logo
Лекция Навравления в Исламе

4.1 Ваххабитская догматика

Православным христианам, которые встречались с "ваххабитами", иногда бросалось в глаза то, что их обычаи внешне сходны с христианскими; они отличают "ваххабитов" от традиционных мусульман. Это же замечают и традиционные мусульмане, в быту часто принимающие православных за "ваххабитов".

Так, один кавказский мусульманин-традиционалист, услышав, что православные приветствуют друг друга касанием правых щек, что православные священники носят длинные волосы, и что у православных считается неприличным играть в карты, курить и т.п. сказал - "Теперь понятно, "ваххабиты" это все придумали, чтобы легче завоевать Россию".

Еще больший интерес представляют некоторые "ваххабитские" догматы. По сути, это даже не догматы, а постоянно внедряемые идеи, без принятия которых, как правило, невозможно принятие и "ваххабизма" в целом. Так, в частности, говорится, что изначально не было никакого единого "Писания", Корана, но что Аллах диктовал Мухаммаду непосредственно в моменты его озарения.

Говорится, что такие же "кораны" были даны всем народам, но что только арабы смогли сохранить его в неизменности, из чего следует "ваххабитская" непреложная "истина": во всем имеют первенство арабы и арабское. На практике все это позволяет "ваххабитам" устанавливать контакт с приверженцами любой религии. Так, с христианами они любят порассуждать об общем "авраамическом наследии". Но под разнообразием и гибкостью этих рассуждений скрыто языческо-экуменическое утверждение, что все религии молятся одному "богу". Другое интересное "ваххабитское" утверждение: природа вещей определяется их физическими характеристиками. То есть жители бывшего Союза слышат произнесенное в новом "мусульманском" духе родное "бытие определяет сознание". "Ваххабиты" склонны и к завуалированному отрицанию духовного мира - "демоны не живут в идолах, демоны - плод вашего сознания".

Еще одной основой "ваххабизма" является утверждение, что любой человек, рассуждая логично, сам неизбежно придет к единобожию, а, следовательно, и к "ваххабитскому шариату". В дальнейшем эта любовь к логике доходит у последователей "единобожия" до замены веры в бога (Аллаха) и доверия к шариату, верой в человеческий разум. "Ваххабит" привыкает к тому, что высший показатель истинности в шариатском праве есть логический вывод, хотя "ваххабитам" внушается весьма своеобразная логика. Например, из утверждений "все, поклоняющиеся Аллаху - мусульмане" и "истинные мусульмане только «ваххабиты»" делается вывод: "в одном случае должно рассматривать мусульманами всех, считающих себя таковыми, в другом – только «ваххабитов»".