Вопрос3: духовные и цивилизационные основы индийского общества
Еще в 19м веке стало понятно, что суть индуизма позволяет поглощение практически любой религиозно-философской концепции. Новопоглощенной концепции отводится место (нечто вроде "полосы движения") в практически бесконечном ряду разнообразных систем достижения духовного совершенства (грубо говоря -- путей, позволяющих выбраться из самсары). При этом концепция "рихтуется" дабы более соответствовать среде. Классический пример -- Рерихи с их встраиванием Христа и Богоматери в индийский пантеон.
Некоторые из вылезающих из такого рода "синтезов" фразочек, ставших (к сожалению) чуть ли не общепринятыми для современного общества: "Бог един, нет разницы как ему поклоняться", "Все пути ведут к Богу, по которому бы ты не шел -- он тебя приведет куда нужно", "Все равно в какую церковь ходить (или не ходить), Бог один, мы все ему служим". Соответственно, пропагандируется свойственный синкретическим системам моральный релятивизм. Т.е. какими бы здоровыми не были бы исходные духовные и нравственные императивы исходной религиозной (или иной философской) концепции, ее ставят на одну доску с культом Кали или верой майя.
Идет выхолащивание, которое в прошлый раз доело изнутри мораль -- а с ним и духовный стержень Западной Римской Империи.
Нарождающаяся система именуется синкретической, ее основа -- моральный релятивизм. Нет четкого разграничения добра и зла.
Отсутствие четких соотношений добра и зла внутри непосредственно индуизма заменяется иерархической кастовой системой, в которой добро и зло для каждой из каст разное. В принципе формулировавших этот подход можно понять -- им нужно было на огромной территории выкристаллизовать общество с высочайшими социальными барьерами, отсутствием лифтов, сквозной управляемостью. Но это их индуистские дела, пусть ковыряются - проблема в том что этот релятивизм внедрился как яд в европейскую цивилизацию. В прошлый раз этот яд в Европе смело христианство, поставившее фантастически четкие моральные критерии и создавшее между добром и злом пропасть. Потом веками под сенью конформизма пропасть сужали, перекидывали мостки, создавали "нейтральные зоны".
Но начиная с инфильтрации индийских доктрин в XIX-XX в европейской цивилизации пошло новое скатывание в синкретизм. Причем важно что -- индийским гуру не так принципиально чтобы бывшие христиане стали поклоняться вишне, шиве или кришне (хотя это одобряется). Куда важнее чтобы в целом общество признало что например причастие в православной церкви и чтение мантры "ом" -- равноценные пути к Богу.
Это и есть разрушение моральной системы. На морали держится цивилизация.
А тупиковость тоже очевидна -- причем с нескольких сторон. Если христианин перестанет спорить с мусульманином о добре и зле, а под "харе рама" начнет похлопывать его по плечу, говоря -- "одному Богу служим, пошли еще с иудаистами, джайнистами и буддистами объединимся, сикхов заманим -- и каждый будет верить по-своему, но всё ж едино" -- все, пиши пропало.
Вообще синкретические системы в лучшем случае гниют, варясь в собственном соку. В худшем -- гниют и рассыпаются с грохотом.
Семинарское занятие №10
Тема: Современные нетрадиционные культы
Цель семинарского занятия: подвергнуть анализу социально политические предпосылки возникновения «неорелигии»; рассмотреть особенности и структурообразующие элементы новых религиозных организаций; изучить причины возникновения новых религиозных движений в России, тенденции их дальнейшего развития; изучить законодательную, нормативную базу.
- Вопрос 1: Основы теории религии
- 2. Частные теории происхождения религии
- Вопрос 2: сущностные характеристики религии
- Вопрос3: религиозное сознание
- Вопрос 4: функции и роль религии
- Вопрос5: религия как общественная подсистема
- Вопрос1: эволюция, формы и черты религиозного сознания Тенденции эволюции и отмирания религиозного сознания
- Формы религиозного сознания
- Вопрос2: эмоционально-чувственные компоненты религиозной трактовки морали
- Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей
- Вопрос1: Характеристика свойств светского государства
- Вопрос2: политико-правовые аспекты взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений Система правового регулирования государственно-религиозных отношений в современной России.
- Роль государственных институтов в реализации отношений между государством и религиозными объединениями в современной России
- Вопрос3: нормативно-правовая база религиозной политики в Российской Федерации
- Вопрос4: взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений
- Вопрос1: возникновение буддизма
- Легенда о Будде
- Учение Будды Возникновение учения
- Вопрос2: основные идеи и направления буддизма
- Основные направления буддизма
- Вопрос3: буддизм в Китае, Индокитае, Шри-Ланке
- Современный буддизм в Китае
- Буддизм в Шри-Ланке История проникновения буддизма
- Развитие буддизма
- Современное состояние
- Вопрос4: ламаизм
- Этические нормы Ламаизма
- Вопрос2: идейные предшественники христианства
- Вопрос3: формирование Нового Завета и возникновение христианского богословия
- Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
- Вопрос1: социально-политическая обстановка в Аравии накануне зарождения ислама
- Вопрос2: мусульманское вероучение и культ
- Вопрос3: основные направления в исламе
- Вопрос4: исламские регионы России
- Вопрос1: исламский «ренессанс» в политической жизни мирового сообщества
- Вопрос2: особенности цивилизационного развития исламского мира
- Вопрос1: возникновение и формирование Танаха
- Вопрос2: Талмуд как основа законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс верующих евреев
- Вопрос3: система философских взглядов Каббалы
- Вопрос4:кодекс еврейского права- «Шульхан – Арух»
- Вопрос5: роль иудаизма в современном политическом процессе Израиля
- Вопрос1: возникновение, эволюция и основные направления индуизма
- Вопрос2: индуизм в политической жизни современной Индии
- Вопрос3: духовные и цивилизационные основы индийского общества
- Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»
- Вопрос2: новые религиозные движения в России
- Вопрос3: формирование и развитие представлений о свободе совести Свобода совести и отношения государства и церкви до 1917 г.
- Свобода совести и отношения государства и церкви при Советской власти
- Новое законодательство о свободе совести
- Вопрос1: утверждение ислама среди башкир
- Вопрос2: политика царского правительства в Башкортостане в XVI-XVII вв.
- Вопрос3: февральская революция 1917 года и демократизация государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане
- Вопрос5: политика государственной власти Республики Башкортостан на современном этапе – равенство всех религиозных организаций
- Вопрос1: религия, традиции, опыт и национальный характер в политической культуре общества