Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
Ни один из христианских догматов не появлялся сразу в законченном виде. Как до, так и после Никейского собора между различными группами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрировалась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога, воплощения и искупления. Никейский Вселенский собор (325 г.) под председательством императора Константина осудил учение александрийского пресвитера Ария (256 – 336 гг.) и его последователей, утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу. Собор поддержал учение выступавшего на соборе Афанасия Александрийского (293 – 373 гг.). Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рождающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. Т.о., победило т.н. “омоусианство’, нашедшее свое выражение в Никейском Символе Веры. Те, кто придумали свою формулу: “аномоис”, т.е. “Сын не подобен Отцу” стали именоваться “аномеями” или “евномианами”. На 2-ом, Константинопольском Вселенском соборе (381 г.) были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочисленные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, апполинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом. Окончательно был утвержден догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына. В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием (умер около 450 г.), отвергла сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения было уделено основное внимание на третьем – Ефесском (431 г.) Вселенском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата. На четвертом – Халкидонском (451 г.) Вселенском соборе главное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом Евтихием монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы законы, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат. Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа; 82-е правило пятого – Константинопольского II (553 г.) Вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы.
В первых веках, церковь в категорической форме запрещала, какое бы то ни было изображение святых. Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один и церковных писателей Евсевий считал употребление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в. выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные распоряжения, запрещавшие употребление икон. Этот спор разрешился только на седьмом – Никейском II (787 г.) Вселенском соборе. Собор утвердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изображение священных лиц и событий и поклонение им. В конце V в. сложилось таинство крещения, еще позже - евхаристии (причащения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, брак, покаяние и сопутствующую ему исповедь, священство. |
|
Семинарское занятие №6
Тема: Возникновение и распространение Ислама
Цель семинарского занятия: подвергнуть анализу социально-политическую, религиозную ситуацию в Аравии накануне зарождения ислама; определить роль и значение личности Мухаммеда – основателя ислама; выявить особенности, содержание догматико-ритуальных основ исламской религии; рассмотреть причины религиозной активности в современном мусульманском мире; исследовать мусульманские общины Российской Федерации.
- Вопрос 1: Основы теории религии
- 2. Частные теории происхождения религии
- Вопрос 2: сущностные характеристики религии
- Вопрос3: религиозное сознание
- Вопрос 4: функции и роль религии
- Вопрос5: религия как общественная подсистема
- Вопрос1: эволюция, формы и черты религиозного сознания Тенденции эволюции и отмирания религиозного сознания
- Формы религиозного сознания
- Вопрос2: эмоционально-чувственные компоненты религиозной трактовки морали
- Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей
- Вопрос1: Характеристика свойств светского государства
- Вопрос2: политико-правовые аспекты взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений Система правового регулирования государственно-религиозных отношений в современной России.
- Роль государственных институтов в реализации отношений между государством и религиозными объединениями в современной России
- Вопрос3: нормативно-правовая база религиозной политики в Российской Федерации
- Вопрос4: взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений
- Вопрос1: возникновение буддизма
- Легенда о Будде
- Учение Будды Возникновение учения
- Вопрос2: основные идеи и направления буддизма
- Основные направления буддизма
- Вопрос3: буддизм в Китае, Индокитае, Шри-Ланке
- Современный буддизм в Китае
- Буддизм в Шри-Ланке История проникновения буддизма
- Развитие буддизма
- Современное состояние
- Вопрос4: ламаизм
- Этические нормы Ламаизма
- Вопрос2: идейные предшественники христианства
- Вопрос3: формирование Нового Завета и возникновение христианского богословия
- Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
- Вопрос1: социально-политическая обстановка в Аравии накануне зарождения ислама
- Вопрос2: мусульманское вероучение и культ
- Вопрос3: основные направления в исламе
- Вопрос4: исламские регионы России
- Вопрос1: исламский «ренессанс» в политической жизни мирового сообщества
- Вопрос2: особенности цивилизационного развития исламского мира
- Вопрос1: возникновение и формирование Танаха
- Вопрос2: Талмуд как основа законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс верующих евреев
- Вопрос3: система философских взглядов Каббалы
- Вопрос4:кодекс еврейского права- «Шульхан – Арух»
- Вопрос5: роль иудаизма в современном политическом процессе Израиля
- Вопрос1: возникновение, эволюция и основные направления индуизма
- Вопрос2: индуизм в политической жизни современной Индии
- Вопрос3: духовные и цивилизационные основы индийского общества
- Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»
- Вопрос2: новые религиозные движения в России
- Вопрос3: формирование и развитие представлений о свободе совести Свобода совести и отношения государства и церкви до 1917 г.
- Свобода совести и отношения государства и церкви при Советской власти
- Новое законодательство о свободе совести
- Вопрос1: утверждение ислама среди башкир
- Вопрос2: политика царского правительства в Башкортостане в XVI-XVII вв.
- Вопрос3: февральская революция 1917 года и демократизация государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане
- Вопрос5: политика государственной власти Республики Башкортостан на современном этапе – равенство всех религиозных организаций
- Вопрос1: религия, традиции, опыт и национальный характер в политической культуре общества