logo
Лекция Навравления в Исламе

Халифат

Создание халифата восходит к начальному этапу ислама. Слово «халиф» в буквальном переводе с арабского означает «заместитель», «преемник». Сначала оно применялось к трем первым преемникам пророка. Некоторые мусульмане, как уже говорилось ранее, считали, что выбор халифа должен осуществляться с учетом компетентности и моральных качеств, в то время как другие отдавали предпочтение потомкам пророка. Процедура введения в должность халифа не была установлена, и в течение веков использовались различные варианты.

Начиная с VII в. Омейяды1 ввели династический принцип и, чтобы придать еще больший вес своей власти, издали декрет, согласно которому халиф считался представителем на Земле Бога, а не пророка. Уточнялось, что халиф не может быть сыном женщины неарабского происхождения. После падения династии Омейядов Аббасиды учредили в Багдаде халифат, доступ в руководство которым был открыт потомкам семьи пророка. Халифат был перенесен в Египет и оставался там до 1517 г., когда он перешел в руки Селима Грозного, турецкого султана из Стамбула. Халифат был упразднен Ататюрком в 1929 г., после того как в 1924 г. его роль была сведена к роли символа исламской солидарности.

Однако турецкая верховная власть Оттоманов никогда не устанавливалась в Марокко, султан которого был наследником халифа Омейяда Кордовского, правившего в Андалузии в 758 г. по пришествии к власти Аббасидов. Следовательно, можно полагать, что султан Марокко

— последний халиф, он является главой верующих, но его власть не выходит за пределы его султаната.

В течение двенадцати веков основной обязанностью халифа было духовное управление общиной верующих, однако эти функции часто смешивались с функциями султана — политического главы. В частности, это характерно для шиитского ислама, где имам выполняет политико-религиозные функции, которые охватывают и функции халифа.

Легко представить, какие непреодолимые трудности политического характера возникли бы в наше время при любой попытке установить халифат для всего мусульманского мира. Однако именно эту надежду питают мусульмане-фундаменталисты, которые видят единство ислама в подчинении религиозному закону.