Халифат
Создание халифата восходит к начальному этапу ислама. Слово «халиф» в буквальном переводе с арабского означает «заместитель», «преемник». Сначала оно применялось к трем первым преемникам пророка. Некоторые мусульмане, как уже говорилось ранее, считали, что выбор халифа должен осуществляться с учетом компетентности и моральных качеств, в то время как другие отдавали предпочтение потомкам пророка. Процедура введения в должность халифа не была установлена, и в течение веков использовались различные варианты.
Начиная с VII в. Омейяды1 ввели династический принцип и, чтобы придать еще больший вес своей власти, издали декрет, согласно которому халиф считался представителем на Земле Бога, а не пророка. Уточнялось, что халиф не может быть сыном женщины неарабского происхождения. После падения династии Омейядов Аббасиды учредили в Багдаде халифат, доступ в руководство которым был открыт потомкам семьи пророка. Халифат был перенесен в Египет и оставался там до 1517 г., когда он перешел в руки Селима Грозного, турецкого султана из Стамбула. Халифат был упразднен Ататюрком в 1929 г., после того как в 1924 г. его роль была сведена к роли символа исламской солидарности.
Однако турецкая верховная власть Оттоманов никогда не устанавливалась в Марокко, султан которого был наследником халифа Омейяда Кордовского, правившего в Андалузии в 758 г. по пришествии к власти Аббасидов. Следовательно, можно полагать, что султан Марокко
— последний халиф, он является главой верующих, но его власть не выходит за пределы его султаната.
В течение двенадцати веков основной обязанностью халифа было духовное управление общиной верующих, однако эти функции часто смешивались с функциями султана — политического главы. В частности, это характерно для шиитского ислама, где имам выполняет политико-религиозные функции, которые охватывают и функции халифа.
Легко представить, какие непреодолимые трудности политического характера возникли бы в наше время при любой попытке установить халифат для всего мусульманского мира. Однако именно эту надежду питают мусульмане-фундаменталисты, которые видят единство ислама в подчинении религиозному закону.
- Содержание
- Введение
- Общая характеристика ислама
- Принципы ислама
- 1.2 Коран
- Исламский календарь
- 2. Направления в исламе
- Коран, Слово Божье
- Комментарии, сделанные пророком и его соратниками (хадисы)
- Толкование Корана и его комментарии
- Халифат
- 2.1 Суннизм
- 2.2 Шиизм
- Исмаилизм
- Алавиты и друзы
- Шиитская секта Ахли Хакк
- 2.3 Хариджизм
- Практика ислама
- 3.1 Братья-мусульмане
- 3.2 Суфизм
- 3.3 Мусульманские ордена
- Накшбандия
- «Черные мусульмане»
- Ахмадия
- 4. Искажение ислама в ваххабизме
- 4.1 Ваххабитская догматика
- 4.2 Стандартная схема действий
- 4.3 Кто придумал "ваххабитов"?
- 4.4 Учебный курс - где и как делают настоящих "ваххабитов"
- Вербовка
- От новобранца к амиру - обучение
- Заключение