незаметно и тщательно подталкивают. Таким образом, создается иллюзия «свободы выбора», когда человек делает именно то, что от него хотят, но при этом он думает, что выбрал это сам.

Фрагментарное, клиповое мышление – это очень эффективный инструмент управления. Эффективный потому, что человек, не обладающий целостным, системным мышлением не может принимать самостоятельные решения, выходящие за рамки того стандартного набора готовых решений, вложенных ему в голову каким-то манипулятором.

Такой человек не опасен для манипулятора,  ибо предсказуем: он всегда будет делать то, что ему говорят, будет благодарным и покорным рабом, так как он не представляет себе, как жить вне пределов своей клетки.

Чрезвычайно важным для манипуляторов последствием формирования такого сознание является обнаруженный аналитиками психологический феномен:

1) человеку с фрагментарным сознанием уже не важно, что ту или иную информацию можно проверить, что есть критерии ее оценки и т.д.; он уже просто не хочет этого делать, принимая ее на веру, а верование есть верование (оно в доказательствах не нуждается);

2) такой «верующий» начинает придумывать сам «новые» доказательства правоты манипулятивного вымысла, дезинформации, фрагмента из «нейтральной» информации. То, что они полностью бредовые или сработаны на бездумное «заглатывание», для него не важно. Он начинает чувствовать себя талантливым мыслителем, гениальным человеком, а все аргументы против такой информации начинают восприниматься как нападки на него лично, как «злостный подрыв его индивидуальности и творческой личности».

Был человек, а стал зомбированый индивид. И толпа для очередного «евромайдана» готова. Вот почему так важно научить человека мыслить понятийно-логически, системно, аналитически. Вот почему так важны учебные дисциплины, формирующие такое мышление.

Дальнейшее изложение этой темы нами не мыслится без благодарности тем, чьи работы нами были использованы. Это исследователи ораторского искусства и информационного противоборства В.JI.Артемов и С.И.Попов, А.И.Фурсов и С.Г.Кара-Мурза, П.Н.Федосеев и Л.К.Лебедев, философы А.А.Зиновьев и Д.А. Гусев.