Вопрос3: февральская революция 1917 года и демократизация государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане
Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции (1917 г.) послужили причиной либерализации государственно-конфессиональных отношений.
Государственно-конфессиональные отношения в Башкортостане в разные периоды истории носили адекватный соц.-полит. ситуации характер. В эпоху господства языч. представлений у башкир взаимоотношения между вождями племен и языч. жрецами были очень тесными; светскую и духовную власть объединяло мировоззрение, основанное на обожествлении окружающей среды. В период формирования союза баш. племен верх. бог Тенгри выступает как объединяющая духовная сила, громом и молнией подавляющая злых духов (внутр. и внеш. врагов союза племен). Дальнейшая соц.- политич. ситуация в связи с расслоением баш. скотоводов на богатых и бедных обусловливала проникновение и распространение в 10-16 вв. среди башкир новой религии -ислама. В утверждении шариатских законов (см. Шариат) особо были заинтересованы ханы, ибо ислам, как ни одна др. монотеистич. религия, с помощью Корана и Сунны жестко и однозначно утверждает отношения властвования и подчинения. Мусульманство ставило свободолюбивого баш. кочевника в довольно жесткие религиозно-правовые рамки, поэтому он довольно долго сопротивлялся нововведению. Тем не менее, к началу проникновения правосл. христ-ва в Башкортостан ислам становится образом жизни баш. народа.
В первое столетие нахождения Башкортостана в составе Рос. империи, несмотря на начатую политику христианизации, крещению подвергались в осн. переселенцы из Поволжья, желающие получить поместья и дворянство. Со 2-й пол. 17 в. проводится насильств. христианизация, на что мусульм. нас. Башкортостана ответило рядом восстаний (см. Башкирские восстания 17-18 вв). Вскоре Екатерина II, стремясь превратить духовенство мусульманское в прислужника иравосл. Рус. гос-ва, в 1788 спец. указом учреждает в Уфе Духовное собрание мусульман (см. Центральнoe Духовное управление мусульман России, Европейских стран СНГ) с нехарактерной для суннитской ветви мусульманства иерархией духовенства и централизацией правления, почти как в правосл. конфессии. В кон. 18 в. в Башкортостане было установлено формальное равноправие между православием и исламом. Фактически в России до 1917 господствующее положение занимала Русская правосл. церковь (РПЦ). Старообрядчество, сектнантство, а также язычники, протестанты, католики и др. конфессии подвергались преследованию.
После Февральской революции (1917) создаются необходимые условия для демократизации гос.-конфессиональных отношений в Башкортостане. В решении Всебаш. курултая (дек. 1917, Оренбург) все религии объявляются равными и отделенными от гос-ва, но в решении подчеркивалось и то, что Главное Духовное управление мусульман должно находиться при Центр. пр-ве Башкурдистана (см. Духовное управление мусульман Республики Бишкортостан). Противоречивым было и то, что в армейских частях роль политкомиссаров выполняли полковые муллы. Поэтому мн. выдающиеся предст. мусульм. мира считали Башкурдистан исламским гос-вом. Все это говорит о невыраженном характере гос.-конфессиональных отношении н авт. респ., провозглашенной Л.-З.Валидовым и его соратниками.
Политика Сов. гос-ва в обл. религии и вероисповедания была определена в янв. 1918 Декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", по условиям к-рого каждый гражданин мог свободно определить свое отношение к религии: быть верующим пли атеистом (см. Атеизм). Все религии становятся равными перед законом. Однако гос.-конфессиональные отношения как к целом в России, так и в Башкортостане в дальнейшем формировались на основе большевистской позиции, вытекающей из сущности коммунистич. мировоззрения. Религия рассматривалась как враждебная сила, с к-рой надо бороться как с классовым врагом. В 80-х гг. в процессе демократизации об-ва. партия и гос-во были вынуждены признать ошибки прежней политики по религ. вопросу.
Вопрос4: причины активизации жизни религиозных центров в Республике Башкортостан – ЦЦУМ России; Уфимского епархиального управления, ДУМ Республики Башкортостан при ЦДУМ; объединения церквей евангельских христиан – баптистов
Значительно активизировалась жизнь религ. конфессий. Если в 1990 действовало 2 религ. центра (правосл. и мусульм.), то к 1 янв. 1996 их стало 5. Это - ЦДУМ России, европ. стран СНГ (Уфа), Уфим. епарх. управление (Уфа), ДУМ РБ (Уфа), ДУМ РБ при ЦДУМ (Салават), Объединение церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ, Уфа). Образованы 20 мусульм. мухтасибатов (регион, управлений) и 10 правосл. благочинных округов. Из 579 религ. объединений (70 - без регистрации), действующих в респ. на 1 янв. 1996, 430 - мусульм. (в 1990 их было 30), из них ок. 240 находятся в ведении ДУМ РБ, ок. 190 - ЦДУМ; 107 - объединения Рус. правосл. церкви (РПЦ, в 1990 - 32), 5 - старообрядческие религ. орг-ции, 10 общины ЕХБ (Союза ЕХБ РФ), 5 - ЕХБ (Совета церквей ЕХБ), 4 - лютеран, 3 адвентистов седьмого дня, 1 - католиков, 1 - иудейская. Наряду с традиц. религиями и их сектами в 1994-95 получили распространение и нетрадиц. религ. течения: Свидетелей Иеговы (1). Церкви Христа (5), Церкви объединения (1), Сознания Кришны (1), Новоапостольской церкви (3), мормонов (1), Последователей веры Бахаи (1). По приглашению рук-ва религ. объединений в респ. приезжают миссионеры из-за рубежа и др. городов России. Они участвуют в проведении религ. праздников, обрядов, распространяют религ. и богосл. лит-ру, предметы религ. культа, оказывают финанс. помощь религ. объединениям.
Религ. центрами открыты духовные уч. заведения по подготовке проф. религ. деятелей. В 5 медресе, находящихся в ведении ДУМ РБ, обучаются 158 шакирдов, в медресе ЦДУМ (преобразовано в мае 1996 в Высший исламский ин-т) 50 человек. В раэл. странах получают образование 21 чел. от ДУМ РБ, 28 - от ЦДУМ. В уч. заведениях РПЦ обучаются 52 посланца Уфимского епарх. управления, в Уфимском филиале Моск. правосл. Свято-Тихоновского богосл. ин-та. открытого на базе Богородской церкви, 17 чел., в т.ч. 4 женщины. В 7 воскресных школах РПЦ обучаются более 650 учащихся. Действует 1 нач. школа Рос. Совета ЕХБ, 1 школа при религ. объединении Сознания Кришны (Уфа). Выпущено большое кол-во религ.-филос., дидактич., канонич. лит-ры, выходят периодические издания (см. Мусульманская периодическая печать, Христианская периодическая печать). Переведен на баш. яз. и издан Коран. Строятся нов. культ. здания и восстанавливаются старые (см. Церкви, Монастыри, Мечети. Часовни). Рук-вом респ. для реставрации и ремонта молитв. зданий выделяются строит. материалы, оказывается фин. помощь. В соотв. с пост. Кабинета Министров РБ от 21 июля 1995 "О передаче культовых зданий религиозным организациям" верующим возвращено 84 здания, из них мусульманам - 36, объединениям РПЦ - 48, в т.ч. типография ЦДУМ, реставрац. мастерские Епарх. управления, передано 62 здания, ранее им не принадлежащие. Продолжается процесс выявления на терр. респ. культовых зданий, используемых не по назначению. Органы гос. власти свои отношения с религ. объединениями и верующими строят в соотв. с Конституциями РФ и РБ. Дни гл. религ. праздников (православные и мусульманские) объявлены нерабочими.
- Вопрос 1: Основы теории религии
- 2. Частные теории происхождения религии
- Вопрос 2: сущностные характеристики религии
- Вопрос3: религиозное сознание
- Вопрос 4: функции и роль религии
- Вопрос5: религия как общественная подсистема
- Вопрос1: эволюция, формы и черты религиозного сознания Тенденции эволюции и отмирания религиозного сознания
- Формы религиозного сознания
- Вопрос2: эмоционально-чувственные компоненты религиозной трактовки морали
- Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей
- Вопрос1: Характеристика свойств светского государства
- Вопрос2: политико-правовые аспекты взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений Система правового регулирования государственно-религиозных отношений в современной России.
- Роль государственных институтов в реализации отношений между государством и религиозными объединениями в современной России
- Вопрос3: нормативно-правовая база религиозной политики в Российской Федерации
- Вопрос4: взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений
- Вопрос1: возникновение буддизма
- Легенда о Будде
- Учение Будды Возникновение учения
- Вопрос2: основные идеи и направления буддизма
- Основные направления буддизма
- Вопрос3: буддизм в Китае, Индокитае, Шри-Ланке
- Современный буддизм в Китае
- Буддизм в Шри-Ланке История проникновения буддизма
- Развитие буддизма
- Современное состояние
- Вопрос4: ламаизм
- Этические нормы Ламаизма
- Вопрос2: идейные предшественники христианства
- Вопрос3: формирование Нового Завета и возникновение христианского богословия
- Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
- Вопрос1: социально-политическая обстановка в Аравии накануне зарождения ислама
- Вопрос2: мусульманское вероучение и культ
- Вопрос3: основные направления в исламе
- Вопрос4: исламские регионы России
- Вопрос1: исламский «ренессанс» в политической жизни мирового сообщества
- Вопрос2: особенности цивилизационного развития исламского мира
- Вопрос1: возникновение и формирование Танаха
- Вопрос2: Талмуд как основа законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс верующих евреев
- Вопрос3: система философских взглядов Каббалы
- Вопрос4:кодекс еврейского права- «Шульхан – Арух»
- Вопрос5: роль иудаизма в современном политическом процессе Израиля
- Вопрос1: возникновение, эволюция и основные направления индуизма
- Вопрос2: индуизм в политической жизни современной Индии
- Вопрос3: духовные и цивилизационные основы индийского общества
- Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»
- Вопрос2: новые религиозные движения в России
- Вопрос3: формирование и развитие представлений о свободе совести Свобода совести и отношения государства и церкви до 1917 г.
- Свобода совести и отношения государства и церкви при Советской власти
- Новое законодательство о свободе совести
- Вопрос1: утверждение ислама среди башкир
- Вопрос2: политика царского правительства в Башкортостане в XVI-XVII вв.
- Вопрос3: февральская революция 1917 года и демократизация государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане
- Вопрос5: политика государственной власти Республики Башкортостан на современном этапе – равенство всех религиозных организаций
- Вопрос1: религия, традиции, опыт и национальный характер в политической культуре общества