logo
Лекция Навравления в Исламе

2.1 Суннизм

Среди приверженцев ислама, насчитывающих около 900 млн. человек, объединенных единой верой, неизбежно возникают различные течения.

В суннизме эти различия находят свое отражение в четырех направлениях, которые отличаются лишь сравнительно второстепенными положениями, касающимися философии, права или форм молитвы. Эти направления, или обряды, названия которых происходит от имени их основателя, можно расположить в хронологическом порядке следующим образом:

• ханафиты;

• маликиты;

• шафииты;

• ханбалиты.

Все эти направления регламентируют правовые положения мусульман на основе четырех принципов, приведенных ниже в порядке их важности:

• Коран;

• традиция, или сунна (откуда название «суннизм»);

• аналогия с юридически сходными случаями;

• консенсус общины.

Именно незначительные разногласия в толковании двух последних пунктов отличают эти направления. Так, например, маликиты полагают, что консенсус общины выражается в консенсусе ученых-богословов («улама»), а ханафиты допускают индивидуальную трактовку, если она направлена на благо общины. Они часто ссылаются на соответствующие аналогии. Шафииты акцентируют внимание на сунне и считают, что консенсус достигается тогда, когда существует согласованность всех обрядов. Индивидуальное суждение отвергается. Ханбалиты (количество которых незначительно), как и маликиты, придают большое значение консенсусу улема.

Незначительная деталь позволяет узнать маликитов во время молитвы: только они и шииты держат руки опущенными вдоль тела, в то время как другие обряды требуют, чтобы руки были положены на грудь, при этом левая рука поддерживает правую.

Различия в обряде не являются проблемой для мусульман: каждый может посещать богослужение, совершаемое по другим обрядам.

С географической точки зрения, четыре направления распределяются по странам следующим образом:

• ханафиты: Ирак, Сирия, Афганистан, Пакистан, Индия, Турция, Китай и Египет;

• маликиты: Египет (особенно Верхний Египет), Северная Африка и черная Африка

(за исключением Восточной Африки);

• шафииты: Нижний Египет, Восточная Африка, Иордания, южная часть Аравии, Индонезия и

Юго-Восточная Азия;

• ханбалиты: Саудовская Аравия (ваххабизм — его ответвление).

Эти различия в обрядах в суннизме практически не оказывают влияния на религиозный быт мусульман.

Разнообразие ислама проявляется скорее в различии между суннизмом и шиизмом, с одной стороны, и, главным образом (как мы увидим дальше в главе о религиозной практике), между более или менее мистическими концепциями религии. Поэтому, обратившись сейчас к основным характеристикам шиизма и хариджизма, вернемся позже к различным формам религиозной практики ислама, в частности в общинах.