logo
ИР

Роль государственных институтов в реализации отношений между государством и религиозными объединениями в современной России

Одной из важных областей государственной политики являются взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений. Государство не только обеспечивает правовое регулирование

реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений (согласно ст. 28 Конституции РФ), но и выстраивает, реализует свои взаимоотношения с ними. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а представляет собой неотъемлемую ее часть, испытывая на себе влияние многих социальных процессов. Религиозные объединения являются институтами гражданского общества, а верующие являются точно такими же полноправными гражданами Российской Федерации, как и неверующие (части 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ).

В системе отношений государства и религиозных объединений присутствует несколько основных элементов, тесно взаимосвязанных между собой. Главными субъектами этих отношений, с одной стороны, являются религиозные объединения во всём их многообразии, расположенные на территории России; с другой стороны, государство в лице уполномоченных государственных органов. На федеральном уровне в их число входят Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующие министерства и ведомства. На уровне субъектов Российской Федерации - представительные и исполнительные органы, а также различные специализированные органы, обеспечивающие связь с религиозными объединениями.

Связь между указанными субъектами определяется двумя категориями отношений. Первая представляет собой совокупность отношений прямого и косвенного влияния религии и религиозных объединений на политическую систему общества, включая государство. Конечно, разные религии, в силу присущих им особенностей, а также окружающей социальной среды, обладают различными потенциальными возможностями воздействия на общество. С учётом этих обстоятельств они оказывают влияние на самые различные сферы жизни - политическую, социальную, экономическую, психологическую и, наконец, культурную. Вторая категория отношений образует собой обратную связь, выраженную в возможности государства воздействовать на религиозную жизнь общества и, в частности, на деятельность религиозных объединений.

По данным опроса Агентства региональных политических исследований (АРПИ), проведенного 29 июня - 2 июля 2000 года в России, РПЦ оказалась на втором месте после президента по уровню доверия россиян, опережая СМИ, правительство и армию (респондентам был задан вопрос: «Какой организации, органу власти, институту общества вы доверяете в наибольшей степени? (выберите один вариант)»: 20% ответили - президент, 7% - Церковь, 5% - СМИ, 4% -правительство, 3% - армия, никому не доверяют - 37%, затрудняются ответить-13%)1.

Насколько РПЦ смогла удержать свою возросшую в начале 1990-х гг. популярность свидетельствуют опросы различных социологических служб, которые демонстрируют достаточно устойчивую тенденцию медленного падения популярности, авторитета Церкви в глазах общества в 1994-2000 гг.. По данным Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН), с января 1996 года по ноябрь 1999 года доля россиян, доверяющих Церкви, упала с 32 до 26%, а доля не доверяющих ей выросла с 42 до 48%1.

Основная причина недоверия россиян к РПЦ состоит в излишнем её сближении с властью. Такой вывод подтверждает опрос Фонда общественного мнения - ФОМ (22-23 января 2000 г.), во время которого наиболее часто встречающимся упреком в адрес Патриарха было обвинение в явной зависимости от правящей власти. «Он политик, он работает под вождя и власть, подстраивается», - отвечали некоторые респонденты на открытый вопрос. По данным этого опроса, Церкви доверяют 21%, не доверяют 26%, но из 26% только 4% испытывают к ней твердое недоверие, а остальные 22% испытывают недоверие «скорее не из-за того, что видят в Церкви какие-либо особые недостатки, а потому, что не видят особых достоинств. Такое отношение группы «мягко» недоверяющих вполне можно изменить, если Церковь станет ак-тивным участником социальной жизни России» .

По утверждению М. Тульского, «Православная Церковь в современной России находится в двойственном положении. Опираясь на собственные силы, на уже имеющуюся паству, она сейчас практически не может быть влиятельным социальным институтом. Выходов из этой ситуации может быть только два: искать поддержку у власти, поддерживая и обслуживая власть, или искать поддержку у народа, выступая в поддержку социальных гарантий и социальных программ для малообеспеченных, вмешиваясь в решение важнейших политических проблем (например, войны в Чечне). Пока Церковь скорее идет по первому пути, и он приносит РПЦ некоторые положительные результаты, но более продуктивным и перспективным может оказаться второй путь».

Отношения государства и религиозных объединений возникают: 1) при определении статуса религиозной организации в качестве юридического лица; в процессе государственной регистрация, перерегистрации или ликвидации религиозных объединений; 2) в процессе контроля за деятельностью религиозных объединений; 3) при определении государственными органами статуса имущества религиозного назначения - наделения религиозных объединений правом собственности на культовые здания и сооружения; 4) при лицензировании соответствующей уставной деятельности религиозных объединений; 5) при осуществлении священнослужителями светских правомочий, прежде всего воинской обязанности; 6) при осуществлении религиозных обрядов и церемоний на территории государственных учреждений, таких как пенитенциарные учреждения. Вооруженные Силы Российской Федерации и ведомственные воинские формирования; 7) в связи с налогообложением религиозных объединений; 8) в связи с взаимодействием государства и религиозных объединений в областях культуры, социального служения, образования и других, в которых права и обязанности государства и религиозных объединений конкретизируются совместными соглашениями о сотрудничестве на основе действующего законодательства.

Высшими органами государственной власти, формирующими политику государства в области свободы совести, и обеспечивающими совершенствование ее нормативно-правовой базы являются: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ определяет основные направления внутренней политики, в том числе государственной политики в сфере свободы совести; вносит в Государственную Думу законопроекты по вопросам свободы совести и религиозных объединений; подписывает и обнародует или же отклоняет соответствующие федеральные законы. Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующими судом. Глава государства подписывает международные договоры Российской Федерации, содержащие обязательства в области свободы совести, которые становятся частью правовой системы РФ; издает указы и распоряжения, являющиеся составной частью законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет и уточняет положения государственной религиозной политики.