logo
ИР

Этические нормы Ламаизма

Ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования.

Следует избегать десяти черных грехов:

  1. грехи тела — убийство, воровство, прелюбодеяние,

  2. грехи слова — ложь, клевета, злословие и суесловие;

  3. грехи мысли — зависть, злоба, еретические помыслы.

Следует следовать десяти белым добродетелям, которые антиномичны грехам.

Следует овладеть парамитами праджни: подаяние, обет, терпение, усердие, медитация и сама праджня — мудрость.

Для обретения полного спасения необходимо еще преодолеть пять путей-преград: стяжание добродетелей, соединение с истиной и борьба со злом, достижение истинной мудрости, достижение прозрения и достижение цели. Выдержать такие испытания могли немногие, они обычно и обретали ореол высшей святости и считались эталоном. Все остальные лишь ориентировались на этот эталон и пользовались более простыми и быстрыми методами достижения цели, прибегали к помощи магии и мистики, которая широко распространилась еще во времена Пабмы Самбхавы.

К числу таких методов относилось многократное произнесение имени Будды. В ламаизме наиболее популярной мантрой является «Оммане падмехум». Это словосочетание не переводится, его значение — прославление Будды. Оно произносится не простыми звуками, а особыми, гортанными, что должно привести произносящего их в гармонию со всей Вселенной.

Широкое распространение в ламаизме получили молитвенные барабаны — цилиндрические емкости, вращающиеся вокруг неподвижной вертикальной оси. Барабаны заполнялись сотнями бумажек с записанными на них заклинаниями, молитвами, священными текстами сутр. Каждый оборот цилиндра приравнивался к разовому зачтению всех священных текстов, заложенных в барабан.

В ламаизме используются различные мандалы, графическая символика которых была пояснением сложной космологии ламаизма. Большое значение приобрела в ламаизме магия чисел. Четки, по которым монахи отсчитывают количество прочитанных молитв, состояли из 108 зерен-звеньев. Магия этого числа заключена в треугольнике-столбце из одной единицы, двух двоек и трех троек, перемножение которых дает 108. Калачакра с ее 60-летним жизненным циклом также является примером магического влияния чисел в буддизме.

Среди лам существует строгая иерархия, что не свойственно классическому буддизму. Во главе стоят далай-лама, панчен-лама, небольшая группа настоятелей крупных монастырей и ближайших помощников далай-ламы и панчен-ламы. Эта группа отличается тем, что является хубилганами. Следующая ступень — полные ламы - гэлуны, затем посвященные в первую степень ламства - гэцулы, еще ниже - послушники, а затем ламы, занимающиеся магией и врачеванием, на которых не распространялся обет безбрачия. Кроме того, в каждом монастыре была своя внутренняя иерархия лам во главе с настоятелем.

В монастырях была также особая группа монахов, которые назывались раджапы. Они специализировались на разделывании трупов. Для ламаизма характерно захоронение, получившее название небесного. Этот тип захоронений обусловлен спецификой природных условий. Труп умершего человека относят на одну из ближайших вершин, разрезают, отделяют мясо от костей, чтобы они могли быть съедены стервятниками и дикими животными. Если же умирал бедный человек, то его труп опускали в быстрый поток, чтобы его могли съесть рыбы. Таким образом, тело становилось пищей для животных. Только с телами известных учителей и лам, занимавших высокое положение, поступали иначе. Останки первых помешали в ступы как реликвию и память об их учении, вторых бальзамировали монахи в буддийских обшинах.

В монастырях три раза вдень проводятся богослужения — малые хуралы. Периодически применительно к фазам луны и некоторым другим природным явлениям и общественным событиям проводятся большие хуралы, а также торжественные хуралы, связанные с праздниками данной местности. Великими по придаваемому им значению и по продолжительности являются хуралы в честь докшитов - сверхъестественных существ, которые защищают веру и борются против ее врагов. Во время богослужений миряне в храм не допускаются. Они снаружи слушают пение и храмовую музыку, произносят священную мантру. Иногда хуралы совершаются по просьбе мирян по поводу значительного события в их жизни: рождение, свадьба, похороны, болезнь.

ЛАМАИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ламаизм сыграл огромную роль в исторических судьбах ряда народов Центральной Азии, прежде всего тибетского. Ламаистская доктрина, возвеличив Далай-ламу, превратила Тибет в сакральный центр буддизма, связав с ним, в религиозном смысле, народы соседних районов, прежде всего монголов. В Монголии глава ламаистской церкви Богдо-гэгэн на протяжении многих лет был своеобразным центром притяжения всей национальной оппозиции цинскому господству - оппозиции, принявшей религиозную форму. Только после образования МНР в 1921 году религиозная власть Богдо-гэгэна была ограничена, а политической власти он лишился вовсе. Правда, авторитет лам в Монголии, равно как и среди некоторых других ламаистских народов вне Тибета, по-прежнему достаточно высок. Но в наибольшей степени это касается тибета, остающегося и поныне центром ламаизма.

Тибет, на протяжении нескольких последних веков включенный в состав Китая, длительное время сохранял свою национально-религиозную и политическую автономию. Однако после образования КНР 14-й Далай-лама вместе с большой группой (до ста тысяч) поддерживавших его лам и мирян вынужден был под давлением ассимиляционной политики Китая покинуть Тибет. Он нашел прибежище и обосновался в пригималайских районах Индии, где ныне заново отстроены ламаистские храмы и создан новый религиозный центр ламаизма. Сам Далай-лама пребывает в Индии как политический эмигрант, причем стоит заметить, что мировое сообщество всячески его поддерживает. Культурная революция 1966-1976 годов в КНР сильно затронула святыни и ценности ламаизма. Политика лидеров КПК в Тибете продолжает быть весьма жесткой и сегодня, целью ее является превратить Тибет в нечто вроде окраины, заселенной национальным меньшинством, - и не более того. Ламаизм как религия и как образ жизни тибетцев современными китайскими представителями в Тибете преследуется, хотя и не всегда чересчур сурово. Но, несмотря на все это, включая и заметные структурные (в том числе демографические - в Тибет по разнарядкам властей сотнями тысяч едут переселенцы из Китая) перемены, ламаизм в этой очень своеобразной горной стране продолжает занимать важное место и играть существенную роль.

Семинарское занятие №5

Тема: Возникновение, сущность и эволюция христианства

Цель семинарского занятия: рассмотреть причины и предпосылки возникновения христианства; изучить влияние предшествующих религиозных, философских, этических концепций на становление христианского мировоззрения; исследовать возникновение двух основных школ – мифологической и исторической, споры о личности основателя христианства – Иисусе Христе; проанализировать причины разделения христианских церквей.

Ворпос1: общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства

Вплоть до восемнадцатого столетия исследование начал христианства было запрещено. Излишнее любопытство, желание узнать больше, чем ведает Новый завет и церковная традиция, казались правоверным христианам в высшей степени предосудительным, граничащим с ложью. Многие ученые не отваживались обнародовать результаты собственных исследований. Эти работы публиковались только после их погибели. Лишь благодаря просветителям восемнадцатого века сделалось вероятным научное исследование происхождения христианства. Изучались самые разнообразные источники: произведения античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских богословов и их врагов, а также, естественно, те книги, которые сами христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены главные догмы христианской религии, легенды о жизни её основоположника - Иисуса Христа, приведены его слова и поучения.

Как и всякая новая религия, христианство появилось не на пустом месте. Конкретно поэтому нужно разглядеть явления, которые оказали влияние на происхождение, развитие, становление христианской религии и, следовательно, главных её идей. Такие явления принято разделять на социальные и идейные. Кратко рассмотрим каждый из этих источников.

Под социальными истоками христианства (а понятие это довольно многозначно), мы осознаем социальные явления (духовные и материальные), которые способствовали широкому и довольно быстрому распространению данной религии. К социальным истокам следует отнести так же социально-политическую ситуацию того исторического периода, в который зарождалось христианство. Как понятно, христианство появилось в Палестине в I в. Н.Э., Которая, как, впрочем, и все Средиземноморье, входила в состав Римской империи. В то время эту огромную империю раздирали глубочайшие социально - политические антагонизмы, и христианство выступало поначалу как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов - как движение угнетенных.

Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материального состояния общества того времени: «Настоящее невыносимо, будущее, пожалуй, еще более грозно. Никакого выхода». В ситуации такового рода бедняки, готовы были верить хоть какому-нибудь призыву, только бы тот обещал освобождение.

Но, «во всех классах обязано быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, находили бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое выручило бы их от полного отчаяния». По мере усиления состояния отчаяния усиливалось практически бегство из мира внешнего в мир внутренний. И из данной ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. В том положении этот выход мог быть лишь в области религии. Данной религией оказалось христианство.

Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой вероятной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия отрицала присущую всем иным обрядность. Во-вторых, она становится наднациональной религией. Прежние религии, существовавшие на местности империи, носили узко этнический характер (броский пример- иудаизм), и были неспособны объединить рабов и угнетенных различного этнического происхождения; более того, они разъединяли их. Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда вышло смешение самых разных этнических групп, естественные границы меж которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть обьединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам таковой универсальной религии, какой было христианство - в особенности с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского правителя.

Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье. Это - главные идеи христианства. Совсем естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных людей. Вправду, христианство затронуло струну, которая обязана была отыскать отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное понятие о греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной погибели собственного основоположника христианство создало просто понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, дало утешение в сознании, к чему все так страстно стремились. Христианство учило обожать и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это была поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации мысль: в том мире личность имела значение лишь как часть рода, страны. Христианство очистило душу от всего случайного и показало её бесконечную красоту и ценность. Это - одна из обстоятельств популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире, хоть какой человек(!), будь он раб либо свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особенное духовное состояние. Таковым образом, «христианство создавалось людьми, которые стремились отыскать иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология».

Идейными истоками христианства стали идеи и представления ряда остальных религий, в первую очередь иудаизма. Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, постоянно существующую меж ранешними формами религии - легендами, с их политеизмом и обрядностью, и самой религией, возникающей на их базе. По замечанию В. С. Нерсесянца, эта преемственность имеет огромное значение в области политико-правовых воззрений и прямо проявляется, к примеру, в виде учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и т.п. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включала как фактически христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.

Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия. В ней противоречиво сочетались суровые традиции старых племен с жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства. Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особенные дела c богом, заключили с ним контракт, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. Ростки нового в религии старых евреев заключались и в особых представлениях об истории - в Библии история трактуется как поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии- спасителя, ниспосланного богом для установления справедливости.

Из иудаизма христианство заимствовало несколько главных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых, идею мессианизма, и в-третьих, эсхатологию, т.е. идею смерти имеющегося мира в итоге божественного вмешательства. При этом нужно отметить, что в христианстве все они значительно трансформировались: монотеизм был потом ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели особых мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником меж богом и человеком.

Не считая того, что на возникновение христианства также повлияли три философские школы - стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.