logo search
Лекция Навравления в Исламе

От новобранца к амиру - обучение

В отборочном лагере, хотя бы и с таким великолепным названием как Исламский Институт "Кавказ" в Сержень-Юрте, ничему не учат, а лишь выбирают пригодных для дальнейшего обучения. Учебная программа на этом этапе ограничена заучиванием ряда сур из Корана, написанного наиболее распространенным в данной местности алфавитом, и усиленной физической подготовкой. Основной инструмент оценки кандидата в "моджахеды" - тотальное наблюдение: независимо от возраста и общественного статуса студента (даже если он старше сорока лет). Он не может нигде самостоятельно передвигаться, посещать соседние селения, как правило, запрещено. Передвижение парами и тройками гарантирует не только постоянное наблюдение, но и чувство единения, неразрывности группы.

Более глубокий анализ личности проводится в течение многочасовых допросов, длящихся несколько суток подряд, когда различными и постоянно меняющими друг друга людьми задаются практически одни и те же вопросы. Это позволяет прослеживать несоответствия между ответами и невербальными реакциями допрашиваемого. Тем самым обнаруживается возможность раскрывать агентуру противника и выбирать лиц с психологическими качествами, наиболее подходящими для последующего обучения. Если из отборочного лагеря еще существует теоретическая возможность по собственной воле вернуться к обычной жизни, то на следующих этапах в силу вступает шариатское правило "за отречение от Ислама - смерть".

Более страшный путь в "ваххабиты" идет через плен или захват в заложники. "Ваххабитские" инструкции требуют от "моджахедов" подвергать любого захваченного ими человека, в случае, если ему может быть возвращена свобода, процедуре выбора - или принять "Ислам", или подвергнуться крайней степени физического унижения, все это записывается на видео, а видеозапись затем применяется для шантажа.

Выбравший "ваххабизм" тут же должен расстрелять или зарезать кого-либо из товарищей по несчастью. После чего кандидат обязан соучаствовать во всех действиях "моджахедов", давать интервью для "ваххабитской" прессы, многократно повторяя перед видеокамерой, что он добровольно принял "ислам". При любом подозрении его снова "ставят перед выбором".

Проверка может занять больше месяца, после чего прошедший ее сразу же попадает на второй этап талибского курса. Второй этап начинается с прохождения начального курса боевой подготовки, обычно в базовом лагере на территории, управляемой "ваххабитами". Лагеря и отряды "ваххабитов" называются по имени старшего руководителя. Для раскрутки в СМИ используются звучные имена типа "Шахид", "Ансар", "Мухаджир" и т.п. В базовом лагере изучается военное дело в объеме, необходимом для понимания боевых операций группы "моджахедов" числом до 150 человек. В рамках "науки джихада" изучается конспирация, агентурное дело и ведение бизнеса.

Основной метод обучения - запись и выучивание коротких правил, полевые занятия и деловые игры. Знание правил проверяется не ответами наизусть, а при решении практических заданий. С этого момента "моджахед" заводит конспект - один из трех основных документов, сопровождающих "ваххабита" всю жизнь. Остальные две - ведомости на получение денег и платеж "закята" (т.н. "списки") и видеоотчеты о проведенной работе. Основной акцент в военном обучении сделан на умении пользоваться слабыми местами советской "линейной" тактики - неготовности к продолжительным, непрерывным боевым действиям и к неожиданностям. "Моджахеду" внушается твердая вера в его непобедимость как части "уммы", всемирной общины мусульман. Для этого постоянно демонстрируются документальные записи побед над врагом, с обстоятельным анализом каждого случая, учебные занятия (так же как и боевые операции) чередуются с рутинно-увеселительными мероприятиями и заучиванием Корана. К концу курса слушатель вызубривает много стихов. Зубрежка Корана, ответы на вопросы инструкторов, иногда демонстрация видеопроповедей известных "ваххабитских" вождей, также построенных в виде ответов на наиболее частые вопросы - такова структура "политработы".

Важное отличие такого метода от политзанятий в Советской Армии (господготовки в Российской) состоит в том, что заучивание Корана, даже без понимания смысла, в комбинации с постоянной сменой деятельности создает постоянное ощущение приподнятости, которое сохраняется и в ходе боев. Коран, в отличие от унылых лекций, - талантливое поэтическое сочинение, даже без знания арабского способное произвести эстетический эффект. Помимо практического ознакомления с тактикой использования всего советского и имеющегося в данной местности советского (российского) оружия, каждый курсант получает навыки руководства группами до 20 человек.

Полная взаимозаменяемость, как в оружии, так и командных кадров необходима "ваххабитам", на случай если амир не справляется со своими обязанностями. Тогда он или погибает в бою, или подвергается казни. Также этим методом "салафииты" обычно регулярно обновляют руководящие кадры.

Проверка эффективности подготовки проводится в ходе занятий, на которых инструкторы обстреливают курсантов боевыми патронами и снарядами - тот, кто не развил в себе чувство уверенности в достаточной степени может на таких занятиях выбыть естественным образом. После обучения непременно идет стажировка в боевой обстановке, курсант получает простые, но опасные задания, для выполнения которых более ценными кадрами стремятся не рисковать. Приблизительно на каждые десять курсантов базового лагеря приходится не менее одного замученного пленника, расчлененного живьем при помощи холодного оружия или подсобного инструмента. Цель - связать новичков кровью, вселить веру в свое могущество. Общий эффект непрерывного внушения уверенности в себе и в "салафиитском" учении, создает особый тип "одержимых" личностей. Такой человек готов на все для сохранения этого ощущения, любые критические замечания встречает смехом, не задумываясь о сути критики.

После стажировки курсант направляется в один из трех лагерей специальной подготовки: тяжелое оружие, минно-подрывное дело, психологическая война - практическое применение заученных коротких правил.

Например, одним из главных правил психологической войны, стало требование приписывать противнику все события, взгляды и обычаи, способные дискредитировать "моджахедов", а все положительные черты неприятеля - «моджахедам". Вместо полевых занятий "моджахеды" – идеологи работают в компьютерных классах по теле-, радио- и газетной журналистике.

После специализации курсант официально признается "моджахедом салафиитом" и включается в состав существующего или создающегося отряда. Отныне его жизнь становится непрерывным "джихадом". "Ваххабитские" отряды до 3-5 тысяч человек действуют единым, строго определенным способом (если в осваиваемой местности еще нет "салафиитских" отрядов, то действуют подразделения до 300 - 500 бойцов со стажерами из других "горячих точек"). Около половины отряда остается на месте постоянного проживания и проводит подчинение "неверных" через бизнес, еще приблизительно столько же сражаются, а остальные - стажируются и учатся в других областях деятельности "ваххабитов". Нарушение такого порядка строжайше запрещено. Каждый "салафиит" обязан участвовать в деятельности "мухабаррата" (тайной полиции), собирать и передавать наверх информацию полезную для боевой или деловой деятельности всех "амиратов".

Следующим возможным карьерным этапом для талиба может быть направление на курсы командного состава в Пакистане или Афганистане. По некоторым сведениям, подобные курсы в начале 1999 открывал в Чечне и амир Хаттаб.

Лучшей рекомендацией для направления на курсы комсостава для лидеров небольших джамаатов может стать организация массового истребления "неверных" или получение дохода порядка миллиона долларов за счет "неверных". Такой успех считается основой расширения джамаата, для руководства которым теперь потребуется большие знания. Помимо поддержки роста "салафиитских организаций" привлекаются и "кадры со стороны": на курсы командиров попадают и лидеры, принявшие "ваххабизм" вместе со своими собственными политическими структурами. В этом случае с ними заблаговременно проводятся краткосрочные занятия по изменению сознания до уровня среднего "салафиита".

Содержание и способы обучения на командных курсах отличаются лишь масштабом изучаемых явлений (действия отрядов более 3 тысяч, одновременно в разных районах, управление отдельным квазинезависимым гособразованием). Выпускники курсов комсостава должны быть в состоянии самостоятельно, без помощи арабских контролеров, вести военные действия и оперативную работу в крупных масштабах на протяжении нескольких месяцев.

Один из заметных дефектов выпускников курсов "Талибан" – постоянная нужда в искусственном поддержании настроения приподнятости, чрезмерная вера в арабов и пакистанцев. Невозможность устроить смену подразделений, продлить отдых и чтение Корана больше чем на несколько суток приводит талибов в уныние, они теряют хладнокровие. Так же если в случае серьезных трудностей арабы или пакистанцы почему-то не могут скорректировать обстановку, талибы легко паникуют и могут временно (до нескольких часов) совершенно разочароваться в "ваххабизме».

Даже такой краткий очерк ваххабизма дает отчетливое представление о том, с какой угрозой столкнулась Россия, насколько серьезны намерения приверженцев этого течения. Во всяком случае, даже на основании этих достаточно скупых тезисов можно догадаться, что игнорировать эту проблему нельзя, сама собой она не рассосется. Для некоторых жителей России, совершенно безразличных к Вере, "ваххабизм", как это ни странно, может показаться благом - заменителем того "порядка", который был при коммунистах. Но для православных христиан вполне реальная перспектива исламизации России может означать лишь новые чудовищные гонения.