Вопрос1: эволюция, формы и черты религиозного сознания Тенденции эволюции и отмирания религиозного сознания
В нашей стране процесс секуляризации протекает несравнимо более быстрыми темпами, чем на Западе. Подавляющее большинство представителей интеллигенции и рабочего класса — атеисты. Невелик процент верующих среди колхозного крестьянства. Незначительна доля верующих и среди молодежи. К верующим, как правило, принадлежат люди преклонного возраста.При социализме религия безвозвратно утратила свое былое место и функции в обществе. Одно из проявлений кризиса религии — разложение традиционных форм религиозности. Наиболее показательными в этом отношении являются изменения в понимании идеи бога — основной в религиозном сознании. Социологические исследования свидетельствуют, что среди верующих растет число людей, отвергающих библейского антропоморфного бога. Под влиянием окружающей действительности их представления о боге становятся все более неопределенными и расплывчатыми. Наиболее распространенным у современных верующих является культ абстрактного бога-духа. Социологические исследования, проведенные в ряде республик нашей страны, выявили значительный процент верующих, придерживающихся пантеистических представлений о боге. Эта тенденция в сознании современных верующих преобладает. Часть верующих разделяет деистические представления о творце. Подчеркнем, что идеи пантеизма и деизма в обыденном религиозном сознании характерны для той немногочисленной части молодежи, которая находится под религиозным влиянием. Некоторых молодых людей привлекает «онаучненный» творец, который «не противоречит» достижениям науки.
Наличие пантеистических и деистических представлений о боге в обыденном религиозном сознании — явление примечательное. Указанные представления существенно отличаются от тех философско-религиозных идей пантеизма и деизма, которые проникают в богословие и делают его более живучим, легче приспосабливаемым к новым условиям. Пантеистические и деистические идеи в обыденном религиозном сознании имеют относительно прогрессивное значение: они выступают своеобразным мостиком, через который верующие приходят к безбожию. В свое время через эти философско-религиозные системы прошли и французские материалисты XVIII в., и великий Дарвин, и выдающийся русский ученый Ломоносов, и видный революционер-мыслитель Радищев.
Важнейшей тенденцией кризиса религиозного сознания современных верующих является разложение библейских представлений о мире. Пользуясь высказыванием одного из православных богословов, верующий христианин традиционно был «твердо убежден в том, что все чем он пользуется в жизни — от луча солнца до малой капли воды, от злака до последней нитки на нашей одежде — это все дар божий, это все подается нам небесным отцом… Мы веруем в промысл божий, в то, что ни один шаг в жизни человека не совершается без воли божьей». Ныне под воздействием социальных преобразований, научно-технической революции эти представления модернизируются, приспосабливаются к сегодняшнему дню как в богословии, так и на уровне обыденного религиозного сознания. Верующие, в сознание которых входят элементы научных представлений о мире, отрицают божественный промысл, считают, что бог — лишь первопричина мира, что он не вмешивается в повседневную жизнь людей.
Характерной тенденцией в эволюции сознания современных верующих является изменение отношения к науке. В своем абсолютном большинстве верующие относятся к науке положительно. Причем проникновение научных представлений в сознание многих верующих способствует постепенному отмиранию религиозного сознания. Оно в значительной степени освобождает их от влияния церкви, делающей человека пассивным существом. Такие верующие, как правило, принимают активное участие в трудовой деятельности, овладевают научными знаниями, приобщаются к современной культуре, что является залогом их перехода на позиции атеизма.
В сознании и поведении современного верующего религиозные догмы играют все меньшую роль. Эта тенденция особенно проявляется в его отношении к труду. Современные верующие в большей степени руководствуются в повседневной жизни реальными, земными интересами, а не религиозными поучениями и догмами. Такие религиозные понятия, как, например, «рай», «ад», «грех», «конец мира», принимаются ими не в библейском смысле. «Рай» — это для многих верующих жизнь, полная достатка; «ад»—земные болезни, невзгоды, телесные или духовные муки, страдания; «грех»— антиобщественные поступки; «конец мира»— собственная смерть и т. п.
Наконец, как у рядовых верующих, так и у церковников нет единой точки зрения на эволюцию религиозного сознания. Первые считают, что отмирает религия вообще, вторые — только существующие ее формы. Последние, разуверившись в традиционных формах религии, питают надежды на возникновение новых. Таким образом, отметим, что приведенное выше свидетельствует о разложении религиозного сознания, о том, что весь религиозный комплекс приходит в упадок.
- Вопрос 1: Основы теории религии
- 2. Частные теории происхождения религии
- Вопрос 2: сущностные характеристики религии
- Вопрос3: религиозное сознание
- Вопрос 4: функции и роль религии
- Вопрос5: религия как общественная подсистема
- Вопрос1: эволюция, формы и черты религиозного сознания Тенденции эволюции и отмирания религиозного сознания
- Формы религиозного сознания
- Вопрос2: эмоционально-чувственные компоненты религиозной трактовки морали
- Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей
- Вопрос1: Характеристика свойств светского государства
- Вопрос2: политико-правовые аспекты взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений Система правового регулирования государственно-религиозных отношений в современной России.
- Роль государственных институтов в реализации отношений между государством и религиозными объединениями в современной России
- Вопрос3: нормативно-правовая база религиозной политики в Российской Федерации
- Вопрос4: взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений
- Вопрос1: возникновение буддизма
- Легенда о Будде
- Учение Будды Возникновение учения
- Вопрос2: основные идеи и направления буддизма
- Основные направления буддизма
- Вопрос3: буддизм в Китае, Индокитае, Шри-Ланке
- Современный буддизм в Китае
- Буддизм в Шри-Ланке История проникновения буддизма
- Развитие буддизма
- Современное состояние
- Вопрос4: ламаизм
- Этические нормы Ламаизма
- Вопрос2: идейные предшественники христианства
- Вопрос3: формирование Нового Завета и возникновение христианского богословия
- Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
- Вопрос1: социально-политическая обстановка в Аравии накануне зарождения ислама
- Вопрос2: мусульманское вероучение и культ
- Вопрос3: основные направления в исламе
- Вопрос4: исламские регионы России
- Вопрос1: исламский «ренессанс» в политической жизни мирового сообщества
- Вопрос2: особенности цивилизационного развития исламского мира
- Вопрос1: возникновение и формирование Танаха
- Вопрос2: Талмуд как основа законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс верующих евреев
- Вопрос3: система философских взглядов Каббалы
- Вопрос4:кодекс еврейского права- «Шульхан – Арух»
- Вопрос5: роль иудаизма в современном политическом процессе Израиля
- Вопрос1: возникновение, эволюция и основные направления индуизма
- Вопрос2: индуизм в политической жизни современной Индии
- Вопрос3: духовные и цивилизационные основы индийского общества
- Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»
- Вопрос2: новые религиозные движения в России
- Вопрос3: формирование и развитие представлений о свободе совести Свобода совести и отношения государства и церкви до 1917 г.
- Свобода совести и отношения государства и церкви при Советской власти
- Новое законодательство о свободе совести
- Вопрос1: утверждение ислама среди башкир
- Вопрос2: политика царского правительства в Башкортостане в XVI-XVII вв.
- Вопрос3: февральская революция 1917 года и демократизация государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане
- Вопрос5: политика государственной власти Республики Башкортостан на современном этапе – равенство всех религиозных организаций
- Вопрос1: религия, традиции, опыт и национальный характер в политической культуре общества