logo
ИР

Вопрос4:кодекс еврейского права- «Шульхан – Арух»

Правовой кодекс, известный как «Шульхан арух» («Накрытый стол»), составлен известным сефардским раввином Йосефом Каро в середине 16 в. и до сих пор считается эталонным кодексом норм иудаизма. Когда раввины должны принять решение по проблеме еврейского права, первой книгой, которую они возьмут, будет «Шульхан арух». Причина такого всеобщего признания в том, что здесь содержаться обычаи и установления как сефардов, так и ашкеназов (тогда как боле ранняя книга Рамбама «Мишне Тора» содержит правовые нормы только сефардов, во многом отличные от практики европейских евреев). Это следствие счастливой случайности: когда р. Й. Каро составлял свой кодекс, такой же труд планировал польский раввин раби Моше Исерлес. Р. М. Исерлес (известный как Рама) поначалу огорчился, узнав о работе р. Й. Каро, т.к. знал, что р. Й. Каро более крупный знаток право, но скоро понял, что по отдельности они не сумеют удовлетворить потребности всей еврейской общины. И «Шульхан арух» был выпущен как сборник, где сначала идут установления р. Й. Каро, а затем, курсивом, - дополнения и разъяснения р. М. Исерлиса.

«Шульхан арух» состоит из четырёх томов:

1) «Орах хаим»- законы молитвы и праздников.

2) «Йоре деа» - различные нормы, включая касающиеся благотворительности, изучения Торы и кулинарии (кашрут).

3) «Эвен гаэзер» - законы брака и развода.

4) «Хошен мишпат» - еврейское гражданское право.

По сей день достойными звания раввина считаются лишь те, кто сдал экзамены по «Шульхан аруху».