2.1 Суннизм
Среди приверженцев ислама, насчитывающих около 900 млн. человек, объединенных единой верой, неизбежно возникают различные течения.
В суннизме эти различия находят свое отражение в четырех направлениях, которые отличаются лишь сравнительно второстепенными положениями, касающимися философии, права или форм молитвы. Эти направления, или обряды, названия которых происходит от имени их основателя, можно расположить в хронологическом порядке следующим образом:
• ханафиты;
• маликиты;
• шафииты;
• ханбалиты.
Все эти направления регламентируют правовые положения мусульман на основе четырех принципов, приведенных ниже в порядке их важности:
• Коран;
• традиция, или сунна (откуда название «суннизм»);
• аналогия с юридически сходными случаями;
• консенсус общины.
Именно незначительные разногласия в толковании двух последних пунктов отличают эти направления. Так, например, маликиты полагают, что консенсус общины выражается в консенсусе ученых-богословов («улама»), а ханафиты допускают индивидуальную трактовку, если она направлена на благо общины. Они часто ссылаются на соответствующие аналогии. Шафииты акцентируют внимание на сунне и считают, что консенсус достигается тогда, когда существует согласованность всех обрядов. Индивидуальное суждение отвергается. Ханбалиты (количество которых незначительно), как и маликиты, придают большое значение консенсусу улема.
Незначительная деталь позволяет узнать маликитов во время молитвы: только они и шииты держат руки опущенными вдоль тела, в то время как другие обряды требуют, чтобы руки были положены на грудь, при этом левая рука поддерживает правую.
Различия в обряде не являются проблемой для мусульман: каждый может посещать богослужение, совершаемое по другим обрядам.
С географической точки зрения, четыре направления распределяются по странам следующим образом:
• ханафиты: Ирак, Сирия, Афганистан, Пакистан, Индия, Турция, Китай и Египет;
• маликиты: Египет (особенно Верхний Египет), Северная Африка и черная Африка
(за исключением Восточной Африки);
• шафииты: Нижний Египет, Восточная Африка, Иордания, южная часть Аравии, Индонезия и
Юго-Восточная Азия;
• ханбалиты: Саудовская Аравия (ваххабизм — его ответвление).
Эти различия в обрядах в суннизме практически не оказывают влияния на религиозный быт мусульман.
Разнообразие ислама проявляется скорее в различии между суннизмом и шиизмом, с одной стороны, и, главным образом (как мы увидим дальше в главе о религиозной практике), между более или менее мистическими концепциями религии. Поэтому, обратившись сейчас к основным характеристикам шиизма и хариджизма, вернемся позже к различным формам религиозной практики ислама, в частности в общинах.
- Содержание
- Введение
- Общая характеристика ислама
- Принципы ислама
- 1.2 Коран
- Исламский календарь
- 2. Направления в исламе
- Коран, Слово Божье
- Комментарии, сделанные пророком и его соратниками (хадисы)
- Толкование Корана и его комментарии
- Халифат
- 2.1 Суннизм
- 2.2 Шиизм
- Исмаилизм
- Алавиты и друзы
- Шиитская секта Ахли Хакк
- 2.3 Хариджизм
- Практика ислама
- 3.1 Братья-мусульмане
- 3.2 Суфизм
- 3.3 Мусульманские ордена
- Накшбандия
- «Черные мусульмане»
- Ахмадия
- 4. Искажение ислама в ваххабизме
- 4.1 Ваххабитская догматика
- 4.2 Стандартная схема действий
- 4.3 Кто придумал "ваххабитов"?
- 4.4 Учебный курс - где и как делают настоящих "ваххабитов"
- Вербовка
- От новобранца к амиру - обучение
- Заключение