Вопрос2: политико-правовые аспекты взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений Система правового регулирования государственно-религиозных отношений в современной России.
Отношения государства с религиозными объединениями регулируются нормативно-правовыми нормами, среди которых верховенство принадлежит Конституции Российской Федерации 1993 года. Конституция РФ впервые закрепила примат международного права над национальным законодательством в п. 4 ст. 15, согласно которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Эта же статья Конституции определяет, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Существует целая группа международных документов, включающих в себя нормы, закрепляющие положение о равенстве людей независимо от их вероисповедания, о их праве на свободу совести (традиционно под термином «свобода совести» понимается свобода вероисповедания, включая свободу не исповедовать никакой религии, а быть атеистом). К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (ст. 18 , п. 2 ст. 29); Конвенция Совета Европы о защите прав и основных свобод от 4 ноября 1950 года (ст. ст. 9. 14, 16); Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года (ст. ст. 2, 18, п. 2 ст. 20, 26, 27); Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 года (ст. 1, п. 2 ст. 2, ст.4, 6); Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 года (ст. 4) и др. . Эти документы закрепляют обязанность государства обеспечить соблюдение прав людей на свободу совести.
Международно-правовые документы является той основой, опираясь на которую государственные органы любой страны должны строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями на своей территории. С основными международными документами должны быть приведены в соответствие национальные законодательства. Заявление, содержащееся в ноте Министерства внутренних дел РФ главам дипломатических представительств от 13 января 1992 года, подтвердило данное положение. В иных случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
Гарантирование каждому человеку и гражданину свободу совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности было закреплено следующими документами: Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (ст. 12), Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года (ст. ст. 14, 15), Декларацией глав государств - участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 года (ст. 1) и Конвенцией Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года (ст. 10, п. 2 ст. 20).
Новая законодательная база государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями (Закон СССР «О свободе совести и о религиозных организациях» и Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 года, Конституция РФ 1993 года, Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года и др.) должна была кардинально улучшить государственно-религиозные отношения, но никак не осложнять их (что наблюдается на практике).
Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 года ознаменовал поражение воинствующего атеизма как государственной идеологии, снял неоправданные ограничения на культовую деятельность религиозных организаций, упростил процедуру их регистрации, отменил запреты на социальную, производственно-хозяйственную и иную, не культовую их деятельность, признал за религиозными организациями права юридического лица и права собственности, распространил нормы трудового законодательства и т.д.
Конституция РФ 1993 года подтвердила в качестве правовой основы политики государства в области свободы совести такие цивилизованные нормы, как светскость государства и государственного образования, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии и равенство религиозных организаций, обязательность общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 14 и 15). В соответствии со ст. 28 «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Согласно ст. 29 «... 2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие ... религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда ... религиозного ... превосходства». По ст. 59 «... 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
В соответствии с ч. 2 ст. 55 «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Однако реальное применение этой нормы напрямую зависит от развитости принципов соответствующих прав и свобод. Применительно к праву на свободу совести в РФ данная норма работает не всегда.
Основания ограничений прав человека (в том числе и свободы совести) предусмотрены ч. 3 ст. 55: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В то же время согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование отношений, возникающих в сфере прав и свобод человека, находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации своими законами и другими нормативными актами не вправе сужать и ограничивать свободу совести и деятельности религиозных объединений, установленные Конституцией и федеральным законодательством. В их компетенции могут быть вопросы защиты прав и свобод человека, находящиеся согласно п. «б» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Положение Конституции Российской Федерации и нормы международного права в области свободы совести получили развитие во многих нормативных правовых актах как Российской Федерации, так и ее субъектах.
- Вопрос 1: Основы теории религии
- 2. Частные теории происхождения религии
- Вопрос 2: сущностные характеристики религии
- Вопрос3: религиозное сознание
- Вопрос 4: функции и роль религии
- Вопрос5: религия как общественная подсистема
- Вопрос1: эволюция, формы и черты религиозного сознания Тенденции эволюции и отмирания религиозного сознания
- Формы религиозного сознания
- Вопрос2: эмоционально-чувственные компоненты религиозной трактовки морали
- Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей
- Вопрос1: Характеристика свойств светского государства
- Вопрос2: политико-правовые аспекты взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений Система правового регулирования государственно-религиозных отношений в современной России.
- Роль государственных институтов в реализации отношений между государством и религиозными объединениями в современной России
- Вопрос3: нормативно-правовая база религиозной политики в Российской Федерации
- Вопрос4: взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений
- Вопрос1: возникновение буддизма
- Легенда о Будде
- Учение Будды Возникновение учения
- Вопрос2: основные идеи и направления буддизма
- Основные направления буддизма
- Вопрос3: буддизм в Китае, Индокитае, Шри-Ланке
- Современный буддизм в Китае
- Буддизм в Шри-Ланке История проникновения буддизма
- Развитие буддизма
- Современное состояние
- Вопрос4: ламаизм
- Этические нормы Ламаизма
- Вопрос2: идейные предшественники христианства
- Вопрос3: формирование Нового Завета и возникновение христианского богословия
- Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
- Вопрос1: социально-политическая обстановка в Аравии накануне зарождения ислама
- Вопрос2: мусульманское вероучение и культ
- Вопрос3: основные направления в исламе
- Вопрос4: исламские регионы России
- Вопрос1: исламский «ренессанс» в политической жизни мирового сообщества
- Вопрос2: особенности цивилизационного развития исламского мира
- Вопрос1: возникновение и формирование Танаха
- Вопрос2: Талмуд как основа законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс верующих евреев
- Вопрос3: система философских взглядов Каббалы
- Вопрос4:кодекс еврейского права- «Шульхан – Арух»
- Вопрос5: роль иудаизма в современном политическом процессе Израиля
- Вопрос1: возникновение, эволюция и основные направления индуизма
- Вопрос2: индуизм в политической жизни современной Индии
- Вопрос3: духовные и цивилизационные основы индийского общества
- Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»
- Вопрос2: новые религиозные движения в России
- Вопрос3: формирование и развитие представлений о свободе совести Свобода совести и отношения государства и церкви до 1917 г.
- Свобода совести и отношения государства и церкви при Советской власти
- Новое законодательство о свободе совести
- Вопрос1: утверждение ислама среди башкир
- Вопрос2: политика царского правительства в Башкортостане в XVI-XVII вв.
- Вопрос3: февральская революция 1917 года и демократизация государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане
- Вопрос5: политика государственной власти Республики Башкортостан на современном этапе – равенство всех религиозных организаций
- Вопрос1: религия, традиции, опыт и национальный характер в политической культуре общества