logo
Лекция Навравления в Исламе

Общая характеристика ислама

Трудно найти религию, которая бы так моделировала общество, как ислам. Иной раз, достаточно посмотреть несколько кадров фильма, чтобы понять, что страна, в которой он снят, - мусульманская: это и одежда мужчин и женщин, и минарет мечети, и арабское письмо, и множество признаков, не оставляющих места сомнениям. Однако возможна и ошибка, так как обычно ислам связывают с арабским миром и Средним Востоком. Если бы тот же фильм снимали на Яве или у китайцев гуи, не говоря уже об американских черных мусульманах, исламское окружение было бы менее четким.

Видимая печать ислама на самых разных сферах общества объясняется тем, что это тотальная религия, затрагивающая все моменты личной жизни и жизни коллектива. С этой точки зрения ислам можно сравнивать с христианством того периода, когда законы и нравы общества ориентировались исключительно на вероучение церкви. Сегодня все мусульманские страны в большей или меньшей степени ориентируются на ислам, даже если между ними существуют значительные различия в трактовке того, что они берут за образец. Наоборот, многие государства христианской культуры отказались от непосредственной связи с церковью, даже если их культура испытала ее сильное влияние. Поэтому вполне очевидно, что ислам полностью принимается только там, где он господствует. Однако, реальность такова, что около 75% мусульман, то есть 660 млн. из 900 млн., живут всего лишь в 36 странах, где ислам преобладает. Иначе говоря, приверженцев ислама в других 130 странах очень мало или почти нет. В них при общем количестве населения 2600 млн. человек насчитывается только 55 млн. мусульман, то есть несколько больше 2%. Кроме того, географическое распространение ислама весьма компактно, он повсеместно не затрагивает ни Америку, ни Европу, а в Африке присутствует лишь на севере от экватора. Только в Азии находятся наиболее крупные центры. Почти половина мусульман мира живет в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш и Индии. Ислам дает этим различным народам чувство принадлежности к одной общине (умме), которая объединяет верующих, несмотря на различия их культур.

Чтобы принять ислам, необходимо выполнить простые формальности: вступающий очищается путем омовения (например, принимает душ) и произносит со всей искренностью фразу, выражающую символ веры, которая называется «шахада».

Однако выйти из ислама намного труднее. По Корану, тот, кто отрекается от ислама, заслуживает смерти. По-видимому, известный стих из Корана: «Нет принуждения в отношении религии» - означает лишь то, что нельзя насильно обращать неверных. Ислам предусматривает для некоторых из них статус защищенного, называемый «дхимма», который отдает предпочтение приверженцам религий «Книги», главным образом евреям и христианам, по сравнению с идолопоклонниками, какими являются, например, анимисты. Однако порядок мусульманской общины нарушаться не должен. Это означает, в частности, что немусульманин в стране ислама не является таким же гражданином, как другие. Иногда ему более или менее заметно дают почувствовать аномальный и прискорбный характер его положения.

Ситуация значительно меняется в зависимости от страны. В Северной Африке, главным образом в Марокко и Тунисе, принципы непринуждения строго соблюдаются. В ваххабитских странах (Саудовская Аравия и Катар), наоборот, не может быть речи о том, чтобы допустить наличие в них церкви или синагоги. Более того, запрещено совершать мессу или любой другой обряд в частном помещении. Нетерпимость доходит до запрета рождественской еды в ресторанах. Разумеется, даже умеренное потребление алкоголя исключается для всех, в том числе и для немусульман. Эти различия в обращении с немасульманами объясняются такими особенностями суннитского ислама, господствующего среди мусульман, как отсутствие в нем духовенства, а, следовательно, централизованной религиозной власти. В этой ситуации важное место в трактовке принципов ислама отводится авторитетным знатокам Корана, «улама», и руководителям мечетей, имамам и эти трактовки могут значительно отличаться друг от друга.