logo
ИР

Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа

Ни один из христианских догматов не появлялся сразу в законченном виде. Как до, так и после Никейского собора между различными группами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрировалась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога, воплощения и искупления. Никейский Вселенский собор (325 г.) под председательством императора Константина осудил учение александрийского пресвитера Ария (256 – 336 гг.) и его последователей, утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу. Собор поддержал учение выступавшего на соборе Афанасия Александрийского (293 – 373 гг.). Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рождающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. Т.о., победило т.н. “омоусианство’, нашедшее свое выражение в Никейском Символе Веры. Те, кто придумали свою формулу: “аномоис”, т.е. “Сын не подобен Отцу” стали именоваться “аномеями” или “евномианами”. На 2-ом, Константинопольском Вселенском соборе (381 г.) были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочисленные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, апполинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом. Окончательно был утвержден догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына. В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием (умер около 450 г.), отвергла сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения было уделено основное внимание на третьем – Ефесском (431 г.) Вселенском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата. На четвертом – Халкидонском (451 г.) Вселенском соборе главное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом Евтихием монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы законы, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат. Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа; 82-е правило пятого – Константинопольского II (553 г.) Вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы.

В первых веках, церковь в категорической форме запрещала, какое бы то ни было изображение святых. Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один и церковных писателей Евсевий считал употребление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в. выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные распоряжения, запрещавшие употребление икон. Этот спор разрешился только на седьмом – Никейском II (787 г.) Вселенском соборе. Собор утвердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изображение священных лиц и событий и поклонение им. В конце V в. сложилось таинство крещения, еще позже - евхаристии (причащения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, брак, покаяние и сопутствующую ему исповедь, священство.

Семинарское занятие №6

Тема: Возникновение и распространение Ислама

Цель семинарского занятия: подвергнуть анализу социально-политическую, религиозную ситуацию в Аравии накануне зарождения ислама; определить роль и значение личности Мухаммеда – основателя ислама; выявить особенности, содержание догматико-ритуальных основ исламской религии; рассмотреть причины религиозной активности в современном мусульманском мире; исследовать мусульманские общины Российской Федерации.