Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей
Религия оказывает влияние на этнические отношения. Этнос — это устойчивая социальная общность людей, выступающая, в зависи мости от стадии исторического развития, в виде рода, племени, народ ности, нации. Эти общности находятся в сложном взаимодействии с религией. С одной стороны, направление эволюции верований, куль та, религиозных институтов во многом зависело от этнических про цессов, которые обусловили, например, формирование типов рели гий — родоплеменных, народностно-национальных, мировых. С другой стороны, религиозный фактор оказывал влияние на развитие рода, племени, народности, нации, религиозная принадлежность могла вы ступать в качестве одного из признаков этноса. Родоплеменные религии стихийно вырастают из общественных условий жизни рода и племени, срастаются с этими условиями, освя щают данные типы этноса. Для этих религий особенно характерен культ предков и племенного вождя, выражающий генетическое, кров нородственное единство. При первобытно-общинном строе этнос со впадал с соответствующей религиозной общностью.
Народностно-национальные религии (иудаизм, индуизм, даосизм, синтоизм, сикхизм и др.) отражали условия (экономические, полити ческие и пр.) существования данной народности и нации, срастались с этими условиями, сакрализовывали указанные историко-стадиальные типы этносов. Тем самым выражалась идея «особой» исторической миссии этноса, его независимости и суверенитета. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) возникли в пе риоды великих исторических поворотов, образования «мировых им перий» и отразили разнородные общественные отношения, образ жизни многих регионов, разных общественных групп. Их носителями были представители различных классов, сословий, этносов, поддан ные разных государств, а проповедь носит межэтнический, космопо литический характер. Однако в конкретных исторических условиях различные направления мировых религий приобретали этническую окраску. Мировые религии в их этнических вариантах имеют тенден цию к идентификации этнической и религиозной принадлежности, к сакрализации данного этноса. В условиях рабовладения и феодализма существовала, как правило, относительная однородность религиознос ти данного этноса (народности). При капитализме создаются возмож ности для распространения среди представителей данной нации раз ных вероисповеданий. Однако тенденция к идентификации этничес кой и религиозной принадлежности сохраняется.
Религия может выполнять в моноконфессиональном этносе этно- интегрирующую (объединения данного этноса) и этнодифференци- рующую (отделения от других этносов), а в поликонфессиональном — дезинтегрирующую функции. В определенных условиях она может укреплять этническое, национальное самосознание, в то же время (в большей мере это относится к родо-племенным и народностно-на- циональным религиям) может способствовать формированию этно центризма, служить фактором изоляции и обособления данного этноса от других. Нередко религиозность соединяется с идеей этнической ис ключительности, с национализмом, шовинизмом, а национальная рознь усиливается рознью религиозной.
Семинарское занятие №3
Тема: Понятие и признаки светского государства
Цели и задачи семинарного занятия: выявить особенности и определяющие свойства светского государства и теократического государства; определить существенные признаки (критерии) светского государства; рассмотреть условия отделения религиозных объединения от государства; дать характеристику политико-правовым документам ведущих конфессий современной России; изучить различные модели взаимоотношений государства и религиозных объединений.
- Вопрос 1: Основы теории религии
- 2. Частные теории происхождения религии
- Вопрос 2: сущностные характеристики религии
- Вопрос3: религиозное сознание
- Вопрос 4: функции и роль религии
- Вопрос5: религия как общественная подсистема
- Вопрос1: эволюция, формы и черты религиозного сознания Тенденции эволюции и отмирания религиозного сознания
- Формы религиозного сознания
- Вопрос2: эмоционально-чувственные компоненты религиозной трактовки морали
- Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей
- Вопрос1: Характеристика свойств светского государства
- Вопрос2: политико-правовые аспекты взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений Система правового регулирования государственно-религиозных отношений в современной России.
- Роль государственных институтов в реализации отношений между государством и религиозными объединениями в современной России
- Вопрос3: нормативно-правовая база религиозной политики в Российской Федерации
- Вопрос4: взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений
- Вопрос1: возникновение буддизма
- Легенда о Будде
- Учение Будды Возникновение учения
- Вопрос2: основные идеи и направления буддизма
- Основные направления буддизма
- Вопрос3: буддизм в Китае, Индокитае, Шри-Ланке
- Современный буддизм в Китае
- Буддизм в Шри-Ланке История проникновения буддизма
- Развитие буддизма
- Современное состояние
- Вопрос4: ламаизм
- Этические нормы Ламаизма
- Вопрос2: идейные предшественники христианства
- Вопрос3: формирование Нового Завета и возникновение христианского богословия
- Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
- Вопрос1: социально-политическая обстановка в Аравии накануне зарождения ислама
- Вопрос2: мусульманское вероучение и культ
- Вопрос3: основные направления в исламе
- Вопрос4: исламские регионы России
- Вопрос1: исламский «ренессанс» в политической жизни мирового сообщества
- Вопрос2: особенности цивилизационного развития исламского мира
- Вопрос1: возникновение и формирование Танаха
- Вопрос2: Талмуд как основа законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс верующих евреев
- Вопрос3: система философских взглядов Каббалы
- Вопрос4:кодекс еврейского права- «Шульхан – Арух»
- Вопрос5: роль иудаизма в современном политическом процессе Израиля
- Вопрос1: возникновение, эволюция и основные направления индуизма
- Вопрос2: индуизм в политической жизни современной Индии
- Вопрос3: духовные и цивилизационные основы индийского общества
- Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»
- Вопрос2: новые религиозные движения в России
- Вопрос3: формирование и развитие представлений о свободе совести Свобода совести и отношения государства и церкви до 1917 г.
- Свобода совести и отношения государства и церкви при Советской власти
- Новое законодательство о свободе совести
- Вопрос1: утверждение ислама среди башкир
- Вопрос2: политика царского правительства в Башкортостане в XVI-XVII вв.
- Вопрос3: февральская революция 1917 года и демократизация государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане
- Вопрос5: политика государственной власти Республики Башкортостан на современном этапе – равенство всех религиозных организаций
- Вопрос1: религия, традиции, опыт и национальный характер в политической культуре общества