logo search
ИР

Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей

Религия оказывает влияние на этнические отношения. Этнос — это устойчивая социальная общность людей, выступающая, в зависи мости от стадии исторического развития, в виде рода, племени, народ ности, нации. Эти общности находятся в сложном взаимодействии с религией. С одной стороны, направление эволюции верований, куль та, религиозных институтов во многом зависело от этнических про цессов, которые обусловили, например, формирование типов рели гий — родоплеменных, народностно-национальных, мировых. С другой стороны, религиозный фактор оказывал влияние на развитие рода, племени, народности, нации, религиозная принадлежность могла вы ступать в качестве одного из признаков этноса. Родоплеменные религии стихийно вырастают из общественных условий жизни рода и племени, срастаются с этими условиями, освя щают данные типы этноса. Для этих религий особенно характерен культ предков и племенного вождя, выражающий генетическое, кров нородственное единство. При первобытно-общинном строе этнос со впадал с соответствующей религиозной общностью.

Народностно-национальные религии (иудаизм, индуизм, даосизм, синтоизм, сикхизм и др.) отражали условия (экономические, полити ческие и пр.) существования данной народности и нации, срастались с этими условиями, сакрализовывали указанные историко-стадиальные типы этносов. Тем самым выражалась идея «особой» исторической миссии этноса, его независимости и суверенитета. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) возникли в пе риоды великих исторических поворотов, образования «мировых им перий» и отразили разнородные общественные отношения, образ жизни многих регионов, разных общественных групп. Их носителями были представители различных классов, сословий, этносов, поддан ные разных государств, а проповедь носит межэтнический, космопо литический характер. Однако в конкретных исторических условиях различные направления мировых религий приобретали этническую окраску. Мировые религии в их этнических вариантах имеют тенден цию к идентификации этнической и религиозной принадлежности, к сакрализации данного этноса. В условиях рабовладения и феодализма существовала, как правило, относительная однородность религиознос ти данного этноса (народности). При капитализме создаются возмож ности для распространения среди представителей данной нации раз ных вероисповеданий. Однако тенденция к идентификации этничес кой и религиозной принадлежности сохраняется.

Религия может выполнять в моноконфессиональном этносе этно- интегрирующую (объединения данного этноса) и этнодифференци- рующую (отделения от других этносов), а в поликонфессиональном — дезинтегрирующую функции. В определенных условиях она может укреплять этническое, национальное самосознание, в то же время (в большей мере это относится к родо-племенным и народностно-на- циональным религиям) может способствовать формированию этно центризма, служить фактором изоляции и обособления данного этноса от других. Нередко религиозность соединяется с идеей этнической ис ключительности, с национализмом, шовинизмом, а национальная рознь усиливается рознью религиозной.

Семинарское занятие №3

Тема: Понятие и признаки светского государства

Цели и задачи семинарного занятия: выявить особенности и определяющие свойства светского государства и теократического государства; определить существенные признаки (критерии) светского государства; рассмотреть условия отделения религиозных объединения от государства; дать характеристику политико-правовым документам ведущих конфессий современной России; изучить различные модели взаимоотношений государства и религиозных объединений.