logo search
ИР

Вопрос 2: сущностные характеристики религии

Исторически существовали и существуют конкретные религии,

"религии вообще" не было и нет. Но для объяснения различных

религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее

понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция

через указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь,

на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик

ее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать:

религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, спо-

соб практически-духовного освоения мира и область духовного

производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) прояв-

ление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе ста-

новления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ

существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отра-

жение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен

культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене

культуры см. гл. IV).

Выражение В религии обнаруживается сущность опреде-

глубинных связей ленного типа общественных систем, она вы-

общества от внутренние, глубинные, скрытые от

непосредственного наблюдения уровни обще-

ственной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватное

сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внут-

ренние связи общества все же могут представать в ней в превращенном

виде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чье-

го-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой

интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обна-

ружения движения общества. Стало быть, религия многое "рассказы-

вает" "о нем, важно только правильно расшифровать закодированную

в ней информацию. Для этого недостаточно свести религиозный мир

к каким-то действительным отношениям - ведь полная редукция не-

достижима. Важно из данных отношений реальной жизни вывести со-

ответствующие им религиозные формы.

необходимо возникающий ас- Религия -не случайное образование,

пект жизнедеятельности чело- навязанное людям философами,жрецами,

века и общества обманщиками, тиранами, как полагали

многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Не подтверждается фак-

тами и тезис о ней как о самодовлеющем начале - метаобщественном,

надмирном и сверхисторическом. Она необходимо возникает и суще-

ствует в обществе, включена в контекст всемирной истории и под-

вержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

Как и любая другая сфера духовной жизни, религия зависима от

материального производства. Для того чтобы размышлять по

религиозным вопросам, заниматься религиозной деятельностью, чтобы

могли функционировать религиозные учреждения, необходимы соот-

ветствующие материальные предпосылки. Именно материальное

производство создает прибавочный продукт, который используется в

духовной области, в том числе и религии. Но материальные отношения

лишь в конечном счете, лишь опосредованно детерминируют возникно-

вение, существование и воспроизводство религии. Непосредственное

воздействие на нее оказывают различные области духовной сферы -

политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. В то же

время она не является пассивным, "страдательным" продуктом обще-

ства: она живет "своей" жизнью, обладает способностью самовосп-

роизводства, продуцирует идеи, понятия, нормы, ценности, а также

разнообразные материальные предметы. В творческой деятельности че-

ловека духовный процесс первичен по отношению и к его идеальным

результатам, и к материальным воплощениям. Религия оказывает

обратное влияние как на экономику, так и на различные области ду-

ховной сферы.

В мировом религиоведении наиболее широко представлена точка

зрения, согласно которой появление и существование религии связы-

вается прежде всего с отношениями несвободы, зависимости,

ограниченности, господства - подчинения, иначе говоря, с той обла-

стью человеческого существования, которая недоступна управлению,

распоряжению, целенаправленному регулированию. Высказывается и

другая позиция: религия коренится в свободе человека, в его стрем-

лении к высшему, к Абсолюту. Первая точка зрения представляется

более предпочтительной. Заметим при этом, что имеются в виду отно-

шения несвободы, зависимости, обусловившие генезис религии, а так-

же те, которые в дальнейшей истории детерминируют ее существо-

вание и развитие. В уже ставшей религиозной системе, "внутри" нее

человек, конечно, может переживать и переживает защищенность,

освобождение от сковывающих обстоятельств, выход за пределы

ограниченности. Религия может давать ощущение свободы и прилива

сил. Но состояние защищенности, переживание выхода за пределы

ограниченности, ощущение свободы и прилива сил возникают как не-

что "другое", производное от действительно существующих отношений

зависимости, несвободы, а стремление к высшему, Абсолюту потому

и появляется, что.наличное бытие человека временно, ограничено,

относительно, эфемерно. Приведем суждение К. Войтылы (р. 1920),

главы Римско-Католической церкви папы Иоанна Павла II, который

в христианской форме выразил обусловленность религии, в частности

представления о характере связи "человек - Бог", отношениями

зависимости "в самой структуре действительности". Он пишет: "Че-

ловек от Него (Бога - И. Я.) зависит, но зависимость эта глубоко

скрыта в самой структуре действительности, и надо приложить какие-

то усилия, чтобы ее открыть и установить"38.

Способ существования Отчуждение - это превращение человеческой

и преодоления деятельности и ее продуктов, отношений и

человеческого институтов в силы, господствующие над

самоотчуждения людьми. Главными моментами действительно-

го отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда от

производителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение государства, пред-

ставляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бю-

рократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д)

опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсо-

нализация связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей,

социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от

человека, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждение

личности - утрата "Я", апатия, неосмысленность.

В религии находят выражение указанные моменты отчуждения

действительной жизни. Не она "ответственна" за развертывание отно-

шений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, на-

оборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного

освоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Са-

моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра-

зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение

собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо-

рачивание, перестановка, перемещение действительных отношений,

"принятие одного за другое", происходит удвоение мира. "Другой",

отличный от действительного, мир населяется самостоятельными су-

ществами, одаренными собственной жизнью.

Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, реп-

резентируя действительное отчуждение человека в экономической,

политической, государственной, правовой, нравственной и других

областях, сами объективируются, проявляются в действительных

взаимоотношениях между людьми.

Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению

отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает

в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от

власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах

очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения

от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает

последствия действительного отчуждения посредством перераспреде-

ления общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев

общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщен-

ных индивидов в общине, развития межличностного общения в

религиозной группе и т. д.

Отражение Отражение является свойством и общества в

действительности целом, и его различных сфер, реализуется как

в процессе актуальной общественной деятель-

ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает и

воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека.

Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение

действительности, то она содержит соответствующую информацию об

отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перераба-

тывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире.

Информационно-сигнальное отражение предполагает использование

воздействий в качестве орудия обратного влияния. С другой стороны,

это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных

принципов религии, она "предвосхищает", предваряет результаты

взаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей.

В религии отражаются многообразные явления действительности.

Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не-

свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всего

содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и

перерабатывает информацию о разнообразных природных и общест-

венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст-

вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых

выражаются свобода человека и возможности управления природными

и общественными процессами. Она отражает всю действительность че-

рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отра-

жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих

действиях, нормах и структурных схемах, организационных

"матрицах".

Религия как подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж-

дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование,

в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады-

вается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть све-

дены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне

взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде

всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание,

деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь,

каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное,

меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкрет-

но-исторической ситуацией, определенные функции. История показы-

вает, что религия занимала в обществе следующие положения.

1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное,

групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпа-

дают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен-

ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения

"налагаются" на другие социальные связи. Институты соединяют в себе

власть религиозную и светскую.

2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может

испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него.

Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте-

пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к опре-

деленным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия

с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная

общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно-

стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла-

шается тождество религиозной и государственной принадлежности.

3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще-

ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная

деятельность и отношения являются частным видом деятельности и

отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей

и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть

принадлежит разным институтам.

В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных

странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия

меняются.

Индивид и личность В ранних формах религии отдельный человек

в религии не выделял себя из религиозной группы, вы-

ступал как индивид, как единичный пред-

ставитель рода или племени, которые являлись носителями

этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично-

стью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном

этапе исторического процесса обособления и отличения себя от

общности. В развитых религиозных системах личность может пред-

ставать в различных типах - "святой", "юродивый", "оглашенный",

"аскет", "отшельник" и т. д., а в обыденной жизни - "верующий",

"фанатик", "колеблющийся", "личность с превалирующей религиозной

ориентацией" или "подчиненной" и др. Без религиозной личности не

может существовать и развитая религиозная система. Религиозная

личность - это человек в совокупности его индивидуальных качеств,

в которой определенное место занимают и религиозные свойства, спо-

собный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности

присуще качество "религиозность", которое образуют в сознании со-

ответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в

поведении - посещение храма, молитва, участие в богослужении, со-

вершение религиозных обрядов, празднование религиозных

праздников, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях

"Бог - человек", "человек - Бог" или, в зависимости от типа

религий, в чем-то ином. Религиозные качества интериоризуются (лат.

interior - внутренний), "овнутрвляются" в процессе социализации,

присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре-

ды, в результате чего складывается религиозная духовность личности.

Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею

духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представ-

ляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и

самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла

и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание го-

лоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны с

религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами.

Религиозная вера, совокупность религиозных представлений,

переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу-

ре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершается

катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание

этой духовности зависит от религиозной принадлежности.