logo
Лекция Навравления в Исламе

1.2 Коран

Именно архангел Гавриил (Джебраил по-арабски), посланец Аллаха, передал Мухаммеду Божественный текст Корана. Это Откровение передавалось последовательно и по частям в течение 23 лет: 13 лет — в Мекке и 10 лет — в Медине.

Неизвестно, в каком именно порядке были поведаны различные главы текста. Третий халиф Осман, из-за боязни разногласий между переписчиками, распорядился составить единый образцовый текст на основе документов, имевшихся у его предшественников, а потом эти документы уничтожить. Именно этот текст Корана признается истинным.

Официальная форма Корана, признанная всеми мусульманами, содержит 114 глав («сур»), состоящих из стихов («аятов»), количество которых в разных сурах различно. В Коране суры располагаются таким образом, что сначала идут самые большие, а в конце — самые короткие. Исключением является первая сура — «Фатиха» («Пролог»):

«Во имя Бога милостивого и милосердного, хвала Богу, властителю двух миров, милостивому и милосердному, владыке дня Страшного Суда, Тебе мы поклоняемся, к Тебе взываем о помощи, наставь нас на праведный путь — путь тех, кого Ты облагодетельствовал, а не тех, кто навлек на себя Твой гнев, и не тех, кто впал в заблуждение».

Вторая сура — более длинная (286 стихов). Она озаглавлена «Корова», так как в ней упоминается о приказании, данном Богом Моисею, принести в жертву корову. Большинство предписаний, касающихся совершения культа, собраны в этой суре.

Третья сура — «Семья Имрана», содержит 200 стихов; четвертая — «Женщины» — 175 стихов и т.д. до 114 («Мужчины»), в которой лишь б стихов.

Западный читатель, читающий Коран в переводе, удивляется хаотическому нагромождению текста, в котором смешаны без какой-либо логической связи, как в Ветхом Завете Библии, призывы морального характера, юридические положения, назидательные рассказы и т. д. Однако главная притягательная черта Корана — поэтическая красота языка. С этой точки зрения Коран неподражаем и является истинным чудом.

Некоторые положения Корана, несомненно, прогрессивные для арабского общества VII в., сегодня кажутся анахронизмом, по крайней мере, для человека западной культуры. Например, Коран регламентирует отношения между хозяином и рабом, и допускает применение закона возмездия (око за око, зуб за зуб). Что касается правил в отношении женщины, то они задуманы для защиты ее в обществе, в котором господствует мужчина, и кажутся устаревшими, если рассматривать их с точки зрения равноправия мужчины и женщины.

Строгое соблюдение Корана в нынешнюю эпоху неизбежно вступает в противоречие с современным развитием нравов. Поэтому мусульманские фундаменталисты и отвергают западное общество, которое, по их мнению, развращает человечество, отдаляет его от Корана.

Однако ислам признает, что Коран не регламентирует все детали жизни в обществе: то, что не запрещено или не рекомендуется, оставляется на свободное суждение каждого.