Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»
Новые «нетрадиционные культы» представляют специфический тип религиозной организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям, в них сильно развито «мы-чувство». Внутренняя жизнь регламентируется уставами и правилами, предусматривающими процедуру вступления и обязательства перед общиной. В то же время есть новые религиозные образования, в которых отсутствуют жесткие институальные структуры, а внутреннее строение характеризуется аморфностью и в основном сводится к усвоению религиозно-философских трактатов. Таковы, например, объединения, относящиеся к движению Нью Эйдж («Новый век»). Культ в этих новых общинах преимущественно коллективный, используются психотехнологии, психотерапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию в группе. Организации религий «Нового века» действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно условно разделить на несколько групп.
1. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Трансцендентальная медитация» и др.
Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) —пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс Медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружающей природы) включает произнесение
мантр — специальных слов или сочетаний звуков, которым при ется мистический смысл. Вероучительные особенности отходят! задний план, на передний выступает следование истинному щ личный опыт, конкретный авторитет гуру, свами.
2. Неохристианские объединения — это «Церковь объедине* «Семья Детей Бога» и др. Для этих культов характерен синкрет христианской идеологии с элементами восточных религий, центрование эсхатологии и мессианства, наделение руковод статусом посланника Бога, сообщающего новое открове! высшие нравственные предписания.
3. Сайентологическое направление образуют «Церковь сайе* логии», «космические религии» и пр. В этих культах разлив физическим приборам приписывается мистическое значение, верждается возможность регистрации или даже измерения действия на физическую, биологическую природу не| неизвестных и таинственных высших реальностей и фактор Мистически трактуются неисследованные явления психики и ов жающей природы.
4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранивши
традиционными колдунами, шаманами, гадателями все бол
авторитет получают новые магические учения и инст
соединяющие воззрения и практики восточных и западных, дре!
и современных традиций, а также спонтанное творчество нов
колдунов и гадателей. К таким течениям можно отнести, напри
учение Карл оса Кастанеды, основанное на мифолог
мексиканских индейцев. Значительное распространение пол>
спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Ев{
и Северной Америке, практикующие общение с душами умери
5. «-Сатанинские» группы. Сатанизм пришел из древнего Иг.
его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы
величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистичес*
источниками зла —демонами, сатаной и др. «Общество Сат
например, провозглашает себя сознательным носителем зла]
антиподом христианства.
Между первыми четырьмя группами культов нет четких i деление весьма условно. Так, «Тржсцендентальную ме,л учение Махариши Махеша Йоги можно отнести и к сайм логическим культам. «Церковь сайентологии» Хаббарда воспр* некоторые идеи буддизма, в частности достижение состояния ] реннего покоя и безмятежности (нирвана). Неохристианские : ты используют медитацию, заимствованную из восточных сис магию. В то же время неоориенталистские учения зачас заимствуют свой понятийный аппарат из христианской и свете» западной философий. В целом это синтетические, а эклектичные культы.
Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих «религий XX века», в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа.
Обратим внимание на особенности «нетрадиционных религий».
Нетрадиционные культы формируются как разновидность харизматических культов. Приведем их основные особенности.
1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным “откровением" относительно Бога и реальности.
2. Лидер создает особую “семью", или коммуну, в которой его называют “отцом".
3. Лидер устанавливает обязательные для всех правила поведения, но сам не обязательно следует им.
4. Группа придерживается катастрофически-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства.
5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.
6. В новых организациях доминирует коллективный культ, используются “техника" психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптации к группе.
Исследователи нетрадиционных культов выделяют такие их разновидности:
1. Неохристианские объединения — Церковь объединения, Дети Бога, Церковь тела Христа и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, “живого Бога", сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания.
- Вопрос 1: Основы теории религии
- 2. Частные теории происхождения религии
- Вопрос 2: сущностные характеристики религии
- Вопрос3: религиозное сознание
- Вопрос 4: функции и роль религии
- Вопрос5: религия как общественная подсистема
- Вопрос1: эволюция, формы и черты религиозного сознания Тенденции эволюции и отмирания религиозного сознания
- Формы религиозного сознания
- Вопрос2: эмоционально-чувственные компоненты религиозной трактовки морали
- Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей
- Вопрос1: Характеристика свойств светского государства
- Вопрос2: политико-правовые аспекты взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений Система правового регулирования государственно-религиозных отношений в современной России.
- Роль государственных институтов в реализации отношений между государством и религиозными объединениями в современной России
- Вопрос3: нормативно-правовая база религиозной политики в Российской Федерации
- Вопрос4: взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений
- Вопрос1: возникновение буддизма
- Легенда о Будде
- Учение Будды Возникновение учения
- Вопрос2: основные идеи и направления буддизма
- Основные направления буддизма
- Вопрос3: буддизм в Китае, Индокитае, Шри-Ланке
- Современный буддизм в Китае
- Буддизм в Шри-Ланке История проникновения буддизма
- Развитие буддизма
- Современное состояние
- Вопрос4: ламаизм
- Этические нормы Ламаизма
- Вопрос2: идейные предшественники христианства
- Вопрос3: формирование Нового Завета и возникновение христианского богословия
- Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
- Вопрос1: социально-политическая обстановка в Аравии накануне зарождения ислама
- Вопрос2: мусульманское вероучение и культ
- Вопрос3: основные направления в исламе
- Вопрос4: исламские регионы России
- Вопрос1: исламский «ренессанс» в политической жизни мирового сообщества
- Вопрос2: особенности цивилизационного развития исламского мира
- Вопрос1: возникновение и формирование Танаха
- Вопрос2: Талмуд как основа законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс верующих евреев
- Вопрос3: система философских взглядов Каббалы
- Вопрос4:кодекс еврейского права- «Шульхан – Арух»
- Вопрос5: роль иудаизма в современном политическом процессе Израиля
- Вопрос1: возникновение, эволюция и основные направления индуизма
- Вопрос2: индуизм в политической жизни современной Индии
- Вопрос3: духовные и цивилизационные основы индийского общества
- Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»
- Вопрос2: новые религиозные движения в России
- Вопрос3: формирование и развитие представлений о свободе совести Свобода совести и отношения государства и церкви до 1917 г.
- Свобода совести и отношения государства и церкви при Советской власти
- Новое законодательство о свободе совести
- Вопрос1: утверждение ислама среди башкир
- Вопрос2: политика царского правительства в Башкортостане в XVI-XVII вв.
- Вопрос3: февральская революция 1917 года и демократизация государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане
- Вопрос5: политика государственной власти Республики Башкортостан на современном этапе – равенство всех религиозных организаций
- Вопрос1: религия, традиции, опыт и национальный характер в политической культуре общества