4. Укоренение нравственных ценностей и моральных правил -
«души» русского народа
Напомним, что нравственные ценности и моральные правила утверждаются в народе личным примером их пропагандистов-лидеров и общественным мнением народа, которое одобряет эти примеры и эти нравственные нормы, и принципы (общие правила).
Но следует обратить внимание и на то, что те или иные нравственные нормы и принципы морали усваиваются людьми еще и потому, что это им выгодно: именно они обеспечивают выживание и развитие нации в данной природно-географической, социальной и политической среде.
И здесь особая роль:
1. Системы образования, разъясняющей эти нормы и принципы, особую важность трудовой морали (начиная с детского возраста).
2. СМИ, рекламирующих и популяризирующих в новой исторической обстановке новые нормы и принципы нравственности, связывая их с национальными.
3. Законодателей, совершенствующих национальное законодательство так, чтобы:
(а) простым гражданам стало выгодно быть правопослушными, соблюдать законы,
(б) судопроизводство становилось все более независимым и неподкупным и абсолютному большинству чиновникам стало бы выгоднее исполнять разумные законы, чем их нарушать,
(в) экономика (отчетность, сделки, доходы, статистика и т.д.) становилась все более «прозрачной» для общества и государства (и это было бы выгодно бизнесу), а достойные доходы граждан все более увязывались с их трудовыми усилиями, т.е. людям стало выгодно трудиться добросовестно и качественно.
Понятно, что достойные доходы в каждой стране выражаются различными цифрами, но трудовую мораль (а не бандитскую или мораль попрошаек и воров) в любой стране укрепляет то, что за честный и квалифицированный труд человек может содержать жену с маленьким ребенком, в обозримом будущем купить дом или квартиру (по своим доходам), получить качественную медицинскую помощь и качественные образовательные и бытовые услуги и т.д.
Словом, разумные, воспринимаемые народом как справедливые и честные, законы, общекультурное, нравственное, правовое и профессиональное просвещение народа, жесткое применение законов и адекватное толкование их духа в соответствии с нравственными нормами (т.е. работа исполнительной, судебной власти, МВД и СМИ), личная примерность правящей группировки в соблюдении национальной морали и ее забота о своей стране, беспощадная антикоррупционная политика, возвращающая гражданам доверие к госаппарату – важнейшие условия и модернизации национальной морали и прогресса страны в целом.
В своих размышлениях, не претендующих на абсолютную истину, мы исходили из того, что ценность – философское и социологическое, экономическое и политологическое понятие. Рассматривая ценность философски мы полагаем, что это - особая человеческая, общественная (социальная), политическая, общекультурная и т.д. значимость какого-то реального или метафизического феномена, явления».
Речь идет о чем-то очень важном для человека, нации, общества, которое может быть и предметом, и взаимосвязью-взамоотношением, каким-то нематериальным феноменом, и т.д. При этом ценности делятся на «предметные» и «субъектные».
Если речь идет, например, о ценном для народа артефакте, объекте или предмете культуры, «святом месте», конкретных очень важных взаимосвязях-взаимоотношениях между людьми, взаимосвязях с Природой и пр., оцениваемых с позиции добра и зла, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного, истины или заблуждения (ошибки), красоты или безобразия, то мы говорим о «предметных ценностях» как объектах ценностного отношения всей нации, народа.
Когда речь идет о способах и критериях, нормативных представлениях, с помощью которых производится процедура оценки в указанных понятиях (зло-добро, справедливо-несправедливо, красиво-безобразно и т.д.), которые закреплены в сознании человека, нации, общества, сотрудников госаппарата (т.е. закрепленные в культуре страны в качестве нравственных понятий, правил морали), то тогда мы говорим о «субъектных ценностях».
В ценностях выражены предельные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных обществ, групп и личностей.
Каждая исторически конкретная форма обустройства страны (общества и государства, природно-географической среды страны и ее материально-технической и информационной базы) характеризуется вполне конкретным набором и иерархией в системе ценностей и соответствующему ей образу жизни различных социальных групп, приемлемому для всего народа.
Заметим, что не все, что стало обычаями и традициями русского народа заслуживает поддержки и уважения. Столетия романовского крепостного права, десятилетия жестоких репрессивных законов в СССР в период его становления наложили свой отпечаток на обыденную мораль русского народа.
В ней есть и преклонение перед Западом (вбито при правлении Петра и далее), и снисходительное отношение к воровству госсобственности, и покорность начальству, и зависть, и т.д. Сегодня много чего в нашей морали считается моральным. И самоотверженность и грандиозность замыслов вместе с разгильдяйством, и творчество вместе с халтурой, гордость за свою Отчизну и какой-то комплекс неполноценности …
Но есть и та сердцевина, которая составляет суть высшего уровня русской нравственности, Русской Культуры с ее высшими ценностями (не «как жить», а «для чего жить»). Носителями этих ценностей является народ, а утверждает их своим примером (и «выталкивает» из группы настоящих, стоящих людей, из народа тех, которые эти ценности игнорируют) элита народа, нации, т.е. та группа членов нации, которая приняла на себя ответственность за выживание и развитие своего народа.
В русской культуре в элиту входят люди всех сословий, профессий, классов, которые в силу своих моральных качеств и профессионального умения делать свое дело являются авторитетными в своих сословиях, профессиях или у всего народа. И люди русской культуры никогда не путали элиту с временщиками, захватившими власть или с выскочками, нажившими себе богатства, титулы, звания, высокое социальное положение нечестными и несправедливыми путями.
Эта «ценностная», духовная система (в отличие от потребностей, предпочтений, интересов и т.д.) является наиболее высоким и эффективным уровнем социальной и политической регуляции. В этой духовной системе закреплены те критерии, которые исторически признанные данной нацией, обществом, социальной группой.
На их основе и развертываются более конкретные и специализированные системы, организации и институты (отсюда «вырастает» форма и режим государственного устройства; и нормативные регуляторы: нравственные нормы, моральные обычаи и традиции, законы государства; и соответствующие общественные институты) и сами целенаправленные действия людей как индивидуальные, так и коллективные, отстаивающие эти ценности, реализующие их в практических делах и внедряющие их в сознание молодого поколения и т.д.
Усвоение «субъектных ценностей» и есть то, что называется основой и формирования личности, и поддержания нормативного порядка в обществе, и сохранения нации (ее духовной безопасности, прежде всего как защиты содержания «предметных» и «субъектных» ценностей нашей русской культуры, цивилизации). Вновь повторим, что эти «предметные и субъектные ценности» есть то идейное, духовное и душевное ядро, которое реализуется в национальном образе жизни, в национально-ориентированном законодательстве, в институтах национально-ориентированного государства, в стойкости в битвах за свою Отчизну и т.д. Такое же отношение к ценностям и у других народов и их элит.
«Ценностные ориентации» - усвоенные личностью, семьей, социальной группой, народом ценности. Это - элементы внутренней структуры личности, его нравственность и правила морали, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, очень существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации, если говорить кратко, это - образцы поведения, стандарты деятельности, обычаи, которые соответствуют ценностям народа.
В идеале, в основе системы ценностных ориентаций личности лежат нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения (правила морали), соответствующие тем или иным конкретно историческим нравственным ценностям данной Культуры.
Но такими ценностями и ценностными ориентациями, которым вдруг стали поклоняться отдельные люди, могут быть и ценности другой культуры, и вообще «антиценности». Поэтому-то у любой нации, в любом национально-ориентированном госаппарате:
- традиционные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия конфессий, СМИ, государственного попечения, художественного творчества;
- чуждые национальной культуре ценности и «антиценности» вытесняются (различными способами) вместе с их носителями из общественной жизни народа, из госаппарата или из страны. Или уничтожаются вместе с носителями (и такое бывало в истории).
Ценностные ориентации, оказавшиеся тем или иным путем в подсознании и закрепленные на этом уровне, являются самыми действенными, «трудно стираемыми» стимуляторами какой-то деятельности, воли человека. Но, разумеется, при хорошем уровне образования или практического опыта такими действенными являются и ориентации, закрепленные на уровне сознания личности. Ориентации определяют направленность волевых усилий, внимания, интеллекта и проявляются в том или ином его «образе жизни».
С позиций национально-должного мы может отметить, что устойчивая и непротиворечивая система ценностных ориентаций во многом и обусловливает такие качества личности, как надёжность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, цельность, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели.
Противоречивость в этой системе приводит к ненадежности человека в совместных делах, непоследовательности в поведении. А вот неразвитость этой системы выражается в инфантилизме, господстве над человеком внешних стимулов, эффективности воздействия объекта стремления на потребности самого человека, в манипулируемости этого человека.
Из сказанного видна значимость образования, самовоспитания и уважительного (или брезгливого) отношения к национальным ценностям. Значительная часть людей любой нации ценности, стандарты поведения, представления и злом и добром, должном и истинном усваивает на подсознании, «автоматически», без включения активной деятельности не очень развитого (здесь и возраст, и отсутствие способностей, и ориентация на иные ценности, и т.д.) уровня сознания. В этом «автоматическом» процессе усвоения очень важны чувства и эмоции, личные переживания и жизненный опыт («бытие определяет сознание»).
Как замечал X.Ортега-и-Гассет, любое серьезное изменение усвоенных подсознанием людей традиционных национальных ценностей (самовоспитанием, под внешним влиянием) ведет к идейно-культурному разобщению нации, к ее общей социальной и политической дезориентации, к возникновению вместо нации «массового общества» потребителей.
Таким образом, если кому-то нужно изменить государственное устройство, растворить нацию в других народах, завоевать страну, то это может быть с успехом сделано путем изменения ценностных ориентаций граждан: тех, кто руководит государством, тех, кто составляет духовную элиту нации (или является объектом подражания для масс), тех, кто населяет данную страну…
Напомним, что с позиций системного структурно-функционального анализа [по Парсонсу; см. 31] организующим центром социальной системы - социальной группы, народа, страны (здесь – народа и госаппарата) является согласие в ценностях и значениях (в оценках), придаваемое тем или иным явлениям в рамках данной культурной системы (важнейшие из них: в моральной сфере - согласие членов организации, или членов общества, если речь идет о нем, по поводу того, чем является Добро и Зло, что является Честным и Справедливым во взаимоотношениях членов организации или граждан страны между собой, во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными в организации, в политической сфере – согласие членов общества со справедливостью и честностью принимаемых законов, взаимоотношений между органами власти и гражданами).
Т. Парсонс исходил из того, что все функции подчинены главным образом поддержанию состояния равновесия системы, сохранению ее гомеостазиса.
Гомеостазис [ греч. homoios подобный + stasis стояние, расстановка] - совокупность сложных приспособительных реакций системы, направленных на устранение или максимальное ограничение воздействия различных угроз из внешней или внутренней среды, нарушающихотносительноединамическое постоянствовнутренних взаимосвязей системы и ее элементов; сохранениекачества системыза счет ее адаптации, интеграции, противостояния внешним и внутренним угрозам.
Главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы, полагал Т.Паpсонс, является процесс социализации индивидов, в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения регулируются при помощи социального контроля. И, в крайнем случае, когда речь идет уже об умышленном причинении Зла людям, о вызывающе-циничном попрании национальной морали в «регулирование» должны вмешиваться и госорганы.
- Глава I. Гуманитарные аспекты информационной
- Глава II. Базовые понятия системной логики,
- Глава III. Понятие о законах формальной логики, их принципах
- Глава IV. Адекватность, важность и своевременность,
- Глава I. Гуманитарные аспекты информационной
- 1.Основные понятия «Гуманитарных аспектов информационной
- 2. Мысль, мышление и способности
- 3. Мышление и язык
- 4. Укоренение нравственных ценностей и моральных правил -
- 5. Рекомендации по повышению эффективности
- Глава II. Базовые понятия системной логики,
- 1. Мысль, мышление и образование
- 2. Базовые понятия системной логики и их объяснение
- 3. Базовые системно-логические операции по определению
- 4. Поиск истины: правила поиска, типы
- 2) Не истинные.
- 5.1. Введение «координат»: место, дата, время и условия
- 5.2. Мера и соизмеримость: выявление манипуляций с цифрами
- 6. Манипулятивные приемы разрушения
- 1.Манипуляция с числами для искусственного создания расплывчатых, не поддающихся измерению величин для внушения людям необходимых манипуляторам образов, взглядов, идей.
- 4. Воздействие на сознание и подсознание людей больших чисел для внушения индивиду нужных манипуляторам мыслей, образов, идей.
- 7. Поиск истины аксиоматическим методом
- Глава III. Понятие о законах формальной логики, их принципах
- 1. Законы формальной логики
- 1.1. Закон «Тождества» и его принципы
- 1.2. Закон «Непротиворечия» и его принципы
- 1.3. Закон «Исключенного третьего», его принципы
- 2. Нация: самосознание, информация и истина
- 3. Закономерности национального мышления и истина
- 4. Логический закон «Достаточного основания»
- 5. Закономерности русского рационального мышления
- 6. Общеметодический подход к реализации рационального
- Глава IV. Адекватность, важность и своевременность,
- 1. Адекватность, важность и своевременность, точность, полнота
- 2. Критерии оценки точности и полноты информации
- 3. Искажение информации и дезинформация.
- 4. Экспресс-критерии возможного манипулирования
- 5. Выявление неискренности, дезинформации,