2.3 Хариджизм
Хариджизм — третье основное направление ислама после суннизма и шиизма. Количество его приверженцев незначительно и составляет менее 1% мусульман (сунниты составляют 88 %, а шииты 11 %).
Историческая роль хариджизма тем не менее важна. Слово «харидж» буквально означает «выступающий». Можно предположить, что речь идет о выходе из суннизма — самого многочисленного формирования ислама. Однако вероятнее, что это слово соотносится со стихом из Корана, где добропорядочный мусульманин покидает свое поле, чтобы выступить на защиту религии.
Движение хариджитов зародилось во время битвы при Саллине, когда некоторые мусульмане отказались от третейского суда, на который согласился Али. Сам Али был убит несколько позже, в 661 г., хариджитом в мечети Куфа в Ираке. Таким образом, хариджиты приобрели репутацию непримиримых. В начале истории ислама некоторые из них, азракиты, оказались опасными экстремистами. Они совершали, в частности, убийства мусульман, в том числе женщин и детей, которые не разделяли их взглядов.
Сегодня нет ни одного азракита, а все хариджиты принадлежат к ветви ибадитов (также пишут «абадиты»), которые более терпимы.
Хариджиты сохранились в нескольких отдельных пунктах исламского мира: на юге Алжира (в Мзабе, вокруг Гхардайя и в Уаргла), в Тунисе (на острове Джерба), в Ливии (джебел Нефуза), на острове Занзибар в Танзании, а также в султанатах Оман и Маскат. Хариджизм исповедуют многие берберы. По-видимому, их привлекло вероучение, которое отвечало их национальному сепаратизму.
Что касается вероучения хариджитов, то их ригоризм проявляется в некоторых убеждениях, которые не разделяются всеми мусульманами:
• именно добрые дела доказывают искренность и истинность верования. Следовательно, человек, совершающий серьезные злодеяния не может считаться истинно верующим;
• осуждение на адские мучения носит окончательный характер: Бог не может не выполнить своих обетований и своих угроз. Напротив, некоторые мусульмане-нехариджиты считают, что нет предела милосердию Божью и что пребывание в аду, возможно, будет временным.
Однако нетерпимость по отношению к другим мусульманам иногда сочетается странным образом с совершенно противоположным отношением к другим «людям Книги» — иудеям и христианам. Некоторые хариджиты даже полагают, что пророк был послан исключительно для арабов.
С точки зрения политики, немногочисленность хариджитов вынуждает их прибегать к китману, то есть сокрытию убеждений в случае серьезной опасности.
Вопрос о назначении имама во главе общины решается хариджитами очень демократично: даже раб другой расы может быть избран имамом, если он обладает требуемыми качествами. Он становится тогда всемогущим как военный предводитель, судья и богослов. Но его незамедлительно смещают, если он не соблюдает догматов. Хариджизм допускает, что община может существовать и без имама.
Хариджиты имели наибольшее могущество в период до XII в., когда Каируан, расположенный в Тунисе, был их столицей. Им принадлежит большая заслуга в исламизации черной Африки, особенно народов Нигера и Нигерии — хаусса, пеуль и канури.
- Содержание
- Введение
- Общая характеристика ислама
- Принципы ислама
- 1.2 Коран
- Исламский календарь
- 2. Направления в исламе
- Коран, Слово Божье
- Комментарии, сделанные пророком и его соратниками (хадисы)
- Толкование Корана и его комментарии
- Халифат
- 2.1 Суннизм
- 2.2 Шиизм
- Исмаилизм
- Алавиты и друзы
- Шиитская секта Ахли Хакк
- 2.3 Хариджизм
- Практика ислама
- 3.1 Братья-мусульмане
- 3.2 Суфизм
- 3.3 Мусульманские ордена
- Накшбандия
- «Черные мусульмане»
- Ахмадия
- 4. Искажение ислама в ваххабизме
- 4.1 Ваххабитская догматика
- 4.2 Стандартная схема действий
- 4.3 Кто придумал "ваххабитов"?
- 4.4 Учебный курс - где и как делают настоящих "ваххабитов"
- Вербовка
- От новобранца к амиру - обучение
- Заключение