Вопрос 2: сущностные характеристики религии
Исторически существовали и существуют конкретные религии,
"религии вообще" не было и нет. Но для объяснения различных
религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее
понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция
через указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь,
на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик
ее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать:
религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, спо-
соб практически-духовного освоения мира и область духовного
производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) прояв-
ление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе ста-
новления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ
существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отра-
жение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен
культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене
культуры см. гл. IV).
Выражение В религии обнаруживается сущность опреде-
глубинных связей ленного типа общественных систем, она вы-
общества от внутренние, глубинные, скрытые от
непосредственного наблюдения уровни обще-
ственной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватное
сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внут-
ренние связи общества все же могут представать в ней в превращенном
виде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чье-
го-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой
интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обна-
ружения движения общества. Стало быть, религия многое "рассказы-
вает" "о нем, важно только правильно расшифровать закодированную
в ней информацию. Для этого недостаточно свести религиозный мир
к каким-то действительным отношениям - ведь полная редукция не-
достижима. Важно из данных отношений реальной жизни вывести со-
ответствующие им религиозные формы.
необходимо возникающий ас- Религия -не случайное образование,
пект жизнедеятельности чело- навязанное людям философами,жрецами,
века и общества обманщиками, тиранами, как полагали
многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Не подтверждается фак-
тами и тезис о ней как о самодовлеющем начале - метаобщественном,
надмирном и сверхисторическом. Она необходимо возникает и суще-
ствует в обществе, включена в контекст всемирной истории и под-
вержена изменениям в соответствии с общественными переменами.
Как и любая другая сфера духовной жизни, религия зависима от
материального производства. Для того чтобы размышлять по
религиозным вопросам, заниматься религиозной деятельностью, чтобы
могли функционировать религиозные учреждения, необходимы соот-
ветствующие материальные предпосылки. Именно материальное
производство создает прибавочный продукт, который используется в
духовной области, в том числе и религии. Но материальные отношения
лишь в конечном счете, лишь опосредованно детерминируют возникно-
вение, существование и воспроизводство религии. Непосредственное
воздействие на нее оказывают различные области духовной сферы -
политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. В то же
время она не является пассивным, "страдательным" продуктом обще-
ства: она живет "своей" жизнью, обладает способностью самовосп-
роизводства, продуцирует идеи, понятия, нормы, ценности, а также
разнообразные материальные предметы. В творческой деятельности че-
ловека духовный процесс первичен по отношению и к его идеальным
результатам, и к материальным воплощениям. Религия оказывает
обратное влияние как на экономику, так и на различные области ду-
ховной сферы.
В мировом религиоведении наиболее широко представлена точка
зрения, согласно которой появление и существование религии связы-
вается прежде всего с отношениями несвободы, зависимости,
ограниченности, господства - подчинения, иначе говоря, с той обла-
стью человеческого существования, которая недоступна управлению,
распоряжению, целенаправленному регулированию. Высказывается и
другая позиция: религия коренится в свободе человека, в его стрем-
лении к высшему, к Абсолюту. Первая точка зрения представляется
более предпочтительной. Заметим при этом, что имеются в виду отно-
шения несвободы, зависимости, обусловившие генезис религии, а так-
же те, которые в дальнейшей истории детерминируют ее существо-
вание и развитие. В уже ставшей религиозной системе, "внутри" нее
человек, конечно, может переживать и переживает защищенность,
освобождение от сковывающих обстоятельств, выход за пределы
ограниченности. Религия может давать ощущение свободы и прилива
сил. Но состояние защищенности, переживание выхода за пределы
ограниченности, ощущение свободы и прилива сил возникают как не-
что "другое", производное от действительно существующих отношений
зависимости, несвободы, а стремление к высшему, Абсолюту потому
и появляется, что.наличное бытие человека временно, ограничено,
относительно, эфемерно. Приведем суждение К. Войтылы (р. 1920),
главы Римско-Католической церкви папы Иоанна Павла II, который
в христианской форме выразил обусловленность религии, в частности
представления о характере связи "человек - Бог", отношениями
зависимости "в самой структуре действительности". Он пишет: "Че-
ловек от Него (Бога - И. Я.) зависит, но зависимость эта глубоко
скрыта в самой структуре действительности, и надо приложить какие-
то усилия, чтобы ее открыть и установить"38.
Способ существования Отчуждение - это превращение человеческой
и преодоления деятельности и ее продуктов, отношений и
человеческого институтов в силы, господствующие над
самоотчуждения людьми. Главными моментами действительно-
го отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда от
производителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение государства, пред-
ставляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бю-
рократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д)
опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсо-
нализация связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей,
социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от
человека, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждение
личности - утрата "Я", апатия, неосмысленность.
В религии находят выражение указанные моменты отчуждения
действительной жизни. Не она "ответственна" за развертывание отно-
шений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, на-
оборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного
освоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Са-
моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра-
зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение
собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо-
рачивание, перестановка, перемещение действительных отношений,
"принятие одного за другое", происходит удвоение мира. "Другой",
отличный от действительного, мир населяется самостоятельными су-
ществами, одаренными собственной жизнью.
Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, реп-
резентируя действительное отчуждение человека в экономической,
политической, государственной, правовой, нравственной и других
областях, сами объективируются, проявляются в действительных
взаимоотношениях между людьми.
Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению
отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает
в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от
власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах
очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения
от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает
последствия действительного отчуждения посредством перераспреде-
ления общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев
общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщен-
ных индивидов в общине, развития межличностного общения в
религиозной группе и т. д.
Отражение Отражение является свойством и общества в
действительности целом, и его различных сфер, реализуется как
в процессе актуальной общественной деятель-
ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает и
воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека.
Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение
действительности, то она содержит соответствующую информацию об
отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перераба-
тывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире.
Информационно-сигнальное отражение предполагает использование
воздействий в качестве орудия обратного влияния. С другой стороны,
это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных
принципов религии, она "предвосхищает", предваряет результаты
взаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей.
В религии отражаются многообразные явления действительности.
Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не-
свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всего
содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и
перерабатывает информацию о разнообразных природных и общест-
венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст-
вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых
выражаются свобода человека и возможности управления природными
и общественными процессами. Она отражает всю действительность че-
рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отра-
жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих
действиях, нормах и структурных схемах, организационных
"матрицах".
Религия как подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж-
дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование,
в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады-
вается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть све-
дены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне
взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде
всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание,
деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь,
каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков.
Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное,
меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкрет-
но-исторической ситуацией, определенные функции. История показы-
вает, что религия занимала в обществе следующие положения.
1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное,
групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпа-
дают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен-
ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения
"налагаются" на другие социальные связи. Институты соединяют в себе
власть религиозную и светскую.
2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может
испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него.
Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте-
пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к опре-
деленным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия
с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная
общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно-
стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла-
шается тождество религиозной и государственной принадлежности.
3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще-
ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная
деятельность и отношения являются частным видом деятельности и
отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей
и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть
принадлежит разным институтам.
В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных
странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия
меняются.
Индивид и личность В ранних формах религии отдельный человек
в религии не выделял себя из религиозной группы, вы-
ступал как индивид, как единичный пред-
ставитель рода или племени, которые являлись носителями
этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично-
стью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном
этапе исторического процесса обособления и отличения себя от
общности. В развитых религиозных системах личность может пред-
ставать в различных типах - "святой", "юродивый", "оглашенный",
"аскет", "отшельник" и т. д., а в обыденной жизни - "верующий",
"фанатик", "колеблющийся", "личность с превалирующей религиозной
ориентацией" или "подчиненной" и др. Без религиозной личности не
может существовать и развитая религиозная система. Религиозная
личность - это человек в совокупности его индивидуальных качеств,
в которой определенное место занимают и религиозные свойства, спо-
собный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности
присуще качество "религиозность", которое образуют в сознании со-
ответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в
поведении - посещение храма, молитва, участие в богослужении, со-
вершение религиозных обрядов, празднование религиозных
праздников, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях
"Бог - человек", "человек - Бог" или, в зависимости от типа
религий, в чем-то ином. Религиозные качества интериоризуются (лат.
interior - внутренний), "овнутрвляются" в процессе социализации,
присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре-
ды, в результате чего складывается религиозная духовность личности.
Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею
духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представ-
ляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и
самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла
и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание го-
лоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны с
религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами.
Религиозная вера, совокупность религиозных представлений,
переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу-
ре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершается
катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание
этой духовности зависит от религиозной принадлежности.
- Вопрос 1: Основы теории религии
- 2. Частные теории происхождения религии
- Вопрос 2: сущностные характеристики религии
- Вопрос3: религиозное сознание
- Вопрос 4: функции и роль религии
- Вопрос5: религия как общественная подсистема
- Вопрос1: эволюция, формы и черты религиозного сознания Тенденции эволюции и отмирания религиозного сознания
- Формы религиозного сознания
- Вопрос2: эмоционально-чувственные компоненты религиозной трактовки морали
- Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей
- Вопрос1: Характеристика свойств светского государства
- Вопрос2: политико-правовые аспекты взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений Система правового регулирования государственно-религиозных отношений в современной России.
- Роль государственных институтов в реализации отношений между государством и религиозными объединениями в современной России
- Вопрос3: нормативно-правовая база религиозной политики в Российской Федерации
- Вопрос4: взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений
- Вопрос1: возникновение буддизма
- Легенда о Будде
- Учение Будды Возникновение учения
- Вопрос2: основные идеи и направления буддизма
- Основные направления буддизма
- Вопрос3: буддизм в Китае, Индокитае, Шри-Ланке
- Современный буддизм в Китае
- Буддизм в Шри-Ланке История проникновения буддизма
- Развитие буддизма
- Современное состояние
- Вопрос4: ламаизм
- Этические нормы Ламаизма
- Вопрос2: идейные предшественники христианства
- Вопрос3: формирование Нового Завета и возникновение христианского богословия
- Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
- Вопрос1: социально-политическая обстановка в Аравии накануне зарождения ислама
- Вопрос2: мусульманское вероучение и культ
- Вопрос3: основные направления в исламе
- Вопрос4: исламские регионы России
- Вопрос1: исламский «ренессанс» в политической жизни мирового сообщества
- Вопрос2: особенности цивилизационного развития исламского мира
- Вопрос1: возникновение и формирование Танаха
- Вопрос2: Талмуд как основа законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс верующих евреев
- Вопрос3: система философских взглядов Каббалы
- Вопрос4:кодекс еврейского права- «Шульхан – Арух»
- Вопрос5: роль иудаизма в современном политическом процессе Израиля
- Вопрос1: возникновение, эволюция и основные направления индуизма
- Вопрос2: индуизм в политической жизни современной Индии
- Вопрос3: духовные и цивилизационные основы индийского общества
- Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»
- Вопрос2: новые религиозные движения в России
- Вопрос3: формирование и развитие представлений о свободе совести Свобода совести и отношения государства и церкви до 1917 г.
- Свобода совести и отношения государства и церкви при Советской власти
- Новое законодательство о свободе совести
- Вопрос1: утверждение ислама среди башкир
- Вопрос2: политика царского правительства в Башкортостане в XVI-XVII вв.
- Вопрос3: февральская революция 1917 года и демократизация государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане
- Вопрос5: политика государственной власти Республики Башкортостан на современном этапе – равенство всех религиозных организаций
- Вопрос1: религия, традиции, опыт и национальный характер в политической культуре общества