Исмаилизм
Обычно исмаилизм связывают с личностью ага-хана, хотя он и не признан духовным главой этого движения.
Исмаилизм возник в результате реформы шиизма, предпринятой Исмаилом, старшим сыном шестого имама шиитов — Джафара. Однако Исмаил, умерший в 751 г., за четырнадцать лет до смерти своего отца, не мог быть имамом. Сторонники Исмаила не признали седьмого и последующих имамов, оставаясь приверженцами своего правителя, которого они считали «седьмым скрытым имамом».
Как и любое исламское течение, исмаилизм касается лишь духовной сферы. Он был причастен к власти во времена династии Фатимидов с 973 г. по 1171 г. Сегодня движение исмаилитов не носит политического характера, однако их община очень сплоченна и имеет большое влияние на экономику. Многие исмаилиты занимают видное положение на предприятиях различных стран: Великобритании, Португалии, Бельгии, стран Восточной Африки, Канады и даже Франции. Ага-хан лично контролирует многие фирмы, и его состояние внушительно.
Духовное влияние исмаилитов выходит далеко за пределы их движения. Возможно, по-этому иногда говорят, что всего насчитывается около 10 млн. исмаилитов. В действительности их количество, видимо, несколько превышает 1 млн., хотя точных статистических данных, или официальной переписи не существует.
Исмаилиты делятся на два направления:
• мусталиты, выходцы из Йемена, эмигрировавшие в Гуйрат в Индии в XI в. Их называют также «бохра». Численность мусталитов — около 300 тыс. человек. Они делятся на три потока, один из которых базируется в Йемене. У индийских мусталитов есть свой университет около Бомбея;
• низариты, которые признают имамом ага-хана. Многие из них живут в горных районах Центральной Азии: 250 тыс. — в Афганистане, в районе Бамиана, 120 тыс. — в Таджикистане, 80 тыс. — в Китае, в Ксин Жианг (Синкианг), 120 тыс. — в Сирии, 80 тыс. — в Иране, 250 тыс. — в различных районах Индии и Пакистана, не считая около сотни тысяч низаритов, разбросанных по различным странам мира.
Как и все движения шиитского толка, исмаилизм признает власть имама, духовного главы и «Божественной эманации». По традиции исмаилитов каждый имам назначается его предшественником, который передает ему Божественную власть. Это назначение переходит чаще всего по наследству. Так, современный ага-хан является 49-м имамом низаритов-исмаилитов, это внук предшествующего имама, мавзолей которого находится в Асуане, в Верхнем Египте.
Духовная роль имама значительна, так как он является представителем Бога на Земле в человеческом облике. Это существо высшего порядка, которое служит посредником для душ в их общении с Богом. В своих проповедях имам (в данном случае — ага-хан) дает духовные наставления верующим и руководит ими. Можно отметить, что исмаилиты рассматривают классический ислам как элементарную форму духовной жизни и поэтому без колебаний называют себя мусульманами. Однако, как считают исмаилиты, помимо простейших форм религиозной жизни существует тайная, эзотерическая доктрина, называемая «батиния», аналогичная доктрине некоторых движений суфиев. Доступ к эзотерическому знанию, которого требуют исмаилиты, позволяет им придать своей религии больше внутреннего смысла и рационализма. Этим объясняется то, что предписания Корана не носят для них строго обязательного характера и воплощаются в жизнь символически. Исмаилиты-низариты довольствуются обычно двумя молитвами в день, не соблюдают пост рамадана, не отказываются от вина и рекомендуют моногамию. Они могут признавать в символическом смысле Али, зятя пророка, в которого верят другие диссиденты шиизма — алавиты. Исмаилиты, таким образом, совершенно не склонны к фанатизму и легко соглашаются на диалог с другими религиозными направлениями. Они никогда не прибегают к прозелитизму, чем частично объясняется их сравнительно небольшая численность.
Добавим, что исмаилиты Индии (ходжа) заимствовали элементы индуизма. Иногда в ходе истории широта взглядов исмаилитов стоила им преследований со стороны мусульман, строго соблюдающих традицию.
- Содержание
- Введение
- Общая характеристика ислама
- Принципы ислама
- 1.2 Коран
- Исламский календарь
- 2. Направления в исламе
- Коран, Слово Божье
- Комментарии, сделанные пророком и его соратниками (хадисы)
- Толкование Корана и его комментарии
- Халифат
- 2.1 Суннизм
- 2.2 Шиизм
- Исмаилизм
- Алавиты и друзы
- Шиитская секта Ахли Хакк
- 2.3 Хариджизм
- Практика ислама
- 3.1 Братья-мусульмане
- 3.2 Суфизм
- 3.3 Мусульманские ордена
- Накшбандия
- «Черные мусульмане»
- Ахмадия
- 4. Искажение ислама в ваххабизме
- 4.1 Ваххабитская догматика
- 4.2 Стандартная схема действий
- 4.3 Кто придумал "ваххабитов"?
- 4.4 Учебный курс - где и как делают настоящих "ваххабитов"
- Вербовка
- От новобранца к амиру - обучение
- Заключение